УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Успенiе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марiи
Тропарь, гласъ 1:
Въ рождествѣ дѣвство сохранила еси, во успенiи мiра не оставила еси, Богородице: преставилася еси къ животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши отъ смерти души наша.
Кондакъ, гласъ 2:
Въ молитвахъ неусыпающую Богородицу, и въ предстательствахъ непреложное упованiе, гробъ и умерщвленiе не удержаста: якоже бо Живота Матерь, къ животу престави, во утробу Вселивыйся приснодѣвственную.
Величанiе:
Величаемъ Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славимъ Успенiе Твое.
The Dormition of the Most Holy Theotokos
Troparion, tone 1:
In giving birth Thou didst keep Thy virginity, and in Thy assumption Thou didst not forsake the world, O Mother of God. Thou didst pass on to life, since Thou art the Mother of Life, and by Thy intercessions Thou redeemest our souls from death.
Kontakion, tone 2:
The grave and death could not hold the Mother of God, Who is sleepless in Her intercessions and an unchanging hope in Her meditations. For as the Mother of Life She was transferred to life by Him Who dwelt in Her ever-virgin womb.
Magnification:
We magnify Thee, O most blameless Mother of Christ our God, and we glorify Thy most glorious Dormition.
КАКЪ ПРОИСХОДИЛО УСПЕНIЕ БОЖIЕЙ МАТЕРИ
Обстоятельства Успенiя Божiей Матери извѣстны въ Православной Церкви отъ временъ апостольскихъ.
Въ I вѣкѣ объ Успенiи Ея писалъ священномученикъ Дiонисiй Ареопагитъ. Во II вѣкѣ сказанiе о тѣлесномъ переселенiи Пресвятой Девы Марiи на Небо находится въ сочиненiяхъ Мелитона, епископа Сардiйскаго.
Въ IV вѣкѣ на преданiе объ Успенiи Матери Божiей указываетъ святитель Епифанiй Кипрскiй.
Въ V вѣкѣ святитель Ювеналiй, Патрiархъ Iерусалимскiй, говорилъ святой благовѣрной греческой царицѣ Пульхерiи: "Хотя въ Священномъ Писанiи нѣтъ повѣствованiя объ обстоятельствахъ кончины Ея, впрочѣмъ мы знаемъ о нихъ из древнѣйшаго и вѣрнѣйшаго преданiя".
Это преданiе съ подробностью собрано и изложено въ церковной исторiи Никифора Каллиста въ XIV вѣкѣ.
Ко времени Своего блаженнаго Успенiя Пресвятая Дѣва Марiя опять прибыла въ Iерусалимъ. Слава Ея какъ Матери Божiей уже распространилась по землѣ и многихъ завистливыхъ и гордыхъ вооружила противъ, которые покушались на Ея жизнь; но Богъ хранилъ Ея отъ враговъ.
Дни и ночи Она проводила въ молитвѣ. Нерѣдко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здѣсь ɵiмiамъ и преклоняла колѣна. Не разъ покушались враги Спасителя препятствовать посѣщать Ей святое место и выпросили у первосвященниковъ стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дѣва, никѣмъ не зримая, продолжала молиться предъ нимъ.
Въ одно из такихъ посѣщенiй Голгоɵы предъ Нею предсталъ Архангелъ Гаврiилъ и возвѣстилъ о Ея скоромъ переселенiи изъ этой жизни въ жизнь Небесную, вѣчно блаженную. Въ залогъ Архангелъ вручилъ Ей пальмовую вѣтвь.
Съ Небесной вѣстью возвратилась Божiя Матерь въ Виɵлеемъ съ тремя Ей прислуживавшими дѣвами (Сепфорой, Евигѣей и Зоилой). Затѣмъ Она вызвала праведнаго Iосифа изъ Аримаɵеи и учениковъ Господа, которымъ возвѣстила о Своемъ скоромъ Успенiи.
Пресвятая Дѣва молилась, чтобы Господь послалъ къ Ней апостола Iоанна. И Духъ Святый восхитилъ его изъ Ефеса, поставивъ рядомъ съ тѣмъ мѣстомъ, гдѣ возлежала Матерь Божiя.
После молитвы Пресвятая Дѣва воскурила ɵiмiамъ, и Iоаннъ услышалъ голосъ съ Небесъ, заключавшiй Ея молитву словомъ "Аминь". Божiя Матерь замѣтила, что этотъ голосъ означаетъ скорое прибытiе апостоловъ и Святыхъ Силъ Безплотныхъ.
Святой Iоаннъ Дамаскинъ говоритъ, что апостолы, число которыхъ и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакамъ и орламъ, чтобы послужить Матери Божiей.
Увидѣвъ другъ друга, апостолы радовались, но в недоумѣнiи спрашивали: для чего Господь собралъ ихъ въ одно мѣсто? Святой Iоаннъ Богословъ, съ радостными слезами привѣтствуя ихъ, сказалъ, что для Божiей Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Матери Божiей, они увидели Ея благолѣпно сидящей на ложѣ, исполненную духовнаго веселiя. Апостолы привѣтствовали Ее, а затѣмъ повѣдали о ихъ чудесномъ восхищенiи съ мѣста проповѣди. Пресвятая Дѣва прославляла Бога, что Онъ услышалъ Ея молитву и исполнилъ желанiе Ея сердца, и начала бесѣду о предстоящей Ее кончинѣ. Во время этой беседы также чудеснымъ образомъ предсталъ и апостолъ Павелъ съ учениками своими: Дiонисiемъ Ареопагитомъ, дивнымъ Iероɵѣемъ, Божественнымъ Тимоɵѣемъ и другими из числа семидесяти апостоловъ. Всѣхъ ихъ собралъ Святый Духъ, чтобы они сподобились благословенiя Пречистой Дѣвы Марiи и благолѣпнѣе устроили погребенiе Матери Господней.
Каждаго изъ нихъ Она призывала къ Себѣ по имени, благословляла и хвалила вѣру и ихъ труды въ проповѣданiи Христова Евангелiя, каждому желала вѣчнаго блаженства и молилась съ ними о мирѣ и благостоянiи всего мiра.
Насталъ третiй часъ, когда должно было совершиться Успенiе Божiей Матери. Пылало множество свѣчей. Святые апостолы съ пѣснопѣнiями окружали благолѣпно украшенный одръ, на которомъ возлежала Пречистая Дѣва Богородица.
Она молилась в ожиданiи Своего исхода и пришествiя Своего вожделеннаго Сына и Господа.
Внезапно облисталъ неизреченный Свѣтъ Божественной Славы, предъ Которымъ померкли пылавшiя свѣчи. Видѣвшiе ужаснулись. Верхъ помѣщенiя как бы исчезъ въ лучахъ необъятнаго Свѣта, и сошелъ Самъ Царь Славы, Христосъ, окруженный множествомъ Ангеловъ, Архангеловъ и другихъ Небесныхъ Силъ съ праведными душами праотцевъ и пророковъ, нѣкогда предвозвѣщавшихъ о Пресвятой Дѣвѣ.
Увидѣвъ Своего Сына, Божiя Матерь воскликнула: "Величитъ душа Моя Господа, и возрадовася духъ Мой о Бозѣ, Спасѣ Моемъ, яко призрѣ на смиренiе рабы Своея" - и, поднявшись съ ложа для встрѣчи Господа, поклонилась Ему.
Господь приглашалъ Ее въ обители Вѣчной Жизни.
Безъ всякаго тѣлеснаго страданiя, как бы въ прiятномъ снѣ, Пресвятая Дѣва предала душу въ руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пѣнiе. Сопровождая чистую душу Богоневѣсты с благоговѣйнымъ страхомъ какъ Царицы Небесной, Ангелы взывали:
"Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою, благословенна Ты въ женахъ! Се Царица, Богоотроковица, прiиде, возьмите врата, и Сiю премiрно подъимите Присносущую Матерь Свѣта; Тоя бо ради всеродное человѣкомъ спасенiе бысть. На Нюже взирати не можемъ и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвахъ").
Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы съ радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сiяло славой Божественнаго дѣвства, а отъ тѣла разливалось благоуханiе.
Благоговѣйно и со страхомъ лобызая пречистое тѣло, апостолы освящались отъ него и исполнялись благодати и духовной радости.
Для большего прославленiя Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божiя исцѣляла больныхъ, съ вѣрой и любовью прикасавшихся къ священному одру.
Оплакавъ свою разлуку съ Матерью Божiей на землѣ, апостолы приступили къ погребенiю Ея пречистаго тѣла. Святые апостолы Петръ, Павелъ, Iаковъ съ другими изъ числа двѣнадцати апостоловъ понесли на своихъ плечахъ одръ, на которомъ возлежало тѣло Приснодѣвы.
Святой Iоанн Богослов шелъ впереди съ райской свѣтозарной вѣтвью, а прочiе святые и множество вѣрныхъ сопровождали одръ со свѣчами и кадилами, воспѣвая священныя пѣсни. Это торжественное шествiе началось отъ Сiона черезъ весь Iерусалимъ въ Геɵсиманiю.
При первомъ его движенiи надъ пречистымъ тѣломъ Богоматери и всѣми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный кругъ, наподобiе вѣнца, и къ лику апостоловъ присоединился ликъ Ангельскiй. Слышалось пѣнiе Небесныхъ Силъ, прославлявшихъ Божiю Матерь, которое вторило земнымъ голосамъ. Этотъ кругъ съ Небесными пѣвцами и сiянiемъ двигался по воздуху и сопровождалъ шествiе до самого мѣста погребенiя.
Невѣрующие жители Iерусалима, пораженные необычайнымъ величiемъ погребальнаго шествiя и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Iисуса, донесли о томъ первосвященникамъ и книжникамъ. Пылая завистью и мщенiемъ ко всѣму, что напоминало имъ Христа, они послали своихъ слугъ, чтобы тѣ разогнали сопровождавшихъ, и самое тѣло Матери Божiей сожгли. Возбужденный народъ и воины съ яростью устремились на христiанъ, но облачный вѣнецъ, сопровождавшiй по воздуху шествiе, опустился къ землѣ и как бы стѣной оградилъ его. Преслѣдователи слышали шаги и пѣнiе, но никого из провожавшихъ не видѣли. Многие изъ нихъ были поражены слѣпотой.
Iудейскiй священникъ Аффонiя изъ зависти и ненависти къ Матери Iисуса Назорея хотѣлъ опрокинуть одръ, на которомъ возлежало тѣло Пресвятой Дѣвы, но Ангелъ Божiй невидимо отсѣкъ его руки, которыя прикоснулись къ гробу. Видя такое чудо, Аффонiя раскаялся и съ вѣрой исповѣдалъ величiе Матери Божiей. Онъ получилъ исцѣлѣнiе и примкнулъ къ сонму сопровождавшихъ тѣло Богоматери, ставъ ревностнымъ послѣдователемъ Христа.
Когда шествiе достигло Геɵсиманiи, тамъ съ плачемъ и рыданiемъ началось послѣднее цѣлованiе пречистаго тѣла. Лишь къ вечеру святые апостолы могли положить его въ гробъ и закрыть входъ въ пещеру большимъ камнемъ. Три дня они не отходили отъ мѣста погребенiя, совершая непрестанные молитвы и псалмопѣнiя.
По премудрому смотрѣнiю Божiю апостолу Ɵомѣ не суждено было присутствовать при погребенiи Матери Господней. Придя въ третiй день въ Геɵсиманiю, онъ съ горькими слезами повергся предъ гробовой пещерой и громко выражалъ сожалѣнiе о томъ, что не удостоился послѣдняго благословенiя Матери Божiей и прощанiя съ Ней. Апостолы въ сердечной жалости о немъ рѣшились открыть пещеру и доставить ему утѣшенiе - поклониться святым останкамъ Приснодѣвы. Но, открывъ гробъ, они нашли въ немъ однѣ только Ея погребальныя пелены и убѣдились такимъ образомъ въ дивномъ вознесенiи Пресвятой Дѣвы съ тѣломъ на Небо.
Вечеромъ въ тотъ же день, когда апостолы собрались въ домѣ для подкрѣпленiя себя пищей, имъ явилась Сама Матерь Божiя и сказала: "Радуйтесь! Я съ вами - во всѣ дни".
Это такъ обрадовало апостоловъ и всѣхъ бывшихъ съ ними, что они подняли часть хлѣба, поставляемую на трапезу въ память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородице, помогай намъ". (Этимъ было положено начало чину возношенiя панагiи - обычаю возношенiя части хлѣба въ честь Матери Божiей, который и донынѣ хранится въ монастыряхъ).
Поясъ Богоматери, Ея святые одежды, хранимыя съ благоговѣнiемъ и раздѣляемыя по лицу земли на части, творили и творятъ чудеса.
Ея многочисленныя иконы всюду изливаютъ токи исцѣлѣнiй и знаменiй, а святое тѣло Ея, взятое на Небо, свидѣтельствуетъ о нашемъ будущемъ пребыванiи съ нимъ.
Оно не оставлено случайнымъ перемѣнамъ преходящаго мiра, но несравненно болѣе возвышено преславнымъ вознесенiемъ на Небеса.
Праздникъ Успенiя Пресвятой Богородицы съ особой торжественностью совершается въ Геɵсиманiи, на мѣстѣ Ея погребенiя. Нигдѣ сердце такъ не печалится при разлученiи съ Матерью Божiей и нигдѣ такъ не ликуетъ, убѣждаясь въ Ея предстательствѣ за мiръ.