КЕРТА-ГОСА или ДЕВЯТЬ КВАДРАТОВ БАЛИЙСКОГО АДА (Искусство Бали-5)

Jan 25, 2009 14:32

Ну, не то чтобы всегда ровным счетом девять: часть 267 сюжетов, изображенных в девять рядов на потолке "судейской палаты" княжества Клункунг Керта-Госа, посвящена подвигам уже известного удальца Бимы (я о нем рассказывал ЗДЕСЬ) - а конкретно: его путешествию по небесам в поисках эликсира бессмертия.


Но вот остальные достаточно убедительно демонстрируют, насколько уныла будет на этих самых небесах участь грешников:


В общем, не знаю даже, кому больше сочувствовать: грешникам, конечно, тяжелее, но ведь они сами во всем виноваты!


Тогда как Бима вынужден всем этим любоваться исключительно по доброте своей:




Кстати, его всегда можно узнать по здоровому загару и крыльеобразным "эполетам":



Я совершенно точно знаю, что вот этот сюжет трактует кару для соблазнителя чужих жен (слева), тогда как справа дикая свинья наказует другую крайность - безбрачие, и, следовательно, бездетность):


Впрочем, порой догадаться, кто за что страдает, не представляет особого труда - ну за что, например, женщине могут вырвать язык?


До голландского завоевания (см. ЗДЕСЬ) Керта-Госа была местом встреч раджи Клункунга с его советниками, и "залом суда" она стала лишь при "колонизаторах".



Я не отношу себя к числу поклонников небезызвестного французского маркиза и демонстрирую все это не садизму ради, а введения в стили балийского изобразительного искусства для.


Но с другими придется еще много работать - разбирать и сводить в рамках одного стиля фото, сделанные в различных галереях, а вот с Керта-Госа проще: все увиденные вами рисунки исполнены в традиционном стиле "Камасан" - по имени расположенной в километрах в трех к югу от Клункунга деревушки, мастера из которой и по сей день продолжают работать именно в нем.


Еще этот же стиль называют "ваянг" - театр теней, поскольку сюжеты обычно совпадают, да и стилистика во многом сходна.


По традиции, сам художник наносит (черной китайской тушью) лишь контуры, а раскрашивают уже его дети или другие родственники. Причем эта стадия работы считается "грубой" (kasar). Чтобы она стала "тонкой" (halus), мастер вновь должен собственноручно пройтись по контурам раскрашенных фигур, а может - и добавить какие-то новые детали.

P.P.S. БОльшая часть показанных в этом посте картин была реставрирована после разрушительного землетрясения 1917 года и вновь расписана в 1930 году известным камасанским художником Пан Секаном (единственное фото его "бригады" за работой было сделано не кем иным, как нашим соотечественником Вальтером Шписом (см. тэгом Индонезия-Россия; вообще, заочные встречи с ним в эту поездку происходили то и дело - позже расскажу подробнее). Еще через 30 лет их вновь реставрировал его сын Пан Семарис.

ЕЩЕ Керта-Госа фотографировали: dewi_whisper;

UPD: Еще о стиле "камасан" см. ЗДЕСЬ
UPD: Музей классической балийской живописи в Клункунге

bali, art, wayang, Индонезия-Россия

Previous post Next post
Up