Смоленская глубинка, часть 8. Дорогобуж

Dec 24, 2012 10:08



Продолжаем обозревать Смоленскую глубинку. В отличие от последних поездок, в путь я отправился не один. Моим попутчиком был Кирилл Малышев. Две головы, две пары глаз, а стало быть, удвоенная порция фото. Кирилл основательно изъездил Дорогобужскую землю вместе с Михаилом Ивашиным и внедорожной экспедицией в поисках Клада Наполеона. Клад не нашли, зато сняли фильм и узнали много нового. Весь сегодняшний день Кирилл передавал мне накопленные знания, за что ему большое человеческое спасибо.



Весь день светло солнце. На небе - ни облачка. Я уже как-то писал, что солнечный свет придает унылой глубинке несвойственный ей оптимистичный образ. Но в этот раз солнце было оправдано. Дорогобуж - это не только город с красивой архитектурой, но и развитый промышленный центр. Правда, столь любимых мной заброшенностей здесь тоже полно. Одна из главных - усадьба Алексино. И хоть формально она заброшенной не числится, увиденное впечатлило. Я как Форрест Гамп бегал по территории усадьбы и увлеченно фоткал. Солнечный свет и тотальный дестрой слились в причудливый коктейль. Масштаб разрухи - неописуемый. Впрочем, обо всем по порядку. Рассказ об Алексино - в следующей записи.



Путь на Дорогобуж лежал через Соловьеву переправу. Не мог не запечатлеть ее в зимнем одеянии.





Всю дорогу нам встречались верстовые столбы. Такие есть в Краснинском, Смоленском, Кардымовском, Дорогобужском и Вяземском районах, а также в городе Смоленске. Всего их 19, стоят они вдоль и неподалёку от Старой Смоленской дороги. На каждом есть табличка с информацией о конкретном памятном месте на двух языках: английском с западной стороны и русском - с восточной. (источник)





Первая заброшенность.





Если бы не Кирилл, я бы точно проехал мимо вот этой невзрачной инсталляции. А ведь это ни что иное, как Центр Смоленской области. Увы, знак всеми забыт и пребывает в неприглядном виде.



Еще одна достопримечательность. Близ деревни Хатычка, у самой дороги, нам попадается оборонительный дот.



Долговременная огневая точка времён Второй Мировой войны. Массивные стены отлиты из бетона поверх бревенчатых стен. Дерево выгорело, бетон остался.









Въезжаем в Дорогобуж.



Церковь Петра и Павла, 1835 год.



Как и в Духовщине, в Дорогобуже заброшенные здания XIX века - дело привычное. Вот здание мужской гимназии.





Само здание заброшено, но в бывших подсобных помещениях по сей день живут люди.



Заглянем в гимназию.





Рядом - еще одно здание из красного кирпича, некогда относящееся к "объектам социальной инфраструктуры".



Обсуждаем, что здесь могло когда-то располагаться. Ко всем заброшенностям неизменно ведут протоптанные дорожки. Внутри - горы мусора. Их фото до этой записи не дожили.





Это не свет в окне. Это солнце освещает покинутые стены.



Исторические постройки здесь - на каждом шагу.



Город расположен на холмах. Виды - красивые. Настоящая глубинка с деревянными избами и ароматом печных труб. При этом район газифицирован. В целом город кажется вполне живым. Изб заброшенных совсем не много. И не случайно. На территории района расположено одно из крупнейших предприятий области - ОАО "Дорогобуж", известное в прошлом как Дорогобужский завод азотных удобрений. Есть здесь и еще один гигант - ОАО "Дорогобужкотломаш". На его территории построен, пожалуй, главный спортивный объект области - автодром "Смоленское кольцо".

Но вернемся в частный сектор.





Дом-погорелец.



Изучим детали.









Нанотехнологии.





А ведь приведи старые дома в порядок, и в город вполне можно было бы возить туристов.











Я уже писал как-то, что общение с людьми - одно из главных впечатлений от таких поездок. Увы, дорогобужцы на контакт шли неохотно, а при виде камеры и вовсе занимали глухую оборону.



Дама высказала недовольство. Мол, на съемку разрешение не спросил.



Земляной вал и памятники истории.













Контрольный "лук".



Спускаемся с вала. Присутственные места - администрация района, районный суд.





Почтамт.



Самый центр города. Все как и везде: танк, монумент павшим войнам, автостанция, объекты соцкультбыта.

















Впереди - Днепр, а за мостом - спальный район.



В Дорогобуже - целых два моста через Днепр. Заглавное фото сделано с одного, а то, что ниже - с другого.





Так живут люди на другом берегу Днепра.



Дорога на Верхнеднепровский. Туда, где работают промышленные гиганты.



Завод азотных удобрений - ОАО "Дорогобуж". Это настоящий industrial. Если эту запись читает кто-то из заводоуправления - считайте это моим официальным запросом: я хочу сделать репортаж о вашем предприятии. Типа того, что я сделал на Литейно-прокатном заводе в Ярцево. Индастриал - это круто!

Величественные конструкции видны издалека. К ним хочется подъехать как можно ближе.





Здесь, наверно, живут индустриальные боссы.



А мы едем все ближе и ближе к промышленному гиганту.







Пустите меня сюда пофотографировать!





Самый большой в Европе глобус, он имеет высоту 12 метров, диаметр - 10,5 метра и вес 11,5 тонн. Конструкция глобуса - металлический шар (бывший газгольдер, который использовался для накопления азота, срок использования закончился и руководители компании решили сделать их него глобус вместо того, чтобы сдать на металлолом). Шар расписывали профессиональные смоленские художники, прошедшие специальную подготовку для работы на высоте, под началом руководителя проекта, дизайнера Михаила Шведова, который и задумал сделать его географической картой мира как своеобразный символ охраны Земли. (источник)



Ну а мы возвращаемся в город.



Прежде, чем отправиться в Алексино, заезжаем в монастырь Димитрия Солунского.





Минуем еще несколько симпатичных домов.







Дорога на усадьбу. Так себе дорога, как, кстати, и дорогобужский участок Старой смоленской.



На сегодня всё. Остальные мои записи о Смоленской глубинке вы можете найти по этому тэгу. В следующей записи расскажу об Алексино.

фото, Смоленская область, смолэтно, Дорогобуж

Previous post Next post
Up