КАЛИМАНТАН-3: ГДЕ ЛЯЖЕТ НОВАЯ СТОЛИЦА

Oct 24, 2023 17:23


Мысль о том, что столица Индонезии не должна быть в Джакарте, не нова…





Ещё генерал-губернатор Нидерландской Ост-Индии Герман Виллем Дандельс в начале XIX века планировал перенести её из тогдашней Батавии в Сурабаю на Восточной Яве. Он ссылался на то, что в Батавии свирепствовали холера и малярия, и что колония остро нуждается в столице, подобной Сурабае - с хорошим транспортным сообщением, огромной крепостью и морским портом.

В 1920 г. голландский врач Хендрик Фрик Тиллема убеждал генерал-губернатора Ван Лимбурга Стирума перенести столицу в Бандунг на Западной Яве. Тиллема твердил, что погода в Батавии является катализатором вспышек различных заболеваний. А к погоде можно добавить присущую голландцам любовь к каналам, которая приняла в местных условиях особо извращённые формы:



В 1947 году, ещё до завоевания Индонезией независимости, президент Сукарно создал специальное управление для проведения исследований по поиску новой столицы. (Не забудем также, что во время голландско-британской агрессии он несколько раз переносил столицу Индонезии: сначала в Джокьякарту, а потом на короткое время даже в Букит-тинги на Западной Суматре).

После обретения Индонезией независимости Сукарно в 1957 году остановил свой выбор на Паланкарае. По свидетельству современников, он просто влюбился в этот небольшой город на Калимантане, дав ему название, которое на санскрите означает «святой, благородный, высокий».

В 2010-х годах президент Сусило Бамбанг Юдхойоно также инициировал создание специальной комиссии для изучения перспектив строительства новой столицы. Однако результаты исследования так и не были обнародованы, и планы так и не были реализованы. А Джакарта тем временем уверенно продолжала появляться в большинстве международных рейтингов: «10 самых ненавистных городов мира»…



Пример от Marco Sagese: https://www.aluxurytravelblog.com/2014/01/10/10-of-the-most-hated-cities-in-the-world/

Об опасности сокращений

Тот, кто просто произносит название «Джакарта», на практике имеет в виду непонятно какую из двух очень и очень отличных друг от друга вещей:







· возможно, он имеет в виду то, что официально называется «Специальным столичным округом (DKI) Джакарта» в ранге провинции Индонезии, население которого составляет около 10 млн человек. Административно он разделяется на 5 «городов» и один район с интригующим названием «Тысяча островов» - и из-за последнего в состав DKI Джакарты входят ещё и 6.977 км² акватории;





· но есть ещё «Большая Джакарта» aka «Большой Дуриан» = ДжаБоДеТаБек. Это DKI Джакарта + административно относящиеся к соседним провинциям Западная Ява и Бантен, но на практике сросшиеся со столицей районы Богор, Тангеранг, Южный Тангеранг, Депок, Бекаси) - и вот тут население оценивается уже в 30-35 млн человек! Это второй по величине на планете (после Токио, а скоро японцы останутся позади) урбанистический агломерат - и очевидно, что с таким населением и административным устройством он неуправляем по определению. Но это - лишь первая его проблема.

2. Тонущий город. Джакарта ежегодно опускается примерно на 5-10 см, а в северных прибрежных районах - до 20 см. Процентов 70 всей её территории уже лежит ниже уровня моря - и на пике сезона дождей город практически захлёбывается от мощнейших экваториальных ливней: ведь выпавшая вода сама никуда не уйдёт, её надо откачивать принудительно…







А конца этому процессу утонутия не предусматривается - и в индонезийских социальных сетях он креативно отражается вот в таком виде:





3. Так что если добавить сюда высокую сейсмическую активность (а когда большая часть территории города лежит ниже уровня моря всего лишь метрового цунами вполне достаточно, чтобы угробить его раз и навсегда), становится понятно, почему столицу Индонезии просто нельзя не переносить.

Да и просто представьте себе 35 млн. человек, собравшихся бок к боку - и вы автоматически увидите ещё множество проблем, которые просто невозможно решить на нынешнем месте: пресловутые пробки, загрязнение воздуха, административный кошмар и т.д., и т.п...



А вот на Калимантане (начало этого обзора Калимантана см. ЗДЕСЬ; КАРТА ВСЕГО БЛОГА) дела обстоят в точности наоборот: много свободной и дешёвой земли (вдобавок, колоссальные массивы её уже находятся в государственной собственности - и там её не надо будет выкупать у десятков и сотен тысяч индивидуальных владельцев, что традиционно является главным тормозом крупных инфраструктурных проектов в Индонезии). Много воды. Намного лучший климат. Отсутствие загрязнения. Ни извержений, ни землетрясений…



Вот именно поэтому столица Индонезии переезжает на Калимантан: День провозглашения независимости Индонезии (17 августа) следующего года правительство планирует не просто встречать уже там - хотя пока лишь с новым президентским дворцом и некоторыми ключевыми правительственными зданиями - но и официально перенести туда из Джакарты столицу страны. «Там» и «туда» - это вот здесь…



…(и сразу добавим к плюсам Калимантана наличие двух уже существующих современных аэропортов и морского порта рядом с выбранной точкой):



В апреле 2019 г. президент Джоко Видодо на заседании кабинета министров сделал неожиданное заявление - столица Индонезии вскоре будет перенесена в другой город. В августе 2019 года он объявил о принятии официального исследования, согласно которому столица Индонезии будет перенесена из Джакарты в будущий город Нусантара (IKN), расположенный в провинции Восточный Калимантан. Парламент одобрил это 18 января 2022 года. На обсуждение и принятие закона потребовалось всего 42 дня, что сделало данный законопроект рекордсменом по скорости принятия индонезийскими законодателями - что само по себе говорит о многом.



В августе 2023 года президент назвал перенос столицы крупнейшим в мире проектом. «Мы были достаточно смелы для того, чтобы открыть новый экономический эпицентр, а именно Нусантару. И крупнейший в мире проект находится в столице Индонезии Нусантаре», - сказал он, открывая в Джакарте форум Real Estate Indonesia (REI).

Естественно, делаться это будет поэтапно. Один только перевод государственных служащих в новую столицу страны будет осуществляться в течение нескольких лет. Первыми переедут офис президента и наиболее важные министерства: государственный секретариат, МИД, Минобороны… Правительство построит основные объекты инфраструктуры, такие как Президентский дворец, здание MPR/DPR RI, а также жилье.



Кроме того, предусматривается перевод государственного гражданского аппарата раннего этапа и эксплуатация базовой инфраструктуры для 500 тыс. жителей раннего этапа.

Тут я немного отойду от темы, чтобы пояснить, что о переезде индонезийской столицы собирался писать уже давно, но окончательным толчком для этого послужила поездка ЭДУАРДа по Калимантану. Он побывал на «Точке Ноль» будущего города…





…и немного поснимал стройку в её окрестностях:





Но главное - не поленился переснять размещённую там фотовыставку с программой строительства. Эти фото я и использую для иллюстрирования последующего.

Индонезийский «Госплан» БАППЕНАС заявил, что новая столица будет состоять из четырёх зон. В первой, под которую отведено 2 тыс. га земли, разместятся Президентский дворец, здания Палаты представителей (МРП и ДПР), Верховный суд, Конституционный суд и другие правительственные учреждения. Во второй зоне, которая расположится на 40 тыс. га, будут находиться образовательные учреждения - университеты, научные парки, музеи, дома для государственных служащих. Третья зона, занимающая 200 тыс. га, будет отведена под природоохранные зоны, жилые кластеры, аэропорт и морской порт. Последняя из всех зон - четвертая - будет построена на площади 200 тыс. га и будет представлять собой выделенную городскую зону, соединяющую будущую столицу с другими городами Индонезии.





















Общая стоимость строительства Нусантары с нуля, по предварительным оценкам правительства, составит по 2045 год 466 трлн. рупий (около 31 млрд. долл. США). Индонезия планирует использовать государственный бюджет только для погашения 20% всех затрат, а в остальном использовать частные инвестиции.

По словам Джокови, в Нусантаре имеется для покупки 34 тыс. га земли. «Ничего не бесплатно [в Нусантаре]. Если хотите узнать цену, обратитесь к главе городской администрации [Бамбангу Сусантоно]. Это [хорошая] возможность», - добавил он.

Масштабность проекта Nusantara National Capital City делает очевидным, что это грандиозное начинание не может быть реализовано без мощного вклада со стороны внешних инвесторов. Бамбанг Сусантоно, глава Управления национальной столицы (OIKN), отметил, что к августу 2023 года Индонезия уже получила более 250 писем о намерениях (LOI) из 17 стран - таких, как Сингапур, Южная Корея, различные члены Европейского союза, США, Япония и Китай.

Джокови пообещал, что иностранные компании, готовые перенести свои штаб-квартиры в национальную столицу Нусантара, получат льготы, в первую очередь 100%-е освобождение от налога на прибыль. Эти льготы будут действовать в течение десяти лет. После этого первоначального периода размер льготы по снижению налога уменьшится до 50% и будет действовать в течение последующего десятилетия.

Налоговые льготы будут предоставляться хозяйствующим субъектам, удовлетворяющим определённым условиям: во-первых, наличие не менее двух аффилированных подразделений и/или связанных хозяйствующих субъектов за пределами Индонезии. Во-вторых, эти предприятия должны продемонстрировать свою реальную экономическую деятельность на территории столицы Нусантара, и, в-третьих, они должны оформить свой юридический статус в форме корпорации.

Кроме того, Джокови разрешил продлить срок действия прав землепользования (ПЗП), выходящих за рамки прав землепользования в Национальной столице Нусантара, на срок до 190 лет в течение двух циклов. Первый из них длится 95 лет и состоит из трёх отдельных этапов: выдача прав на срок не более 35 лет, продление этих прав на 25 лет и последующее продление прав ещё на 35 лет. Впоследствии эти права могут быть продлены на второй цикл, охватывающий ещё 95 лет.

Президент также предоставил привилегию прав на аренду постройки (Hak Guna Bangunan) на один цикл продолжительностью до 80 лет. Данная привилегия характеризуется выдачей этих прав, должным образом зафиксированных в сертификате прав на строительство (HGB). Она распространяется на такие объекты недвижимости, как наземные дома (rumah tapak), где права на строительство могут быть расширены до прав собственности, и многоквартирные дома, где права собственности предоставляются на отдельные единицы.

В рамках этого первоначального 80-летнего цикла использования зданий права предоставляются в три последовательных этапа: во-первых, выдача прав на срок не более 30 лет. Во-вторых, продление прав на срок до 20 лет и, в-третьих, возобновление прав на последующий 30-летний период.

Эти продления и возобновления прав на HGU могут быть осуществлены одновременно по истечении пяти лет эффективного использования и/или внедрения HGU в соответствии с его целевым назначением.

Уже с 2021 года правительство приступило к физическому строительству инфраструктуры и центрального административного района в Нусантаре. Это масштабное начинание охватывает дополнительные объекты инфраструктуры, включая платную дорогу Баликпапан-IKN, плотину Сепаку Семои и кольцевую дорогу столицы Нусантара.







21 сентября прибывший в Нусантару Джокови заложил первый камень в основание первой гостиницы в будущей столице, получившей логичное название Hotel Nusantara. По оценкам, в строительство отеля потребуется вложить 20 трлн. рупий (1,3 млрд. долл.). Президент также сообщил, что в ближайшее время начнётся реализация дополнительных проектов частного сектора, направленных на строительство больниц, торговых центров, образовательных учреждений и других объектов первой необходимости. Эти проекты дополнят строительство основных объектов инфраструктуры, включая дороги, аэропорт, инженерные сети и общественные здания, которое ведёт правительство.



Также ожидается, что государственная нефтегазовая компания Pertamina построит в новой столице центр устойчивой энергетики. Она уже подписала с властями города меморандум о взаимопонимании (MoU) по этому проекту.

Этот центр устойчивой энергетики будет располагаться в «районе 5» города, наряду с другими объектами, такими как Академия устойчивого развития Pertamina, Учебный институт Pertamina, Научно-инновационный центр устойчивых и низкоуглеродных технологий Pertamina, Центр профессионального образования Pertamina, Общая зелёная инфраструктура, Лаборатория и Стартап-хаб устойчивости…

В заключение этого поста вот вам неплохое видео - хотя оно на индонезийском, но видеоряд понятен всем :)

image Click to view



А окончание темы по Калимантану СЛЕДУЕТ.

economy, climate, history, transport, jakarta, ecology, kalimantan, hotel

Previous post Next post
Up