Мне кажется что вы несколько не досмотрели сотериологию в протестантизме и католичестве. Там все несколько сложнее чем как вы это приводите. Вы просто берете общераспространенный шаблон, католики - юридизм, протестантизм - другая крайность. Конечно, это очень наглядно и т.д., но не слишком соответствует истине. Поэтому о психологических эффектах судить сложно. К тому же, вы основываетесь на теории, и я бы вам советовал хотя бы посмотреть пару документальных фильмов о реальных католиках и протестантах. Вы увидите что это с шаблонами не очень совпадает.
Католики юридизм, протестантизм ультраюридизм). Скорее всего Вы правы. Но не кажется ли Вам, что в Православии приоритет монахи отдают аскезе, внутреннему деланию и уединению, а в католичестве монахи сплошь и рядом занимаются социалкой? По поводу протестантов - личный опыт общения, наблюдения. Вам кажется, что я неправ называя образ молитвы протестанта фарисейским: На основании абсолютного принятия Богом и вмененной праведности? Я всерьез встречал неопротестантов, которые утверждали, что самоосуждение нежелательно: сказал прости и иди дальше.
Думаю что по разному, возможно на востоке эта традиции просто пресеклась в связи с социальными катаклизмами. В лучшие времена православные монахи тоже занимались "социалкой". ) Ну взять в пример хотя бы Киево-Печерскую Лавру. А на западе ордена тоже разные одни больше социалят, другие больше молятся
( ... )
<Ну взять в пример хотя бы Киево-Печерскую Лавру. А на западе ордена тоже разные одни больше социалят, другие больше молятся. )>
Я думаю, что всё дело в акцентах. Предлагаю вспомнить недавний переход в Православие известного швейцарского патролога иеромонаха Гавриила (Бунге). Вот, что он пишет о католическом монашестве: «Так вот, на протяжении веков Восток - ориентир для монашества. Но этот ориентир нужно было постоянно открывать для себя вновь… Если вы теряете ориентир из вида, нужно снова сфокусироваться на нем». Лично мне кажется, что потеря фокуса как раз и обусловлена различием в ментальности западной (по преимуществу юридической, правовой) и восточной (по преимуществу мистической). Статья полностью здесь, если не читаю, рекомендую http://www.pravmir.ru/gavriil-bunge/
<"Фарисейство" же присваивает себе праведность за заслуги - "я даю десятину
( ... )
Да, я читал эту статью. У него тот же подход - юридизм/мистицизм. Я в последнее время очень сильно сомневаюсь об адекватности этого разделения. Такое впечатление что его просто повторяют друг за другом
( ... )
<Да, я читал эту статью. У него тот же подход - юридизм/мистицизм> Скорее не подход, а психологический уклад души, который, в конце концов, и вынудил его перейти в Православие.
<Я в последнее время очень сильно сомневаюсь об адекватности этого разделения. Такое впечатление что его просто повторяют друг за другом...> Конечно, есть исключения и их, наверное, не мало. И тем не менее, юридизм присутствует как в католической догматике, так и в католическом доброделании.
<Насколько я понимаю, суть этих определений А.и. в том что при молитве человек как бы говорит Богу "ТЫ меня освятил, поэтому я могу стоять перед тобой", а то что на практике это превращается в "Ты МЕНЯ освятил, и я теперь имею право чувствовать себя достойным" это уже проблемы другого характера
( ... )
Reply
Скорее всего Вы правы. Но не кажется ли Вам, что в Православии приоритет монахи отдают аскезе, внутреннему деланию и уединению, а в католичестве монахи сплошь и рядом занимаются социалкой?
По поводу протестантов - личный опыт общения, наблюдения.
Вам кажется, что я неправ называя образ молитвы протестанта фарисейским: На основании абсолютного принятия Богом и вмененной праведности? Я всерьез встречал неопротестантов, которые утверждали, что самоосуждение нежелательно: сказал прости и иди дальше.
Reply
Reply
Я думаю, что всё дело в акцентах. Предлагаю вспомнить недавний переход в Православие известного швейцарского патролога иеромонаха Гавриила (Бунге). Вот, что он пишет о католическом монашестве:
«Так вот, на протяжении веков Восток - ориентир для монашества. Но этот ориентир нужно было постоянно открывать для себя вновь… Если вы теряете ориентир из вида, нужно снова сфокусироваться на нем».
Лично мне кажется, что потеря фокуса как раз и обусловлена различием в ментальности западной (по преимуществу юридической, правовой) и восточной (по преимуществу мистической). Статья полностью здесь, если не читаю, рекомендую http://www.pravmir.ru/gavriil-bunge/
<"Фарисейство" же присваивает себе праведность за заслуги - "я даю десятину ( ... )
Reply
Reply
Скорее не подход, а психологический уклад души, который, в конце концов, и вынудил его перейти в Православие.
<Я в последнее время очень сильно сомневаюсь об адекватности этого разделения. Такое впечатление что его просто повторяют друг за другом...>
Конечно, есть исключения и их, наверное, не мало. И тем не менее, юридизм присутствует как в католической догматике, так и в католическом доброделании.
<Насколько я понимаю, суть этих определений А.и. в том что при молитве человек как бы говорит Богу "ТЫ меня освятил, поэтому я могу стоять перед тобой", а то что на практике это превращается в "Ты МЕНЯ освятил, и я теперь имею право чувствовать себя достойным" это уже проблемы другого характера ( ... )
Reply
Leave a comment