3. Об обеспечении военно-политической безопасности России вооруженными средствами
«За всеми и любыми проявлениями войны всегда стоит вооружена сила, как последний и самый весомый аргумент силы и решительности нации, основа ее дееспособности и суверенитета».
Из Общих основ теории войны
3.1 Некоторые общетеоретические тезисы относительно
национальных вооруженных сил
Известный и уважаемый военный историк Мартин Ван Кревельд в своих новейших теоретических построениях обозначил базовые типы вооруженных сил (армий) и предложил классификацию армий по степени технологического совершенства применяемых ими средств ведения боевых действий и применяемым способам вооруженной борьбы - это армии «ракет», армии «танков» и армии «ножей».
Говоря о новой классификации армий, М. Кревельд констатирует: «Ракеты все шире распространяются по миру, танки исчезают… при помощи чего же вести войну, что остается?.. Остаются ножи. Мы говорим о ножах, когда речь идет о различного рода оружии, использующемся различного рода инсургентами: от партизан до террористов в ведении ими боевых действий.
Ракеты привели к исчезновению танков, и единственным средством борьбы остался нож. Из 130 вооруженных конфликтов - конечно, можно по-разному интерпретировать термин «военный конфликт» - в 90% случаев использовались не ракеты и не танки, а ножи» .
Переводя эти определения с языка историка на современную данность, мы можем отнести:
• к «ракетам» - вооруженные силы США (частично, основных государств НАТО);
• к «танкам» - вооруженные силы России и Китая (а также Сирии, Египта и т. д.);
• к «ножам» - вооруженные формирования любых террористов, партизан и вообще всей герильи, включая афганский Талибан, Аль-каиду, вооруженные формирования Ирака, Палестины и так далее.
Именно война США против армии Ирака за освобождение Кувейта на территории Кувейта и война США против государства Ирак и его руководства на территории самого Ирака «за демократию», наиболее полно иллюстрируют этот «парадокс силы», то есть - силы «ракет» против «танков» и бессилия «ракет» и «танков» против «ножей».
Примеры войн США во Вьетнаме, Ираке, Афганистане и так далее, есть ярчайше тому подтверждение.
В целом, это значит следующее
Армия США-Запада-НАТО («армия ракет») - будет стараться вести войну бесконтактным способом и уничтожать противника ударами высокоточного оружия не входя в непосредственное соприкосновение с ним.
Армия Китая («армия танков») - будет вести войну в парадигме наступательных операций типа общевойсковых операций конца Второй мировой войны.
Армии Ислама еще нет, но вооруженные формирования адептов радикального политического ислама действуют, и будут действовать в парадигме «армии ножей».
Надо сказать, что все эти типы армий уже сегодня являются стратегической данностью и реально находятся по всему периметру государственной границы России, а базовые схемы их боевых действий являются также отработанными.
Такой расклад сил хорошо осознается нашим Генеральным штабом.
В конце сентября сего года, начальник Главного штаба Сухопутных войск РФ генерал-лейтенант Сергей Скоков заявил:
«Методы ведения операций и боевых действий вероятного противника на различных театрах военных действий - западном, восточном и южном - принципиально различаются».
На западном стратегическом направлении, российским войскам могут противодействовать инновационные армии с бесконтактными формами и способами применения новейших сил и средств.
«Если мы говорим о востоке, то это может быть многомиллионная армия с традиционными подходами к ведению боевых действий: прямолинейно, с большим сосредоточением живой силы и огневых средств на отдельных направлениях».
«Что касается юга России, то там нам могут противостоять иррегулярные формирования и диверсионно-разведывательные группы, ведущие борьбу с органами федеральной власти методами партизанской войны».
Итак, нашим Вооруженным Силам предстоит решать боевые задачи:
• принципиально разного масштаба и уровня;
• на трех принципиально разных технологических уровнях военного дела;
• на трех принципиально разных основных стратегических направлениях;
• против трех основных и принципиально разных видов противников;
• против принципиально разных военных школ и стратегий;
• на принципиально разных театрах войны.
Это значит, что Вооруженные Силы Российской Федерации должны готовиться и быть способными решать все эти задачи в совокупности и победоносно.
Все приведенные выше теоретические посылы нужны нам только для того, что бы определить главное - какие задачи и по борьбе с противником какого рода должна быть способной победоносно решать Армия России и каким в действительно должен быть ее новый облик.
Этот вопрос не праздный.
Мы можем констатировать, что все основные направления формирования нового облика ВС РФ вызывают у профессионалов много тревожных вопросов.
Главными из них являются вопросы:
• масштабов и структуры ВС РФ и их соответствия возможным задачам и боевой нагрузке;
• вопросы их стратегической мобильности;
• вопросы их способности к адаптации к разным театрам войны и видам боевых действий;
• вопросы способности политического и военного руководства эффективно управлять войной;
• вопросы подготовки офицерского корпуса вооруженных сил и качества национальной военной мысли ;
• способность национальной экономики обеспечивать победу в войне технологически и материально;
• вопросы поддержки нацией возможной войны и национальной военной сферы и ее готовность к большим мобилизационным напряжениям во имя победы, и так далее.
Разберем только один и наиболее наглядный аспект этого перечня, а именно - масштаб и структуру ВС РФ и их соответствие возможным задачам и боевой нагрузке.
Расчеты общего характера
Как известно, новый облик Вооруженных Сил России предполагает наличие в сухопутных войсках РФ 85 бригад полной готовности. Это 39 общевойсковых бригад, 21 бригада ракетных войск и артиллерии, 7 бригад армейской ПВО, 12 бригад связи, 2 бригады радиоэлектронной борьбы и четыре десантно-штурмовые бригады, кроме всего, планируется иметь всего 2000 танков.
Практически это (может быть за малым исключением) все, что скоро будет у России, для того чтобы решать весь спектр боевых задач на всех трех театрах войны.
При условии, что ВС РФ нового облика будут отражать агрессию противника только на одном направлении, у нас получается следующий расклад сил и средств на театрах войны.
Запад = НАТО + США
Это война «танков против ракет», где все решает качество армий.
В 27 странах - членов НАТО в регулярных и резервных компонентах вооруженных сил состоит - 24 дивизии, 254 бригады и множество отдельных полков, батальонов, других частей и подразделений (это эквивалентно еще нескольким десяткам бригад).
На Европейском континенте (в зоне ДОВСЕ) Североатлантический альянс имеет 13 тыс. танков, 25 тыс. боевых бронированных машин, 15,5 тыс. артсистем. В том числе, США - менее 100 танков, 600 ББМ, 200 орудий, так как сегодня американских войск в Европе почти нет.
В сухопутных войсках США насчитывается - 10 дивизий и 11 бригад, в Национальной гвардии - 8 дивизий и 15 бригад, в морской пехоте - 4 дивизии
Всего в вооруженных силах США - 8 тыс. танков, почти 32 тыс. ББМ, не менее 8 тыс. артиллерийских систем.
Вся или значительная часть этой армады может быть доставлена практически в любую точку мира. Это только голые количественные прикидки.
Реальность еще и много хуже.
Возможности их войск по ведению боевых действий ночью и возможности средств обеспечения боевых действий (управление, связь, разведка, навигация, РЭБ, маскировка) не сопоставимо (на целый ряд порядков и поколений) выше чем у ВС РФ. Это позволяет их войскам видеть все поле боя и в режиме реального времени поражать все выявленные цели.
В целом, Запад может:
• уничтожить наши Вооруженные силы бесконтактным способом без захода в сферу работы нашей ПВО;
• способен выполнить задачу уничтожения основных сил ВС РФ без применения ядерного оружия одними высокоточными средствами в обычном (разрешенном) снаряжении;
• авиация и военно-морской флот альянса (главным образом США) могут наносить удары почти по любой точке нашей территории, практически в любой момент и там, где есть для этого цели.
Главные выводы.
На Западе Вооруженные силы России нового облика ничего противопоставить вооруженной силе СЩА+НАТО не могут ни количественно, ни качественно.
Россия может ответить только - ядерным оружием.
Восток = Китай
Это война «танков против танков», где все решает их количество.
По признанию наших военных руководителей, на востоке российским войскам противостоит «многомиллионная армия с традиционными подходами к ведению боевых действий: прямолинейно, с большим сосредоточением живой силы и огневых средств на отдельных направлениях», другими словами, это Народная Освободительная Армия Китая и ее семь военных округов.
Только в Шэньянском и Пекинском военных округах НОАК, непосредственно граничащих с Россией на Дальнем Востоке и в Забайкалье, сосредоточено:
22 дивизии (4 танковые, 6 механизированных, 6 мотопехотных, 3 воздушно-десантные, 3 артиллерийские) и 38 бригад (6 танковых, 12 мотопехотных, 1 пехотная, 7 артиллерийских, 1 противотанковая, 11 ПВО);
в резерве - 7 пехотных дивизий и 3 дивизии ПВО, и многочисленные отдельные (танковые, пехотные, артиллерийские, вертолетные, и т. д. полки.
Эти два из семи военных округов Китая, сильнее всех Сухопутных войск РФ.
В остальных пяти военных округах (Ланьчжоуский ВО, ориентированный на Центральную Азию и Западную Сибирь, Цзиннаньский ВО, три южных военных округах, резервно-экспериментальный ВО) находятся еще почти столько же соединений.
Все это при общей численности танков, порядка 8 тысяч единиц равного с нашими танками класса.
Военнообученный резерв НОАК составляет около 40 млн. человек.
Сравним все эти «массы» со всеми нашими 85-ю бригадами и 2000 танков, как говорится - «куда деваться и чего ловить!»
Очевидно, что при ведении войны в Азии определяющее значение имеет фактор стратегической мобильности.
Но этой мобильностью ВС РФ не обладают, так как самолетов нет, транспортная артерия только одна - Транссиб (его полная длина от Москвы до Владивостока - 9288 км), и та будет перерезана противником в первые часы войны, а может быть и гораздо ранее ее начала.
Главные выводы
На Востоке Вооруженные силы России нового облика ничего противопоставить НОАК не могут ни количественно, ни качественно, притом, что не существует сил обеспечения стратегической мобильности и стратегического маневра.
Россия может ответить только - ядерным оружием.
Юг = радикальный ислам
Это война «танков против ножей», где все решает упорство, воля и готовность идти до конца и к жертвам во имя победы.
Не приводя понятных сравнений и глубоких аналитических выводов, можно констатировать, что именно здесь, на Юге и против «ножей» есть возможность реализации нового облика ВС РФ.
Нам кажется неправдоподобным, что «новый облик ВС РФ» и готовится специально для проведения сплошной и перманентной «антитеррористической операции».
В этом плане ВС РФ нового облика избыточны.
Правда, если к Югу причислить Грузию и Украину с Крымом, то очевидно, что и там надо руководствоваться критериями столкновений с войсками НАТО, так как США нам никакой возможности победить этих противников не дадут.
Все изложенные выше оценки и выводы приводят нас к необходимости сделать краткий анализ хода военной реформы в России.
3.2 Существо происходящей сейчас в России военной реформы
К сожалению, мы обязаны констатировать, что вся наша собственно военная сфера находится в состоянии глубокого кризиса, практически не связанного с мировой экономической депрессией.
Мы можем констатировать:
во-первых, общее плачевное состояние нашего национального военного дела;
во-вторых, подтвердить практическую смерть национальной военной мысли, резкое сужение поля исследований и снижение качества профессиональных экспертных оценок в области национальной и военной стратегий;
в-третьих, судорожность и непродуманность проводимых радикальных преобразований военной системы и всей сферы национальной обороны страны;
в-четвертых, отсутствие кадрового профессионального потенциала, способного решать вопросы столь большой сложности и масштаба.
Сегодня мы вынуждены констатировать, что в России практически не осталось профессионалов, способных сформулировать и разработать проблему стратегического уровня, а в государстве нет структуры, способной и желающей эту проблему услышать и заказать ее проработку не собственными подручным экспертам, а специалистам, имеющим необходимый уровень компетенции и свое собственное мнение.
Всё это привело к формированию иллюзорных схем Вооруженных Сил, расползанию числа, уровня и качества их задач, а значит - к общей аморфности целей военной реформы в России.
Особо остановимся на военной реформе, проводимой сейчас руководством государства и армии.
Необходимо сказать, что эта реформа является единственной полномасштабной военной реформой со времен Александра II и его военного министра А. Милютина (1864-1874 годы).
Современная военная реформа, связанная с именем министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, уже набрала большие обороты и уже не подлежит прекращению.
В настоящее время заканчивается Первый этап этой реформы, который связан с практическим сломом военной машины СССР.
Реально произошло следующее:
• произошел полный слом советской военной машины;
• ликвидирована мобилизационная система подготовки и ведения войны;
• ликвидирована советская военная мысль;
• ликвидирована система профессиональной кадровой политики;
• продана основная часть объектов инфраструктуры и земель Минобороны;
• ликвидирован военно-промышленный комплекс как единая система генерации и реализации военно-технических идей во всех областях науки и техники, обеспечивающая опережающее создание необходимого армии оружия и боевой техники всех номенклатур, в превосходном качестве и в необходимых количествах, утрачены технологии и возможности выполнения серийных заказов;
• ликвидирована советская система гос-заказа, тылового и технического обеспечения;
• ликвидирована государственная идеология воинской службы;
• ликвидирована историческая российская военная полковая система строительства армии вместе с историческими боевыми традициями уничтоженных полков (теперь вместо них созданы безымянные бригады);
• ликвидирована советская система военного управления;
• произошло физическое сокращение численности армии, офицерского корпуса и высшего командного состава;
• свернута система профессионального военного образования и подготовка младшего командного состава армии;
• практически уничтожается национальная суворовская военная школа как школа подготовки офицерского корпуса России с детства;
• значительно сокращена система военного присутствия Вооруженных сил России за рубежом.
Сегодня мы присутствуем при практическом закате военно-промышленного комплекса России, уже не способного создавать современные корабли, образцы высокоточного оружия и средства автоматизации, разведки и связи.
К сожалению, такое положение значительно отягчается негативным кадровым отбором в армии и государстве.
В целом, мы считаем, что Первый этап реформы, этап - «расчистки поля» для неё, можно считать успешно выполненным.
Сегодня вопрос заключается в том, что будет на Втором этапе реформы, этапе реального строительства и отладки нового облика Вооруженных Сил России.
Вопрос не праздный, так как неясным являются ответы на вопросы:
• что останется от военной мощи России к этому времени;
• кто это все будет строить; и будет ли этот этап вообще(?)
Надо сказать, что анализ всего происходящего в сфере национальной обороны страны говорит о том, что:
• руководство страны армии не знает, ее боится и не верит в ее лояльность;
• реформа армии отдана в руки самого Министерства обороны, которое делает, в буквальном смысле слова, что хочет, и отчитываться за последствия своей деятельности не собирается;
• критериев, по которым строятся сегодня Вооруженные силы РФ не существует, и они строятся по произволу самых активных и непрофессиональных чиновников.
• профессионализм высшего военного руководства находится на таком низком уровне, что становится самостоятельной проблемой национальной безопасности страны.
Всё это усугубляется:
• явной общей деградацией власти, снижением ее государственной дееспособности и авторитета в обществе;
• утратой гражданского контроля над властью и силовой сферой государства;
• утратой политической элитой России профессиональных навыков и технологий управления государством и армией, также отсутствием национальной школы подготовки национальных элит;
• деградацией и люмпенизацией офицерского корпуса и так далее
Все это приводит:
• к снижению очевидной важности внешней функции национальной обороны и армии;
• к усилению МВД и контроля над обществом специальных служб;
• к переходу на западные стандарты армии и службы;
• к полному разрушению экономической, идеологической, нравственной и профессиональной мотивации воинской службы.
Общий вывод тревожен: несмотря на поддержку проводимой военной реформы всеми органами высшей государственной власти и даже институтами нашего гражданского общества, Россия все более теряет способность осуществлять свою вооруженную защиту даже в пределах своей национальной территории.
Военной мощи СССР уже нет, а адекватной военной мощи новой России не создано, нет даже ее основ.
Реальное положение таково, что с каждым годом защищать Родину с оружием в руках - становится все более некому, нечем и незачем.
Ситуация усугубляется тем, что все неоднократные и активные попытки экспертного общества России предложить свою помощь и склонить руководство государства и Минобороны к конструктивному диалогу по поводу проводимой военной реформы всегда заканчиваются одинаково, то есть молчанием, обидами, а также и поисками врагов
Надо сказать честно, что в этом варианте наше дело - безнадежно.
***
Необходимо отметить, что усиление агрессивности Ислама, рост военных приготовлений Китая и масштабов военного присутствия США в мире, идут одновременно с падением совокупной боевой мощи ВС РФ.
Получается странный парадокс - чем более мы приближаемся к «новому облику», тем все более туманны его профессиональные перспективы и становятся все более неочевидными его практическая целесообразность и соответствие потребностям военно-политической безопасности России.
Не понимать этого наше политическое руководство не может.
Поэтому наша будущая военная доктрина будет содержать тезисы об использовании ядерного оружия и снижении порога его применения, так как ничего более мы противопоставить растущей боевой мощи наших потенциальных противников не можем.
Конечно, нам надо решать вопросы военного строительства и мы обязаны решать по-другому, но об этом даже не идет речь, наоборот, сегодня мы видим полное спокойствие и уверенность наших национальных лидеров в том, что все идет правильно, и полное согласие нашего Генерального Штаба с их позицией.
Притом, что невозможно понять - откуда у наших вождей такая уверенность и кто эту уверенность в них поддерживает, ведь точное знание состояния наших Вооруженных Сил говорит только об их практической небоеспособности.
При этом нельзя сказать, что высшее руководство страны не бывает в войсках.
Президента периодически вывозят на войсковые учения, где показывают танковую атаку, десантирование и «пистолет Ярыгина», и создается впечатление, что все идет хорошо, еще немного, еще чуть-чуть и наша Армия обретет то благословенное новое качество, когда Россия сможет чувствовать себя хотя бы в относительной безопасности.
Но, все эти «военные телевизионные картинки из района учений» вызывают у военных профессионалов удовлетворение только самим фактом их проведения, а существо этих учений - в лучшем случае только горькую иронию.
Кстати, в плане посещения войск, судя по телевидению, кроме сопровождения Президента, министр А.Сердюков самостоятельно посещает только Пансион воспитанниц Минобороны в Москве, наверное, потому, что только там чувствует себя комфортно.
В ЦЕЛОМ
Ускоренный переход Вооруженных Сил России к новому облику не обеспечивает военно-политической безопасности России ни сейчас, ни в перспективе.
Сухопутные войска новой конфигурации пока бессмысленны.
Единственным средством современной военно-политической стабильности является ядерное оружие, а так же готовность политического руководства государства и войск к его применению.
При этом, Вооруженные силы России, которые обязаны и быть способны успешно решать все задачи мирного и военного времени, должны стать такими при любом раскладе стратегической внешней и внутренней обстановки в Стране.
Это значит, что создание таких Вооруженных сил должно стать главным делом страны и государственной власти России.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ