"Два тела короля" Эрнста Канторовича

Nov 12, 2014 18:22

Немного о недавно наконец-то вышедшей в России работе Эрнста Канторовича "Два тела короля"

На самом деле "два тела короля" - это пример превращения тела собственного в безличную субстанцию, уничтожение телесной прерывистости, уничтожение телесных разрывов.
В обществе Модерна такие ситуации встречаются всюду.
Например, мы заходим в автобус и видим кондуктора. В другом автобусе мы опять видим кондуктора. В третьем опять видим кондуктора и т.д. до бесконечности. Это разные люди, но для нас они оно тело - тело с определенными функциями и почти с одними и теми же словами и правами [властью над нами в данный конкретный миг нашего существования в автобусе]. В принципе - для нас это одно тело - тело кондуктора, которое даже при желании можно заменить механизмом [электронным кондуктором]

Но, есть существенная разница между "телом короля" и "телом кондуктора" - у "тела короля" неизмеримо больше власти, чем у "тела кондуктора", наверное, можно сказать,.
"Кондукторское тело" соприкасается с другими телами редко и молекулярно, а "королевское тело" тотально, то есть, практически не знает ограничений во времени и постоянно входит в соприкосновение с телами своих подданных в пространстве отданном под власть суверена.

Другая оптика взгляда на "тела короля" позволяет перенести проблему телесной непрерывности на другие объекты [увидеть, как создаются другие сущности] - например, конструируются нации [или народ или класс], когда предполагается, что все многочисленные и разные тела охваченные именем одного народа [или нации, или класса] - это один телесный континуум - это одно тело - воображаемое тело - тело с одним разумом, одним духом, c одной психологией или с одной ментальностью или еще чем-нибудь - эффект метонимии или синекдохи - тоже встречается тут и рядом с первых шагов в "изобретении наций" и тому подобных процессов.
Для пропаганды - обычное дело ["советский народ как один человек в едином порыве" и т.д.]
Тоже способ уничтожения разрывов и прерывности [проблема постоянно болезненная и актуальная для обществ Модерна]

На самом деле с непрерывным телом короля я встретился очень рано - в детстве, когда читал и смотрел "Принц и нищий" Марка Твена - и как ни странно, очень легко уяснил для себя что значит сообщение "Король умер! - Да здравствует король!", то есть сразу понял, что эта языковая формула создана для указания на непрерывность королевской власти, чтобы подданные ни на секунду не чувствовали себя вне зоркого и строго, контролирующего и карающего ока государя.
В какой-то мере, непрерывное "тело короля" - это начало паноптикума и паноптизма ["власть видит вас всегда и везде - запомни и усвой это"], то есть, своего рода зарождение дисциплинарной власти [поэтому Фуко упоминает Канторовича в своих работах]
Проблемы прерывности и непрерывности волновали Делеза и он тоже обращается к Канторовичу.
В 60-70 годы прошлого столетия "Два тела короля" Канторовича была необычайно популярным исследованием.

игры современности, философия, символические миры, социология, конструктивизм, история, общество

Previous post Next post
Up