О коррупции (продолжение)

Feb 06, 2010 13:48


Начало здесь

В любой крупной организации с обширным компьютерным парком
имеется такая функция «системный администратор» (сисадмин). Чем занимается
системный администратор? Он отвечает за правильность функционирования
компьютерной системы в целом (сами компьютеры, локальная сеть, программное
обеспечение, подключение к интернету и т.п.). За тем, чтобы эта система
удовлетворяла потребности сотрудников использующих компьютеры в своей работе
(пользователи, «юзеры»). Конечно же, сисадмин должен хорошо понимать устройство
всей компьютерной сети, должен уметь (причем, быстро) устранять разнообразные сбои
в работе системы, поэтому он должен хорошо разбираться в устройстве системы,
должен знать, как работать со всеми основными программами. Чтобы устранять
недостатки, сисадмин обязан оперативно реагировать на претензии юзеров к работе
системы. Причем, любому сисадмину известно, что львиная доля претензий связана
с некомпетентностью этих самых юзеров, с их ошибками при работе с программами.
Поэтому главная по объему функция сисадмина - консультации, выяснение, что юзер
сделал не так и показ как правильно, или отсылка к соответствующей инструкции.
Вторая функция, о которой уже говорилось - оперативное устранение текущих сбоев
в работе системы, которые могут обнаруживаться либо по жалобам юзеров, либо
благодаря системам мониторинга состояния системы (давить проблемы в зародыше).
Ну и третья функция - модификация, развитие, расширение системы в соответствии
с пожеланиями юзеров, собственным видением ситуации, сбор информации о новых
возможностях, программах, методах.

Госаппарат - это тоже сложная взаимосвязанная система,
обслуживающая граждан государства (рядовых граждан, юридические лица,
руководителей разного уровня). И для этой системы тоже естественно иметь
системного администратора, который
будет реагировать на претензии  требователей («юзеров» государства). Опять же,
понятно, что основной по объему функцией такого «сисадмина» должна стать именно
консультативная функция, разъяснение требователям, как правильно «пользоваться
государством». Также понятно, что сквозь эту функцию будет «проступать» функция
обнаружения реальных сбоев в работе госаппарата и их устранение. При этом,
понятно, «сисадмину» нужно разобраться в причинах сбоя. А причины могут быть
разными: та самая пресловутая «коррупция» конкретных чиновников, просто
ненадлежащее исполнение обязанностей госслужащим, неадекватность
законодательства. Результатом отработки сбоя может быть требование к
соответствующему органу устранить причины сбоя, а может, инициация уголовного
или административного дела, а может быть, выход на более высокий уровень с
предложением изменить должностную инструкцию госоргана или подзаконный акт или закон.
Результатом реализации такого подхода может быть общероссийская сеть
консультативно-аналитических бюро, централизованная в рамках структуры уровня
министерства, осуществляющих бесплатно или по фиксированным тарифам обработку
претензий граждан к любым аспектам работы государства с выходом в случае
необходимости на инициацию тех или иных мероприятий по наведению порядка в
работе госаппарата.

Вероятно, сейчас аналогами подобной функции является работа
счетной палаты, общественной палаты при Президенте, депутатские запросы. По
поводу эффективности работы такой структуры можно привести следующее
соображение. Такая общественная структура, как союз по защите прав
потребителей, не имея особых полномочий, тем не менее, обеспечивает вполне
эффективную защиту законных прав потребителей. Еще коммерческий аналог - служба
поддержки любой крупной фирмы. Туда обращаются при возникновении проблем с
продукцией данной фирмы.

«Все хорошо, - скажет въедливый читатель, - но кто же будет
«контролировать контролера»? Действительно, куда обращаться, если требователь
недоволен работой самих консультантов? Ведь все мы понимаем, что при отсутствии
контроля любая структура, в том числе контролирующая, имеет тенденцию к
деградации. Об этом мы поговорим в следующий раз.

<<Продолжение следует>>
 
Previous post Next post
Up