апология серебрякова

May 15, 2015 16:01


Полгода назад я начал вместе с Классом-А репетировать пьесу "Дядя Ваня". Сначала у меня была роль Телегина, мне дали еще слова нянечки до кучи. Потом в процессе я заменил артиста, который играл Серебрякова, но редко появлялся на репетициях.
У Серебрякова роль небольшая, и основное свое предназначение он выполняет в конце третьего акта, когда дяде Ване, доведенному до отчаяния, нужно кого-то убить. До этого и после этого у Серебрякова еще три появления, два из которых эпизодичны.
Серебряков - ученый-искусствовед, преподаватель. В пьесе достижения Серебрякова ругаются. Его уважает только теща Марья Васильевна, про которую он сам высказывается пренебрежительно.
Он имеет влияние на жену и дочь и пользуется этим. Первый эпизод у него буквально две реплики, я делаю акцент на том, что ему досадно, как дядя Ваня реагирует на его жену. Он резко прерывает всех, обращает внимание на себя. Это дает возможность дяде Ване повод для пространного обиженного монолога.
Изначальная идея постановщика был в том, что Серебряков сам разочаровался в своей жизни, возможно, признался об этом дяде Ване по приезду. Эта нота особенно пронзительно звучит в начале второго действия, после перепалки с женой.
Ничего конкретного из деятельности Серебрякова не упоминается, кроме его интереса к Батюшкову, очень своеобразному поэту предпушкинской эпохи, который сильно повлиял на поэтический язык своих современников. Лирика Батюшкова патриотична, но при этом ее пафос стоит на действительных человеческих болях и страхах.
В рабочей версии перед второй сценой читался "Мельхисадек" Батюшкова.
Отношения Елены Андреевны, нынешней молодой супруги, и Серебрякова натянутые. Мы построили их на том, что он оказался банкротом, может быть даже импотентом. Но Елена Андреевна страдает не столько от этого, сколько от того, что он вместо действительной работы все больше жалеет себя. Отношения с Серебряковым позволяют ей показать силу своей красоты, которой окружающие должны быть достойны.
Для Серебрякова это еще один удар, потому что он привык к безоговорочному подчинению. К существованию в конкурентной среде он не привык.
В наиболее драматичном эпизоде Серебряков предлагает план, который позволил бы всему семейству зарабатывать больше. План этот выглядит достаточно интересно, но действительно не учитывает эмоциональных моментов, которые и взрывают и без того накаленную ситуацию. Этот взрыв для него неожиданен, и по началу он не воспринимает его всерьез, и это едва не приводит к фатальным последствиям.
Концовка сделана таким образом, что Серебряков выпадает из действия. По пьесе это так же. По сути, упрек Астрову и Дяде Ване в том, что они тратятся на пустяки в то время, как менее добрые и отзывчивые люди достигают своих успехов.
В моем понимании Серебряков вполне живой образ "старшего", который вряд ли осмысленно удавливает вокруг себя все живое. Функционер, возможно, даже с добрыми намерениями и хорошим чувством юмора, лишенный дара понимать чувства других.

Previous post Next post
Up