КАЛИМАНТАН-2: ЧТО ГДЕ ЛЕЖИТ. И ЛЯЖЕТ (ЮГ и ЗАПАД)

Oct 16, 2023 15:53


В юго-восточной части Калимантана пока найдены лишь два признака существования там полторы тысячи лет назад древних поселений «санскритской культуры» - чанди Агунг (севернее) и чанди Ларас (южнее), лежащие несколько глубже во внутренней части водораздела реки Барито, чем это было с р.Махакам на востоке острова (начало этого обзора см. ЗДЕСЬ; КАРТА ВСЕГО БЛОГА):





Чанди Агунг (северный флажок на карте выше) расположено в деревне Сунгэй-Маланг (подрайон Амунтай-Тенгах в районе Северный Хулу-Сунгэй).



Оно представляет собой кирпичный фундамент размером 9,20 х 9,20 м (по другой версии: 7 х 7 м).



В 1967 году Археологический институт Индонезии в сотрудничестве с правительством провинции Южный Калимантан провели исследования чанди, обнаружив фрагменты терракотовой головы kala, неповреждённый пьедестал в виде лотоса, фрагменты постамента, храмовые украшения, кирпичи с терракотовыми украшениями, пять горшков, содержащих остатки пепла, костей, бус из обожжённой глины и земли.

Его религиозная принадлежность до сих пор неизвестна, так как пока не найдено никаких надписей и статуй (kala характерна как для индуизма, так и для буддизма). Стены ровные, без украшений. При исследовании окрестностей были обнаружены группы деревянных столбов. В одной из них видны четыре столба, образующие четырёхугольник - вероятно, это остатки столбов дома.

Этот храм уникален по сравнению с храмами или ступами из других регионов Индонезии, потому что чанди Агунг, похоже, было построено на болоте, заполненным грунтом. По всей видимости, сооружение перед засыпкой было укреплено железным деревом - и как только земля затвердела, стало возможно приступать к строительству. Судя по остаткам лестницы, можно предположить, что оно обращено на юго-восток.



Ещё одни исследования чанди Агунг были проведены в 1997 г. Археологическим управлением Банджармасина. В их ходе был сделан радиоуглеродный анализ остатков железного дерева в основании двора, который датировал постройку VIII в. н.э.

В чанди Ларас, лежащем в бассейне реки Барито примерно в 60 км. Юго-западнее, и его окрестностях не сохранилось никаких построек.



Были найдены лишь кирпичи, разбросанные на поверхности между реками Негара (на западе) и Амас (с востока на юг), в деревне Чанди-Ларас (подрайон Южный Чанди-Ларас в районе Тапин). Эта местность прозвана местными жителями «нагорьем». Остатки кирпичного здания сконцентрированы на высокой и сухой площадке размером 30 х 41 м, образуя круглый курган. Исходя из формы круговой планировки, вполне возможно, что чанди Ларас имело форму ступы (что говорит о его принадлежности к «буддийской ветви»).



Тем не менее, поблизости от него обнаружены фрагменты статуи Шивы Махагуру, держащего в руках нанди и лингам,  а в русле реки Амас - фрагменты надписи. По всей видимости, она связана с неким «паломничеством», поскольку в ней упоминается (ja)ya siddha - как и в надписях siddhayatra из Палембанга. Она написана на старомалайском языке и санскрите с использованием шрифта паллава. Судя по этому, можно предположить, что надпись относится к VII в. н.э.



И снова смешение индуизма с буддизмом: примерно в 750 м к юго-востоку от чанди Ларас была найдена бронзовая статуя Будды высотой 21 см, изваянная в стоячей позе samabhaṅga (прямые ноги с параллельными стопами), обе руки подняты, левая рука держит конец покрова. Правая рука опущена. Левое плечо закрыто покровом. По стилю статуя относится к VIII-IX вв. н.э.

В центральной зоне южной части острова памятников «санскритской культуры» пока не обнаружено - и если мы сначала посмотрим на топографическую карту, …



…а потом глянем туда же с воздуха, …





…нам сразу станет ясно почему: болото на болоте… Поэтому прыгаем сразу на юго-запад острова:



Предполагается, что китайские моряки контактировали с жителями этого острова ещё во времена династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Расположение Калимантана в самом центре островной Юго-Восточной Азии (ЮВА) и, соответственно, на оживлённом морском торговом пути сделало его местом остановки китайских торговцев, которых манили здесь золото, камфора, панцирь черепахи, «слоновая кость» птицы-носорога, рог носорога, пчелиный воск, «лака» (душистые сердцевина и корень лианы Dalbergia parviflora), смола «драконья кровь», ротанг, съедобные «ласточкины гнёзда», а также пряности и ценная древесина.

До сих пор мы не знаем точно, какое государство существовало на Западном Калимантане. Основываясь на китайской хронике T'ai p'ing huan yu chi (976-983 гг. н.э.), некоторые учёные предполагают наличие там царства Chin-li-p'i-shih. Это предположение основано на чтении p'i-shih в Chin-li-p'i-shih как транслитерации слова wijaya (что никак не связано со знаменитой Шривиджайей):

«Chin-li-p'i-shih находится более чем в 40 тыс. ли к юго-западу от столицы [Китая]…. К востоку от неё на расстоянии 2.000 ли лежит Чи-ву. На западе в 1.500 ли находится Чих-Ту. На юге в 3.000 ли - По-ли. На севере - Лю-чжу. В этой стране [Chin-li-p'i-shih] есть города и дома… Для каждой трапезы они сначала расстилают на земле циновку, на которой раскладывают еду, и садятся. Имя правителя - Pén-to-yang-ya. Перед ним маршируют воины. У них есть оружие, доспехи и шлемы. Утварь [жителей этой страны] в основном сделана из коры деревьев. Их обычаи и продукты похожи на те, что в Chén-la [Камбодже]».

Однако до сих пор не найдено свидетельств прямого контакта между Западным Калимантаном и Китаем даже в VII веке нашей эры. Товары оттуда, по-видимому, вывозились через другие, более важные торговые центры. После более чем шести веков молчания Западный Калимантан, наконец, вновь упоминается в исторических записях с XIV века. Яванская «Негаракертагама» приводит несколько названий расположенных там и подчинённых Маджапахиту государств: Капухас, Самбас, Ланда(к), и Танджунгпури. Другой письменный источник, упоминающий места на Западном Калимантане в связи с Маджапахитом - это Sejarah Melayu, написанная в 1612 г. В ней говорится:

«Выйдя из Куала-Палембанга и плывя на юг шесть дней и шесть ночей, пристал к Танджунг-Пуре. Царь Танджунг-Пуры предстал, чтобы приветствовать Багинду со всем почтением и достоинством. ...Когда в Маджапахите узнали, что царь из Букит-Сигунтанг спустился вниз и присутствует в Танджунг-Пуре, то Батара Маджапахит отправился к Санг Сипербе».

На западном берегу реки Паван, примерно в 10 км от Кетапанга, обнаружены развалины старого поселения и кладбища (южный флажок на карте выше). Площадь этого участка составляет около 70 тыс. кв. метров и известно как Бенуа-Лама. Здесь были найдены остатки кирпичных построек, керамические и горшечные черепки, монеты. Старое поселение находится между двумя старыми кладбищенскими комплексами - Макам-Крамат-Туджу и Макам-Крамат-Сембилан, типы надгробий на которых аналогичны найденным в Тровулане в XIV-XV вв. н.э.

Берега реки Паван входили в Танджунг-Пуру. Это царство предположительно уже существовало примерно в XIII-XIV вв. н.э. и Nāgarakĕrtāgama упоминает его как одно из подчинённых Маджапахиту государств. Но Танджунг-Пура поддерживала контакты не только с Маджапахитом, но и с другими странами. Найденное там множество черепков китайской керамики эпохи Сун-Юань (XII-XIV вв. н.э.) свидетельствует о её связях с Китаем. Танджунг-Пура была известна своей древесиной belian, которая была одним из предметов торговли. Она упоминается и в португальском источнике XVI в. н.э. (Tomé Pires 1511-1513 гг.) как один из важных портов, в котором велась торговля. Из порта Танджунг-Пуры вывозились золото, алмазы и даже продукты питания, хотя они здесь не производились (вероятно, золото и алмазы поступали из Банджармасина - в четвёртом посте калимантанской мини-серии мы об этом поговорим подробнее).

Самый яркий и запоминающийся памятник Западного Калимантана - это, бесспорно, Batu bertulis aka  Batu Pait, который расположен на окружённой холмами равнинной местности на западном берегу реки Махап близ южной границы деревушки Паит (сердечко на карте выше).



До него можно добраться на автомобиле, доехав до Нанга-Махап, что в 60 км от Секадау. От Нанга-Махап на мотоцикле около 12 км до места. В сезон дождей из Нанга-Махап можно добраться на моторной лодке по рекам Махап и Текарик, но она сможет дойти только до деревушки Себабас, а оттуда надо идти ещё 4,5 км пешком.

За видео и фото ниже снова скажем спасибо ЭДУАРДу, который добрался туда в ходе своего путешествия по Калимантану и оказался там с 80-х годов аж пятым иностранцем: в 1998-м в Бату-Паит побывала японская пара, а в 1989-м - трое немецких исследователей:

image Click to view



Впервые о Бату-Паит было сообщено в 1914 году. В отчёте указывалось, что на берегу реки Текарик (приток реки Капуас) была найдена гранитная глыба размером 4 х 7 м. с надписью на ней, которая содержит буддийские мантры. Она сделана на патре (промежутке между группами из трёх ступ слева и четырёх справа), к нашему времени износились и читаются с трудом. Но можно разобрать слова: poşa mǎsa sake 578.

Надписи на санскрите также были высечены на каждой из ступ, для облегчения чтения расположенных, начиная с самой короткой - 1,55 м (ступа I) слева до самой высокой - 2,45 метров (ступа VII) справа, но прочитать можно лишь некоторые из них. Они сделаны паллавой, содержание, по мнению Сукарто, следующее:

· Ступа I: wǎdi mahǎsramanah

· Ступа IV: wǎdi mahǎsramanah

· Ступа V: mahǎsramanah

· Ступа VI: mahǎsramanah

· Ступа VI: wijaya























По мнению Крома, надписи были сделаны примерно в VII веке нашей эры; Quaritch-Wales считает, что в VI в. н.э.; тогда как Chabbra и Stanley J.O’Connors утверждают, что они являются более ранними, чем юпы V в. н.э. в Кутае. Последнее исследование проведено в 1985 году M.M. Soekarto, который, исходя из палеографии, пришёл к выводу, что надписи датируются примерно серединой VIII века н.э.

Эта находка свидетельствует о существовании буддийских общин, проживавших в узкой долине, через которую протекает река Текарик. Учитывая отдалённость долины, где течёт лишь небольшая река, можно предположить, что группа монахов могла также построить святилище, где они медитировали, изучали книги сутр и проводили выездные церемонии.

И снова: помимо последователей буддизма, в районе реки Капуас проживали и индуисты. Указания на это имеются в Нанга-Сепаук и Нанга-Серавай в виде руин чанди, статуй liṅga, yoni и nandi.

Нанга-Сепаук (северный флажок на карте выше) находится в районе остроконечного мыса на месте впадения в Капуас реки Сепаук:



Очень интересной находкой в этом месте является изваяние mukhaliṅga (буквально «линга с лицом»), которое вызвало ожесточённые споры учёных:





Признаки присутствия последователей буддизма были обнаружены и по берегам самой северной реки Западного Калимантана - Самбаса. Там найдены металлические статуэтки Будды (две в сидячем положении и две в стоячем), статуэтка Падмапани, а также одна подставка для сжигания благовоний.



По мнению Тана и Уэльса, эти статуэтки относятся примерно к VIII-IX вв. н.э. Из-за сходства стилей Нилаканта Састри предположил, что Западный Калимантан находился тогда под властью Шривиджайи.

И один очень интересный штрих напоследок: по крайней мере некоторые индонезийские историки считают, что в Кутай (а оттуда, возможно, в Таруму и Канджурухан) приходил ещё не индуизм в его современном понимании (следы последнего находят лишь с с VII века - Диенга), а ещё брахманизм. Интересно отметить, что на востоке Калимантана были обнаружены бесспорные СВИДЕТЕЛЬСТВА распространения древнейшей религии Индии ещё как минимум в V веке, однако её храмов найдено не было. Причина в том, что в ведической религии ритуалы проводились не в священных зданиях (святилищах, храмах), а в кшетре (священная территория). Как указано в надписях на юпах, ритуалы в Кутае проводились на «очень священной земле» (punyatǎma ksetra). При этом приверженцы брахманизма в Индонезии поклонялись в качестве верховного бога Вишну.

Продолжение СЛЕДУЕТ

candi, culture, chinese, kalimantan, art, history, как-проехать

Previous post Next post
Up