Dec 14, 2021 17:33
Итак, наступил 19й век, в Азию приплыли европейцы на своих шайтанкораблях, и местная элита поняла, что безнадежно отстала от передовых стран, и надо СРОЧНО догонять, или смириться со статусом колонии. Все это верно для всех стран региона...кроме Китая.
В смысле он ничего не понял и не извлек никаких выводов, на первом этапе. Правящая на тот момент маньчжурская династия (очередные кочевники-завоеватели с северо-запада) плотно влилась в конфуцианскую систему и очень долго играла в страуса. Да, резкие изменения обстановки просто игнорировались. Тут надо обозначить один не слишком очевидный для европейцев момент - Дальний Восток геополитически (ох, не люблю я это слово, но пусть будет хоть так) вовсе не напоминает тот миропорядок, к которому мы привыкли. Европейско-средиземноморская цивилизации всегда была домом нескольких цивилизаций и десятков народов, оригинальное и необычное взаимодействие которых породило собственно привычный нам мир. Одно славяно-германское взаимодействие породило целый пласт культуры и истории посреди пестрого одеяла из мадьяров, тюрок, многочисленных народов Кавказа и балтов, уникальная иудейская культура подарила общего на всех Бога.
В Поднебесной все было иначе. Китай расположен в очень маленьком в смысле разнообразия цивилизаций и довольно замкнутом регионе, где был при этом 2000 лет безусловной "архитектурной" доминантой - вплоть до того, что дико неудобная система письменности картинками стала местным эталоном. Контакты со всем остальным миром (да и внутри, чего уж там) были очень эпизодическими даже в силу чисто географических причин - но гораздо сильнее сказалось то, что к ним особо никто и не стремился. Конфуцианское государство оказалось удивительно замкнутым и самодостаточным не стремясь большую часть времени ни к познанию мира, ни к экспансии, ни к торговле с иными землями - и, имея огромное побережье, сделало кажется всего одну серьезную попытку построить морской флот.
И вот в привычном и насквозь стабильном лесу появились новые хищники, которые в сжатые сроки малыми силами продемонстрировали, что величие и доминирование закончилось. Интересы англичан в момент Первой опиумной войны были крайне ограничены, и правители Цинь предпочли поверить, что это разовая акция. Через 20 лет на праздник приехали новые гости - понеслась. 60 лет Китай получал тумаки, зуботычины и терпел различные унижения старательно делая вид, что он тут самый великий, а это все варвары копошатся. В принципе страны Европы могли элементарно свести его до состоянии аккуратных и симпатичных колоний, вот только ободранная родным правительством до белых костей страна была не интересна даже таком качестве - рабовладение уже успело выйти из моды, а до переноса производства в Азию пока не додумались. Четкие пацаны делили сферы влияния, банчили наркотой, но брать на содержание городишко никто почему-то не хотел. Вообще, забегая вперед, нужно сказать, что данный период истории оставил в сознании китайцев гигантскую травму, которая, наложившись на традиционное чувство собственной исключительности, породило довольно неприятную и гадкую версию национализма и шовинизма.
Вообще этот цирк с танцами на трупе империи мог бы продолжаться довольно долго, но на арену вышел новый герой, узкоглазый, но с ружьем и чувством собственного превосходства. Япония, которую европейцы немного ранее поставили перед незавидным выбором между открытием границ и вилкой в глаз, не только извлекла из анекдота про два стула правильные выводы, но и начала стремительную модернизацию. Она позволила им на рубеже веков не только побить Китай в прямой войне, но и победив Российскую империю, завладеть Кореей и прочно закрепится на материке. Эти ребята как раз смотрели на большого соседа как на естественную добычу и ближайшую цель для экспансии - ребята из Поднебесной поняли, что их сейчас натурально будут жрать, причем без всяких европейских оговорок и сантиментов. Надо было срочно начинать модернизацию и реорганизацию государства по современному образцу.
Нихрена из этих реформ не получилось. Период от свержения монархии в 1910-х до конца 70-х годов состоял из череды внешних и внутренних катастроф, политической грызни и рысканья от либерализма через национализм к коммунизму. Коммунисты, собравшие разрозненные провинции в единое государство в 1949 году, начали традиционно ставить совершенно чудовищные эксперименты с миллионными жертвами, внутренним террором и внешними авантюрами. Китайцы не смогли повторить сначала японскую, потом и корейскую модернизацию, и на причинах стоит остановится подробней.
Главная причина состояла в том, конфуцианство и даосизм дали интересный побочный эффект - в огромном государстве начисто отсутствовали любые относительно сильные и влиятельные институты. Не было серьезных партий и общественных организаций, не возникло даже зачатков гражданского общества, военные не выделились в отдельную влиятельную касту, отсутствовало серьезное рабочее или крестьянское движение...и продолжать можно долго. Без подпорки в виде государственной иерархии все моментально рассыпалось. Именно это и отличает Китай от соседей, у которых по крайней мере были влиятельные феодальные кланы, военная аристократия, и даже некие торговые сообщества и гильдии. Собственно поэтому небольшая группа коммунистов, не имевшая существенной внешней поддержки (даже СССР ставил на Гоминьдан), смогла захватить власть. В царстве слепых одноглазый король, и даже небольшая, но идеологическая и организованная структура стала качественным рывком в полнейшем социальном вакууме. Впрочем, в первые 30 лет это скорее усугубило положение - эксперименты Мао быстро добивали хилую экономику, в КПК царило образцово-показательное людоедство, международные отношения колебались в диапазоне от ужасных до открытой войны.
И тут Китаю (возможно впервые за 500 лет) крупно повезло.
международная панорама,
Просто о сложном,
Китай,
така хуйня малята,
закат над болотом,
хороший план,
все масштабы пиздеца