Суровый город Ярцево. Середина января

Jan 19, 2020 23:17



Продолжаем серию путешествий в рамках подготовки «Атласа дружбы». В печатное издание, которое готовится при поддержке Фонда президентских грантов, войдут сведения еще о 12 районных центрах России и Белоруссии, в которых развиваются побратимские связи. В ходе каждой поездки мы исследуем исторические, экономические и туристические достопримечательности каждого из районов, чтобы объединить впечатления в одно большое печатное издание. Первая поездка была в Дубровно, вторая - в Лиозно. Теперь на очереди смоленский райцентр Ярцево. В блоге я описываю первые впечатления, путевые заметки.

Поездку на Ярцево мы решили предприять через Старую Смоленскую дорогу. В районе Кардымово есть четыре поворота налево, которые могут привести в Ярцево. Два из них выходят на трассу М1.





По пути заехали проведать Кардымовскую школу-интернат, которую в прошлом году закрыли. Оптимизировали.  Пока, к счастью, здание удается спасти от разграбления.



Поворот на Ярцево сделали в Еськово. На фото - река Лосьмена.



Подступы к Ярцевскому району. Типичная для Смоленщины разруха.



Автобусная остановка и почтовые ящики близ деревни Михайлово.





В этих обезлюдивших местах встречаются люди. Возможно, это дачники, приехавшие на выходные.



Признак цивилизации. В деревнях установили контейнеры под маркой "мусорной реформы".



Заколотили тем, что было.



Сворачиваем на Худотино. Это 5 км от Ярцево.



Деревня оправдывает название. Здесь все худо.



А рядом находится Староселье. Здесь прямо все живенько. Строятся новые дачные домики.



Работает пилорама.



Есть почта и магазин.



И красивые виды с холмов.



Железнодорожная ветка, всем нам знакомая. По ней мы едем в Москву.



Станция Ярцево.



По улице Советской направляемся в центр города.  Река Вопь и расположенные на ее берегу корпуса промышленной зоны. Главный из них - это Ярцевский хлопчатобумажный комбинат.



Ярцево всегда производил на меня противоречивое, немного тягостное впечатление, как любой старый, и порядком обветшалый город, который в наше время явно не на подъеме. Многочисленные артефакты свидетельствуют о былой промышленной мощи, которой больше нет. И, очевидно, что в будущем лучше скорее всего не будет. Это печалит. В общем, Ярцево отличается от всех городов Смоленской области своей особой атмосферой.





Районная администрация.



Город условно делится на старый, включающий центр, и новый, представленный микрорайоном Пионерный, что на проспекте Металлургов. Если Пионерный - это что-то вроде смоленской Киселевки, представленной типовой застройкой 70-х - 80-х годов, то старый город (почему бы так его не называть?) - это преимущественно здания сталинской и довоенной (а то и дореволюционной!) архитектуры.

Если с домов поснимать рекламный мусор, упорядочить наружную рекламу, то центр города можно будет даже назвать красивым. Как «провинциальный наблюдатель», посоветовал бы главе района Владимиру Макарову заняться этим вопросом. Тем более, что другим районным центрам Ярцеву есть, что показать. Например, вполне приличный общественный трнанспорт (в виде автобусов), движение которых можно контролировать по световым табло на остановках. Такого нет даже в Смоленске.



Проблема в том, что старая застройка зачастую обветшала. В городе очень много брошенных зданий, в которые, скорее всего, уже никогда не вернется жизнь.





Центральная часть города выглядит вполне опрятной и ухоженной, здесь не чувствуется упадка. Улица Советская, вдоль которой тянется симпатичный бульвар, отремонтирована, и теперь по ней можно вполне комфортно ехать. Да и в целом ярцевские дороги не вызвали особых нареканий.

На фото - местный ДК.



Сквер в центре города. Танк Т-34 нацелен на Скорбященскую часовню, которая сейчас находится на реконструкции.



Зима без снега. Детям только и остается, что голубей кормить.



Памятник Ленину на улице Ленинской. Говорят, это чуть ли не первый памятник Ильичу в СССР. Нас позабавило то, что Ленин совсем маленький и несоразмерен постаменту.



То и дело попадаются заброшенные здания.



В советские годы начали строить профилакторий для работников ХБК, да так и не построили. Здание заброшено.





С точки зрения собственности, в прямом смысле местных предприятий в городе почти не осталось. Ярцевский хлопчатобумажный комбинат (ХБК) входит в холдинг «Союз текстильных компаний». Сейчас вся территория ХБК разделена между множеством предприятий. В их числе - производство пластмасс, чулочно-носочных изделий, и даже мазута. И это все разные компании со своими собственниками. Хотя основа осталась. Сегодня старый корпус ХБК, заложенный в 1873 году русским предпринимателем-промышленником Алексеем Ивановичем Хлудовым, это настоящая жемчужина промышленной архитектуры, которая вполне могла бы стать туристическим центром. К тому же, в производственных корпусах сохранилось оборудование той эпохи, которое можно было бы показать туристам. Увы, теперь все это принадлежит частным компаниям, которые полностью автономны от местных властей. Последние, возможно, и хотели бы наладить приток в город туристов, но хотят ли этого собственники производства? Кстати, неподалеку от ХБК есть несколько зданий, где когда-то жили (а, возможно, и живут по сей день) работники предприятия. Эти здания имеют статус памятников архитектуры.



А это уже осколки советской экономической мощи.





О том, как частный бизнес заботился о своих работниках. Это хлудовская казарма, построенная в конце XIX века. Памятник архитектуры, охраняется государством.



Говоря современным языком - общага.



А вот еще одна, о которой несколько лет назад писала вся смоленская пресса. Половине исторического здания сделали "евроремонт", угробив архитектуру XIX века. "Евровентиляцию" сделать не смогли. В результате по дому поползла сырость, грибок, завелась мошкара. По коридорам разнесся запах тлена. Люди начали болеть, жаловаться во все инстанции. Их переселили в здание хлудовской казармы из аварийного и ветхого жилья, за счет госбюджета. После резонанса в СМИ власти что-то здесь подремонтировали, и народ успокоился.

Вторую часть здания так и оставили заброшенной. Периодически там ночуют бомжи и устраивают пожары. Это Ярцево, детка.



Ярцевская ЦРБ.



Центральный парк. Интересно, дойдут ли до него средства госпрограммы "Комфортная городская среда"?



А то как-то мрачноват.



ФОК.



Памятник генералу Платову. Памятник открыт совсем недавно, 19 октября 2019 года. На сайте районной администрации сообщается: Атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии, возведенный за заслуги именным Высочайшим указом от 1812 года в графское Российской империи достоинство Матвей Иванович Платов посвятил всю свою жизнь защите Родины и её интересов. Он принимал участие во всех крупных военных конфликтах конца 18-го  - начала 19-го веков. После Смоленского сражения Платов командовал арьергардом объединённых русских армий. Умер через несколько лет после разгрома французской армии.



Еще один пример удивительной реставрации старинного здания.





Сгоревший ресторан, который никто не сносит. В Пионерном есть еще один - Камелот.



Локомотив ярцевской экономики - это промышленная зона, возникшая вокруг некогда существовавшего здесь завода дизельных двигателей, самого крупного в Европе. «Самое крупное» - это основа, заложенная в советские годы. Масштабы промзоны впечатляют. Ничего подобного в Смоленской области, пожалуй, нет. Конечно, большая часть мощностей пребывает внешне в весьма плачевном состоянии. Однако худо-бедно ярцевская промышленность функционирует, давая работу городу с 44-тысячным населением.



Ярцево - памятник советской промышленной гигантомании. В окрестностях промзоны размещено великое множество всяких корпусов, складских территорий, ото всюду тянутся какие-то трубы...  Сегодня все это ветшает. Остатки предприятий частично модернизируются и используются по назначению. До внешнего вида корпусов никому нет никакого дела.



Сейчас половину этой площадки занимает Ярцевский литейно-прокатный завод (ЛПЗ), который после банкротства обзавелся новыми собственниками из Москвы (ООО «Парус»). Подробный фоторепортаж о том, как рождается арматура на Ярцевском ЛПЗ - читайте в моем репортаже 2012 года. Завод работает по сей день, но предприятию нелегко: в 2019 году его прибыль снизилась в несколько раз. В 90-е годы промышленная зона также была раздроблена на множество более мелких предприятий. Сейчас здесь производят металлопрофиль (бывшая «Аркада»). Предприятие принадлежит калужанам с головным предприятием в Обнинске. Здесь же есть ярцевская фанера, мебельный комбинат, СМИТ «Ярцево», производящее предизолированные трубы, Ярцевская технологическая компания, таможенные терминалы. Единственное «чисто Ярцевское» предприятие - это производство теплиц «Агрофсера», ну и, наверное, ярцевский мебельный комбинат. Правда, у последнего учредителем являются белорусы.











Даже природные объекты здесь подчинены промышленным нуждам. Это озеро Шламовое. Если проследовать дальше - "щупальца" ярцевского промышленного гиганта будут тянуться в сторону села Буяново. Подробный фоторепортаж из этих мест - читайте по этой ссылке.



Солнце взошло над городом, и в Ярцево стало теплее.





Дачные кооперативы ждут весны.



На Степной улице наблюдаем часовню и большое воинское захоронение.



Петропавловская церковь в канун Крещения. Построена в 1915 году. Воссоздана - в 1995-м.



Церковь красивая и уютная. Здесь есть два образа Св. Николая Чудотворца.





Финальная часть нашего путешествия - проспект Металлургов, микрорайон Пионерный.





Георгиевская церковь. Это абсолютно новое здание, в 2017-м году его освятил патриарх Кирилл.





В лучах январского солнца город перестал быть хмурым и неприветливым. Кругом кипит жизнь, спешат куда-то люди, в магазинах идет торговля. И очень бы хотелось, чтобы у города было будущее.



А мы покидаем Ярцево. На очереди - очередной райцентр. На этот раз Витебской области.



Атлас Дружбы, субботние наблюдения, Ярцево

Previous post Next post
Up