Фонетика языка влияет на плотность потока информации, заключённой в речи. Чем больше в словах согласных (и чем употребляемые согласные разнообразнее), тем больше слов определённой длины можно составить, соответственно, короче словесный «код». Гласные нужны в основном для благозвучия. Информационного веса они практически не несут, потому что гласных фонем в 5-6 раз меньше, а безударные, к тому же, склонны редуцироваться до невнятицы (jə или ə).
В этом смысле интересную антитезу составляют толкиновские наречия - с одной стороны эльфийские языки, с избытком гласных и одними лишь «благозвучными» согласными, с другой - гномьи и орочьи («казад», «гхаш»).
Возможно, тут играет роль акустика. В лесу звук с расстоянием быстро затухает и его спектр искажается, поэтому язык не должен утомлять лесного жителя при произнесении на повышенной громкости, а созвучия требуются простые и легко узнаваемые. Отсюда - пресловутая «напевность». В горах и пещерах звук распространяется хорошо, но переотражается. Когда отдаётся команда, её краткость позволяет избежать наложения эха, поэтому гномы заинтересованы в компактности речи.
Вероятно, нечто подобное породило и земные горские языки, где согласные лепятся друг на друга и имеют много тонких вариаций.
Интересно, что такое случилось с немецким, что он двинулся в ту же сторону.
Присоединяйтесь на DreamWidth
Отныне подзамки - только там