Обожаю конструкторы! Вот уж действительно игрушка для любого возраста. Недаром же, когда мой сын рассыпает на полу целую гору деталей Лего, к нему периодически подсаживаются папа или дедушки и начинают возводить свои замки. Роль ребенка сразу превращается в «возьми это и поставь сюда». Конечно, ведь поставленные невпопад фигуры разрушают их безукоризненную конструкцию! Приходится напоминать, что конструктор покупали, чтобы дитятко развивать, а не тешить дедушкино самолюбие «я умею лучше трехлетнего внука».
Вариаций конструкторов множество: деревянные (на основе геометрических фигур), Лего и его копии (я имею в виду принцип сборки), металлические, соединяющиеся винтиками, магнитные. Плюс всевозможные сборные модели машин, самолетов, железные дороги и т.д. О конструкторах-машинах и хочу написать, потому как считаю их очень полезным изобретением.
Какие игрушки больше всего любят мальчишки? Естественно, машины. А что они больше всего любят делать с ними? Конечно, разбирать. И если для обычных машин разобрать значит сломать, то с конструктором можно разбирать и собирать сколько душе угодно.
Первую такую машинку я купила сыну еще в 1,5 года. Это был леговский бетоновоз примерно из 5 деталей. Причем я ее сразу разобрала, а потом мы вместе собирали: ставили кабину, крутящуюся бочку эту и все остальное. Но вот уже сейчас я понимаю, не обязательно было это делать. Все мы задним умом богаты. Ну, на нас это не повлияло. Мой ребенок любит сидеть разбирать-собирать. А ведь есть же дети, которые не любят собирать, не хотят играть в логические игры. Для них такие конструкторы - отличный вариант. Ребенок будет с удовольствием возить машину, но рано или поздно он ее разберет. А вот тут-то и придется ему собирать. Самому или с родителями, не важно, важно задать правильный тон этому мероприятию. Ты сам построил машину! Вот это здорово.
Или железная дорога. Ее обожают все. А вот если это не готовая игрушка, которая еще и ездит сама (а кстати, радиоуправляемые игрушки не рекомендуются детям лет эдак до 4-5, с чем я очень и очень согласна), а поезд, который надо сначала собрать по вагончикам, дорогу сложить, а уж потом играть, вот это задача, которую никак не обойдешь. Хочешь играть - собирай. Если конечно добренькие родители не соберут ее за ребенка. Я конечно не говорю о тех случаях, когда ребенку не под силу определенные действия. Но никогда не надо делать все за него. Это убивает инициативу, желание познавать что-то новое, учиться. Всегда давайте возможность малышу участвовать в процессе.
Для деток постарше есть конструкторы, из которых можно построить не одну, а несколько машин. У нас был вариант со всякой интересной техникой: каток, экскаватор, трактор и т.д. Понятно, что по-началу сделать модели можно с помощью взрослых. Только роль взрослого не должна превратиться в указчика. Надо объяснять, как собирать модель по картинке, на что обращать внимание, как искать правильные детали. Главное, научить основному принципу работы, который потом пригодиться еще во многих заданиях. Освоить его за интересным для ребенка занятием легче и приятнее всем. Кстати, совсем не обязательно строить только то, что изображено на схеме. Пусть ребенок строит свои варианты, даже если это несуразная башня на колесиках. Пользы от самостоятельного творческого подхода намного больше, чем от постоянного копирования чужих вариантов.