Джокья-2023-9/ ВОСЕМЬ ПЕЩЕР ДЕВЫ МАРИИ И ТРИ РЕЛИГИИ В ОДНОМ КИТАЙСКОМ ХРАМЕ

Dec 21, 2023 10:44

…и это - юбилейный 2.000-й пост на этом блоге…

Говорить на Яве о религии ещё труднее, чем о философии: мгновенно погружаешься в пучины, и только рот автоматически и самоубийственно продолжает то и дело открываться в попытках определить, о чём именно стоит сказать как раз сейчас - уж больно выбор широк! :)



Это Адам с Евой, если кто сам не догадался…



Тем не менее, об индуизме в DIY (непонятные термины см. в Словарике в первом ПОСТе этой серии) мы уже поговорили, о буддизме - поговорили, об исламе - поговорили… А что же: католицизм, конфуцианство и даосизм подвергнутся конфессиональной дискриминации? Нет, теологическое угнетение здесь не пройдёт! :)

Ведь к католикам (в большей степени) и протестантам (в меньшей), по данным переписи населения Индонезии 2010 года, сейчас относят себя 7,5% жителей провинции. В масштабах страны в целом католики составляют лишь около 3% населения Индонезии, большинство из которых проживает на восточных островах, однако Центральная Ява имеет свою уникальную историю католицизма. Ещё Франциск ван Лит (1863-1926), известный как один из первых иезуитов, успешно нёсших «папизм» на Яву, понял, что для того, что для успеха церковь должна не рубить корни местных верований и культуры, а развивать их, создавая более локализованную, синкретическую форму католицизма (ну, ровно то, что делали там же за несколько веков до этого и первые проповедники ислама!)



Добрые и заботливые организаторы коммерческих религиозных туров предлагают сейчас в DIY за толику малую аж 8 «ПЕЩЕР МАРИИ™» одну за другой «специально чтобы помолиться», но я покажу вам только одну из них - GUA MARIA SENDANGSONO = Sendang («водный источник») Sriningsih, прозванную «яванским Лурдом» (французский Лурд - это один из наиболее важных в Европе центров паломничества, где 11 февраля 1858 года четырнадцатилетней местной жительнице явилась Дева Мария, по случаю чего теперь туда ежегодно приезжают до пяти миллионов паломников).

Как видно уже из названия, здесь тоже имеется свой источник, который считается священным. И миллионы - не миллионы, но тысячи яванских католиков здесь появляются в ходе майского или октябрьского паломничества. В остальное же время здесь почти безлюдно, что создаёт совершенно особую атмосферу.







Грот со статуей девы Марии, подаренной королевой Испании и поставленной на месте её явления:





В декабре 1904 года отец ван Лит крестил 171 местного жителя водой из источника, а четверть века спустя, 8 декабря 1929 года, Сендангсоно был официально открыт как место паломничества.







Насколько можно судить по отзывам в гугломэпс, прибывающих сюда узников Джакарты больше всего удивляет царящая здесь обычно атмосфера удивительного покоя.





А больше всего мне понравился на оных гугломэпс ответ кого-то из местных на вопрос, можно ли посещать Сендангсоно мусульманам: «Мы придерживаемся принципа: "Пусть каждый найдёт в Сендангсоно своего Бога"…»



Добавлю уже от себя: «И не боится. Тех, кто ведёт себя хорошо, тут вот так не наказывают»:



И раз уж у нас сегодня день французских аналогий, ещё я покажу вам «яванский Сакре-Кёр» (по аналогии с тем, что над Монмартром): The Church of the Sacred Heart of Jesus (Gereja Hati Kudus Yesus) = GANJURAN CHURCH - расположенную в Ганджуране католическую церковь.



Эта старейшая церковь в районе Бантул  была основана 16 апреля 1924 г. семьёй Шмутцер, владевшей сахарным заводом в этом районе. И если в 1922 г. в этом районе насчитывалось всего 25 католиков, то в 2011 г. численность прихожан возросла до 8000 человек.

Борцы за чистоту католицизма высказали немало критических замечаний в адрес яванского дизайна церкви, а особенно - яванской культуры в её литургии, которая может проводиться на яванском или индонезийском языке, иногда требуется яванская одежда, может звучать музыка гамелан и исполняться крончонг. Но ганджуранский «Сакре-Кёр» упорно продолжает гнуть своё:



Главное здание церкви представляет собой традиционное яванское джогло и украшено 600 кв. м традиционной яванской резьбы, включая параллелограммы-«ваджикан» и деревянные «ананасы».



Внутрь у меня зайти не получилось, но пишут, что на алтаре изображены ангелы, одетые в костюмы персонажей wayang orang. Из-за подобных изысков голландский исследователь Индонезии M.К.Риклефс назвал церковь в Ганджуране одним из самых ярких проявлений приспособления католической церкви к яванской культуре, а учёные Ян С. Аритонанг и Карел А. Стинбринк - «наиболее впечатляющим продуктом... европейского искусства коренного населения».

















Наконец, в рамках борьбы с религиозной и этнической нетолерантностью не забудем и о том, что китайцы живут в Джокье давно и много - и выражают свою признательность султанам разными способами:





И если т.н. «чайнатаун», ворота в который мы видели в четвёртом ПОСТе, ярко выраженных китайских ароматов не несёт, это всё же не значит, что интересных китайских храмов в Джокьякарте нет. Знакомьтесь:

K(e)lenteng Fuk Ling Miau (Hokkien: Hok Ling Bio) «Храм бесконечных благословений» = K(e)lenteng Gondomanan, что был основан китайской общиной Джокьякарты в 1846 году:



Здесь придерживаются популярной среди индонезийских китайцев концепции «Tridharma», которая означает, что этот храм - общий как для буддистов, так и для конфуцианцев и даосистов.



Он расположен ЗДЕСЬ - у северо-восточного угла кратона, а продолжение серии СЛЕДУЕТ

culture, chinese, language, mystic, history, sultan, candi, yogya, wayang, religion

Previous post Next post
Up