Предисловие. Когда-то, получив заветную путевку в детский сад, я пришла к заведующей, чтобы заявление написать, а заодно и высказать ей все свои сомнения, переживания и далее по списку. А переживать поводы были. Во-первых, в два года на горшок мы проситься упорно не хотели. Во-вторых, толком не говорили. То есть говорил он на своем языке, целые рассказы мне выдавал, но вот чтобы нормальными словами - ни в какую. И если дома все это можно было спокойно пережить, то в садике, я боялась, будут проблемы. При этом я еще упомянула, что говорить-то он не хочет, а вот буквы легко выучил, ну и т.д. Слушала она меня, слушала, и спрашивает: «А Вы случайно не педагог по образованию?» Я даже обалдела, как это она угадала. «А все учителя слишком много хотят от своих детей» - раскрыла она мне нехитрый секрет.
Я может быть и хочу много, но я знаю две очень важные вещи. Первое - я вижу отдачу и результат, т.е. всегда ставлю перед ребенком задачу, которую он может выполнить. А второе - я не заставляю. В крайнем случае, если долго не хочет что-то делать, я иду на сделку: сначала ты мне назовешь …, а я тебе потом … Но без злоупотреблений.
Итак, теперь по делу. Начинали, как все, с букв. К двум годам мы выучили все буквы. Выучили легко, никто ребенка не заставлял. Я вообще считаю, что заставлять учить что-то - верный путь привить отвращение. Поэтому, если ваш ребенок не хочет учить буквы, цифры, найдите то, что ему интересно. Может у вас художник растет или музыкант. Это и развивайте. Мы даже сначала карточек с буквами не покупали. Я просто писала их на листке бумаги и называла близкие моему сыну ассоциации. У - ушки у буквы выросли, б - буква с животиком, т - молоточек и т.д. Когда купила картинки с буквами, быстро поняла, что это не наш случай. Мы же не говорили нормальными словами, поэтому картинки нас только путали.
На два года нам подарили говорящую азбуку, она нас уже ничему не учила, но долго развлекала. Так что всем советую. А еще мы купили прекрасную игру, которую советую еще больше. Ее цель научиться определять первую букву в слове. Мы этим уже начинали потихоньку заниматься, но игра нам очень помогла. На длинных карточках нарисованы картинки (например, дерево, огурец и машина). Ребенку надо под каждой картинкой поставить букву, с которой начинается обозначающее ее слово. Таким образом, внизу складывается слово, и сбоку можно подставить большую картинку, иллюстрирующую это слово. Только, конечно, читать то, что получилось надо маме. И вообще, на этом лучше не акцентировать внимание.
Из этой же серии есть игры, которые учат определять не только первую, но и последнюю букву в слове. Все эти упражнения учат хорошо чувствовать слово. Слышать составляющие его звуки, что очень помогает при обучении чтению. Только не давайте эти два упражнения подряд. Лучше, чтобы промежуток между заданиями был достаточно большой, а то ребенок может перепутать первые и последние буквы, а тогда придется начинать все с начала. Проверено.
Продолжение следует.