Шарковщина, белорусская «Камчатка». Депрессивный район или жить можно?

Feb 01, 2020 18:56



В каждой стране есть уголки, которые можно было бы отнести к числу «депрессивных». В России к таковым относятся отдельные районы в субъектах Федерации, а то и целые регионы. Например, Дальневосточные регионы или Крайний Север. И не только потому, что они удалены, но еще и в силу природных особенностей, не располагающих ни к туристическому, ни к агропромышленному производству. Беларусь - страна небольшая, но и у нее есть своя Камчатка. К ней я бы и отнес Шарковщинский район Витебской области. Из Википедии: средняя зарплата в районе составляет 71,9% от среднего уровня по Витебской области (2017 год), что является самым низким показателем в Витебской области и во всей Республике Беларусь.

Продолжаем серию путешествий в рамках подготовки «Атласа дружбы». В печатное издание, которое готовится при поддержке Фонда президентских грантов, войдут сведения еще о 12 районных центрах России и Белоруссии, в которых развиваются побратимские связи. В ходе каждой поездки мы исследуем исторические, экономические и туристические достопримечательности каждого из районов, чтобы объединить впечатления в одно большое печатное издание.







Район расположен в северо-западной части Витебского района, и он оказался во многом обделен. Судите сами: здесь нет столь распространенных в Белоруссии хвойных массивов, где любят размещать санаторно-курортные объекты. Здесь нет крупных водоемов - по территории района течет река Дисна - левый приток Западной Двины.



Озера есть, но небольшие, в отличие от соседнего Браславского района, известного целым каскадом крупных озер. Но главное - это почва, которая, как известно - главная кормилица белорусов. Шарковщинский район расположен на болотах, которые мелиоративным способом осушают и делают пригодными для выращивания урожая. Площадь болота Жадна составляет 5700 га, в то время, как суммарная площадь всех озер района - всего 470,5 га. Что касается этимологии - то версии две: название Шарковщина образовано от литовского антропонима Šárka в сочетании с белорусским суффиксом -шчына. До Литовской границы здесь всего ничего. Вторая версия - Шарковщина произошла от фамилии Шарко, которая соотносится со словами шаргун, т.е. тот, кто ходит, шаркая ногами. Вторая версия местным кажется более правдоподобной: глинистые почвы Шарковщины налипают на обувь, в результате у местных жителей и возникла шаркающая походка. На заглавном фото - мелиоративный канал для осушения болотистой почвы и превращения ее в пашни. Вот такие:



А еще здесь спокойно бегает дичь.



По пути несколько раз встречали вот такие стада оленей. Жаль, что у меня нет телевика. Поэтому вот вам кроп.





Вообще, шарковщинские болота - это отдельная история. В 25 км от Шарковщины расположен Миорский район с райцентром Миоры. Мы здесь были в 2015 году на фестивале «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю» - одним из великого множества событийных фестивалей, которыми славится Белоруссия. Так вот, именно болота заказника Ельня, который охраняется государством, является главной туристической достопримечательностью этих мест. О том, что он из себя представляет заказник Ельня - читайте в моем материале. Так вот, этот заказник и расположен между Миорским и Шарковщинским районами.



Что касается промышленности - то ее в Шарковщинском районе почти нет. Агропромышленное производство развито также, как и по всей Белоруссии. Но, к примеру, производство молочных продуктов ведется в соседнем Глубокском районе. Сбор молока ведется не только на местных фермах, но и в частных хозяйствах. Для этого возле домов вдоль дороги расставлены вот такие деревянные столики (см фото ниже). Знаете, для чего они? Для того, чтобы местные жители выставляли на них свое молоко, которое потом забирают на молокозаводы Глубокского района.



Казалось бы: ну яблони и яблони. Но нет, это не просто деревья, это символ района. В соседнем Глубоком есть фестиваль "Глубокская вишня". А в Шарковщине в августе проводится жкофестиваль "Яблочный спас".

Вот как об этом фестивале рассказывают белорусские СМИ:

«Идея провести широкомасштабный фестиваль яблок возникла несколько лет назад. И это понятно, Беларусь - это настоящая страна яблок, поэтому именно этот любимый многими фрукт гораздо «брендовее», чем, скажем, вишня или слива. Шарковщина как нельзя лучше подходит для воплощения этой идеи.

Дело в том, что именно здесь традиционно проходил ежегодный фестиваль, посвященный дню рождения известного белорусского селекционера-любителя Ивана Павловича Сикоры. Этот праздник назывался «Яблочный Спас всему час» и проводился в августе в деревне Малые Алашки. В деревне же Большие Алашки находится музей И.П. Сикоры, экспозиция которого насчитывает около трех тысяч экспонатов.

Иван Павлович Сикора при жизни много времени посвятил созданию сорта яблони с повышенной зимостойкостью. К сожалению, этот сорт был создан уже после смерти селекционера, но был назван в его честь - «Память Сикоры». В Шарковщинском райисполкоме решили, что стоит расширить рамки местного фестиваля и сделать его привлекательным для всей Беларуси. В прошлом году (в 2016-м) фестиваль под названием «Яблочный Спас на Шарковщине» был включен в программу фестивального цикла «Белорусское лето»».



И здесь есть туристические маршруты. Есть, что показать.



Агрогородок Германовичи и католическая церковь Преображения Господня (1787).
.


А вот как это место выглядит летом:



В белорусской глубинке редко встретишь люксовые авто.



Приближаемся к агрогородку Лужки. Часто в Белоруссии видим вот такой вот красный асфальт.





Старинное кладбище.



На подъезде к Лужкам нас встречает делегация во главе с председателем районного Совета депутатов Владимиром Шпецем (на фото справа).



Больница в поселке с численностью жителей около 800 человек. Надо ли говорить, что закрывать ее не собираются? Посмотрите, какой кругом порядок.



Школа в Лужках. В соседних деревнях школы закрывают, и детей возят учиться сюда.  Сейчас здесь обучается около 140 учащихся. В лучшие годы здесь училось без малого 400 учеников.



Все условия для обучения здесь созданы.  Далее нас ждала экскурсия по школе и школьному музею.

















Самый известный уроженец Лужков - основатель современного иврита Элиэзер Бен-Йехуда. Для евреев это фигура равна основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию.



Центр Лужков.









Ну а мы направляемся в Шарковщину.



Казалось бы, в таком депрессивном в экономическом смысле районе и с социальной сферой все должно быть плохо. Однако это не так. Например, в 2012 году здесь открыли новую (!) центральную районную больницу (ЦРБ), которая оснащена по последнему слову техники. (источник фото)



В то время как «преуспевающей» Смоленской области вынашивают планы по сокращению ЦРБ и превращению части из них во врачебные амбулатории, в Белоруссии идет обратный процесс. Здесь понимают, что депрессия начинается с отношения государства к человеку. И если не дать людям качественную медицину, то людей будет становиться все меньше. Да, Шарковщинский район не миновала депопуляция. Но темпы ее не сравнить со смоленскими.

Центр поселка.



Районный исполком. Часть здания отдана под нужды людей - здесь всякие кружки, организации и даже магазин.



Встреча в местном доме ремесел.





В одном из дворов...



Дзiсна.







Вот такой нам увиделась Шарковщина. Надеюсь побывать здесь в августе на фестивале "Яблочный спас". На фото: председатель райисполкома Дмитрий Ломако и председатель НКА белорусов Смоленской области Сергей Кривко.



Такая была поездка. В рамках "Атласа дружбы" нас ожидают новые открытия!

Атлас Дружбы, Шарковщина, Беларусь

Previous post Next post
Up