Как мы читать научились (часть 2)

Jan 08, 2010 16:33


Итак, буквы знаем, первую и последнюю в слове определяем. Что дальше? С одной стороны, читать учить явно рано (а я не сторонник чтения с грудного возраста), а с другой, повторять знакомые упражнения ему уже не интересно, а перестанешь повторять, забывать будет. Дилемма однако.  Стала я рыться в интернете, искать что-то на эту тему, и посыпались на меня многочисленные ссылки про кубики Зайцева. Читала и рекомендации производителей, и отзывы родителей, полдня рабочего времени убила (благо, начальства не было). И все-таки решила не покупать. И вот почему.


У меня создалось твердое впечатление, что методика эта, как и многие другие изобретения раннего развития, работает в основном за счет запоминания. Чтобы ребенку было легче запомнить тот или иной слог (склад, как предлагает их создатель) ему дают всяческие подсказки в виде различий по размеру, звуку и т.д. Получается, что запоминание, а не осмысление  является основой чтения. Так же как в методике с карточками-словами, которые надо с рождения показывать ребенку, дабы он их запоминал. Читала как-то одну статью, где красочно показан результат такого неосмысленного чтения. Дети совершенно не умеют работать с текстом, выделять из него необходимую информацию, анализировать. Они поверхностно считывают слова, а до глубокого осмысления дело не доходит. И это не единственный минус, еще один - забитая ненужным мусором голова нашего ребенка. Именно мусором, потому что объем памяти увеличивается постепенно, забивая голову этой ненужной грудничку информацией, мы не оставляем места для других, более важных на тот момент открытий. В общем, я за осмысленность, причем любых действий, не только чтения.

Я попробовала вот что. Стала на доске мелом писать один слог и объяснять, что одна буковка идет в гости к другой. Например, К - О. Сама этот слог «пропевала», а потом спрашивала, кто так говорит. Т.е. старалась брать слоги со смыслом: ко, ку, му ,ме и т.д. Не заставляла и не перебарщивала. Написала один, посмотрели, пропели и переключились. При этом старалась брать разные слоги каждый раз, чтобы не было этого пресловутого запоминания. Ну и не каждый день, так, время от времени. Если сразу, завидев буквы говорил, нет, не хочу, сразу все стирала.

Постепенно стали добавлять третью букву. Старались прочесть этикетки на продуктах. Короче, я хотела показать практическую сторону процесса. Это не просто мама захотела, это надо, чтобы узнать, что в коробке, например.

И очень мне хотелось найти книжку с игровыми заданиями для обучения чтению. На развитие логики, математических представлений их полно (я имею в виду книжки с заданиями типа: найди лишнее, соедини пары предметов, на какие фигуры похожи предметы), а вот для чтения долго не могла найти.

И вот, о счастье, я ее нашла. Опять-таки очень всем рекомендую. Начинается с заданий на буквы, постепенно добавляются слоги, потом слова из  трех букв и дальше, сложнее. И задания интересные: прочитай и соедини с картинкой, прочитай сверху вниз, прочитай слова, которые заканчиваются на один и тот же слог, и снова соединяй с картинкой. Когда я книжку купила, мы улеглись с отитом в больницу. И хитрая мама сначала взяла туда только две книжки: толстую Маршака и вот эту заветную. И вот от безысходности, мой сын периодически стал брать эту книжку. Маршак хоть и толстый, но надоедает все-таки. А через какое-то время после больницы, я вдруг с удивлением обнаружила, как он потихоньку начинает читать слова сам.

Сразу скажу, легче всего ему давались слоги с буквой О, У, И, а вот А, Е и другие мягкие гласные идут похуже. И если еще месяц назад процесс осмысления, что же он прочитал, занимал какое-то время, надо было прочитать еще раз и еще, то сейчас он стал намного короче.

Конечно, нам еще учиться и учиться, но так приятно слышать, когда твой ребенок говорит: «А давай прочитаем вот это большое слово»!

обучение чтению

Previous post Next post
Up