"И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. ... Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни." (Рим.5:11-12;18)
митр.Макарий(Булгаков):
"Церковь учит, что крещение изглаждает, уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей; что через крещение мы выходим из греховного состояния, перестаем быть естеством чадами гнева Божия, т.е. виновными перед Богом, делаемся совершенно чистыми и невинными пред Ним, благодатью Духа Святого, вследствие заслуг нашего Искупителя; но не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые следствия первородного греха: удобопреклонность ко злу более, нежели к добру, болезни, смерть и другие, - потому что все эти означенные следствия остаются,
( ... )
///Вы не согласны со святителем, богословие которого Церковью воспринято полностью? ///
а остальных отцов не полностью? свт.Иоанна Златоуста не полностью? прп.Иоанна Дамаскина не полностью? прп.Симеона Нового Богослова не полностью? свт.Григория Паламы не полностью? и в чем именно это "не полностью" выразилось? Церковь когда-то признала, что кто-то из них или из многих десятков других неправо учил о Искуплении?
со святителем Григорием Богословом я согласен. только вот с интерпретацией отдельных его слов(и опять таки вырванных из контекста) я не согласен. не согласен и с выводами последующими из этой интерпретации.
так вот, я с ним согласен и с остальными 30-50 святыми Отцами, чье мнение отраженно по двум ссылкам. может вы хотите сказать, что эти многие десятки святых Отцов заблуждались в этом крайне важным догматическом вопросе? может и Константинопольский Собор 1157 г. ошибался?
Мне кажется что вы несколько не досмотрели сотериологию в протестантизме и католичестве. Там все несколько сложнее чем как вы это приводите. Вы просто берете общераспространенный шаблон, католики - юридизм, протестантизм - другая крайность. Конечно, это очень наглядно и т.д., но не слишком соответствует истине. Поэтому о психологических эффектах судить сложно. К тому же, вы основываетесь на теории, и я бы вам советовал хотя бы посмотреть пару документальных фильмов о реальных католиках и протестантах. Вы увидите что это с шаблонами не очень совпадает.
Католики юридизм, протестантизм ультраюридизм). Скорее всего Вы правы. Но не кажется ли Вам, что в Православии приоритет монахи отдают аскезе, внутреннему деланию и уединению, а в католичестве монахи сплошь и рядом занимаются социалкой? По поводу протестантов - личный опыт общения, наблюдения. Вам кажется, что я неправ называя образ молитвы протестанта фарисейским: На основании абсолютного принятия Богом и вмененной праведности? Я всерьез встречал неопротестантов, которые утверждали, что самоосуждение нежелательно: сказал прости и иди дальше.
Думаю что по разному, возможно на востоке эта традиции просто пресеклась в связи с социальными катаклизмами. В лучшие времена православные монахи тоже занимались "социалкой". ) Ну взять в пример хотя бы Киево-Печерскую Лавру. А на западе ордена тоже разные одни больше социалят, другие больше молятся
( ... )
<Ну взять в пример хотя бы Киево-Печерскую Лавру. А на западе ордена тоже разные одни больше социалят, другие больше молятся. )>
Я думаю, что всё дело в акцентах. Предлагаю вспомнить недавний переход в Православие известного швейцарского патролога иеромонаха Гавриила (Бунге). Вот, что он пишет о католическом монашестве: «Так вот, на протяжении веков Восток - ориентир для монашества. Но этот ориентир нужно было постоянно открывать для себя вновь… Если вы теряете ориентир из вида, нужно снова сфокусироваться на нем». Лично мне кажется, что потеря фокуса как раз и обусловлена различием в ментальности западной (по преимуществу юридической, правовой) и восточной (по преимуществу мистической). Статья полностью здесь, если не читаю, рекомендую http://www.pravmir.ru/gavriil-bunge/
<"Фарисейство" же присваивает себе праведность за заслуги - "я даю десятину
( ... )
Спаси Господи за столь хорошую, и главное короткую статью. Сила ее в том, что она показывает "путь"куда думать людям, сталкивающимся с разными конфессиями. Благодарю вас!
Comments 25
да виной, да тяготеет.
это Православное понимание первородного греха.
откройте любую признанную Догматическую систему:
святителя Филарета(Гумилевского) Черниговского,
преподобного Иустина(Поповича) Челийского,
митрополита Макария(Булгакова) Московского,
архиепископа Антония(Амфитеатрова),
епископа Сильвестра(Малеванского).
и это не считая трудов святых Отцов, где затрагивается тема Искупления.
по теме искупления посмотрите две подборки святоотеческих цитат:
1) более 30 святых Отцов (а также наш Патриарх, духоносные старцы и современные богословы)
2) ещё цитаты(т.с. менее известные)
///Крещение, по мнению католиков, избавляет их от наказания за грехи, совершенные до крещения///
ну это, как бы, наш Символ Веры: "Исповедую едино Крещение, во оставление грехов."
оставление грехов, естественно, избавляет и от наказания за эти грехи.
///8. Патриарх Сергий (Страгородский) "Православное учение о спасении"брать этот труд для ( ... )
Reply
Reply
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
...
Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни."
(Рим.5:11-12;18)
митр.Макарий(Булгаков):
"Церковь учит, что крещение изглаждает, уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей; что через крещение мы выходим из греховного состояния, перестаем быть естеством чадами гнева Божия, т.е. виновными перед Богом, делаемся совершенно чистыми и невинными пред Ним, благодатью Духа Святого, вследствие заслуг нашего Искупителя; но не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые следствия первородного греха: удобопреклонность ко злу более, нежели к добру, болезни, смерть и другие, - потому что все эти означенные следствия остаются, ( ... )
Reply
а остальных отцов не полностью? свт.Иоанна Златоуста не полностью?
прп.Иоанна Дамаскина не полностью? прп.Симеона Нового Богослова не полностью? свт.Григория Паламы не полностью? и в чем именно это "не полностью" выразилось? Церковь когда-то признала, что кто-то из них или из многих десятков других неправо учил о Искуплении?
со святителем Григорием Богословом я согласен. только вот с интерпретацией отдельных его слов(и опять таки вырванных из контекста) я не согласен. не согласен и с выводами последующими из этой интерпретации.
так вот, я с ним согласен и с остальными 30-50 святыми Отцами, чье мнение отраженно по двум ссылкам.
может вы хотите сказать, что эти многие десятки святых Отцов заблуждались в этом крайне важным догматическом вопросе? может и Константинопольский Собор 1157 г. ошибался?
Reply
Reply
Скорее всего Вы правы. Но не кажется ли Вам, что в Православии приоритет монахи отдают аскезе, внутреннему деланию и уединению, а в католичестве монахи сплошь и рядом занимаются социалкой?
По поводу протестантов - личный опыт общения, наблюдения.
Вам кажется, что я неправ называя образ молитвы протестанта фарисейским: На основании абсолютного принятия Богом и вмененной праведности? Я всерьез встречал неопротестантов, которые утверждали, что самоосуждение нежелательно: сказал прости и иди дальше.
Reply
Reply
Я думаю, что всё дело в акцентах. Предлагаю вспомнить недавний переход в Православие известного швейцарского патролога иеромонаха Гавриила (Бунге). Вот, что он пишет о католическом монашестве:
«Так вот, на протяжении веков Восток - ориентир для монашества. Но этот ориентир нужно было постоянно открывать для себя вновь… Если вы теряете ориентир из вида, нужно снова сфокусироваться на нем».
Лично мне кажется, что потеря фокуса как раз и обусловлена различием в ментальности западной (по преимуществу юридической, правовой) и восточной (по преимуществу мистической). Статья полностью здесь, если не читаю, рекомендую http://www.pravmir.ru/gavriil-bunge/
<"Фарисейство" же присваивает себе праведность за заслуги - "я даю десятину ( ... )
Reply
и на том спасибо, что вставили "лишь"...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment