Как я провел(а) лето. Сочинение на заданную тему.

Sep 03, 2024 12:05

В начале весны я получила предложение сделать на заседании иркутского родословного общества сообщение по какой-нибудь из  своих поисковых работ. Поскольку заседание планировалось в "окрестности"  праздников 8 марта и День геолога, то подумала, что хорошо бы поговорить о легендарной личности на Среднем Витиме - золотопромышленнице Дарье Константиновне Мухлыниной.



Ципинская впадина. Река Ципа, вдали - Южно-Муйский хребет.


Я даже не сообразила сразу, что прошло ровно 50 лет, когда я последний раз была в тех местах, где начинала свою трудовую деятельность. А известная на Витиме золотопромышленница, как выяснилось, была гражданской женой прадеда моего сына Ивана.




Иван Александрович и Александр Иванович Кульковы.

Ну, вот, таким образом, я справила  "юбилей своей трудовой вехи" и поддвинула решительнее те поиски, которые вялотекуще начинала лет 10 назад, слегка интересуясь родней отца Ивана. Слайдовая презентация, которая вошла в цикл моих иркутских лекций к выставке "Золото рядом" в Областном краеведческом музее, сопроводилась обширным текстом. Позже из этого текста я быстренько сделала статью в иркутский родословный сборник по настоянию моих коллег по родословному ремеслу.

Тема золотопромышленницы понравилась многим, особенно геологам, попавшим на наше заседание. Тем более, что кроме туманных легенд, бытующих среди старожилов Среднего Витима и небольшой книжицы краеведа из Таксимо Колесниковой Ольги более ничего не было.



Это - Ольга ("вот такую рыбу...) Снимок из архива О.Колесниковой.

Ольга сумела разыскать некоторые документы из фондов НАРБ и собрала все устные сведения о Дарье Мухлыниной и о поселке Бамбуйка, где у нее была основная "резиденция". Я же взяла на себя смелость упорядочить и систематизировать сведения о золотодобыче Мухлыниной, расширить представление о ее приисках добавить сведения об окружении золотопромышленницы, о ее судьбе в последние годы жизни. Как выяснилось много позднее, родственники моего мужа являются обладателями единственного фотоизображения знаменитой золотопромышленницы (которое я неуверенно скопировала в их семейном архиве и долгие годы систематизировала сведения о других людях, изображенных на этой же фотографии).




Дарья Константиновна Мухлынина, Павел Афанасьевич Тагаев, Афанасий Устинович Тагаев. Бамбуйка, конец 1940-х - начало 1950-х. Снимок из архива семьи Кульковых-Тагаевых.

Ближе к лету выяснилось, что есть возможность встретиться с Ольгой в Таксимо и совершить путешествие "по следам Мухлыниной". (У меня даже дыхание сперло...) Даже в самых смелых замыслах я не могла себе представить, что это возможно, что я смогу сделать попытку вернуться в места моей далекой юности ...
Чтобы добавить "весу" в наши желания исследовать многие тайны жизни промышленницы, я уговорила своего родственника, тоже геолога, руководителя крупной геологоразведочной организации в Иркутске помочь мне сделать памятную доску, посвященную Дарье Константиновне. Я приобщила его к нашим поискам, введя в курс дела и познакомив со своей будущей статьей.


(Позже, многие любознательные краеведы, ознакомившись с текстом на памятной доске, озадачились - чего же Дарья так мало прожила? Пришлось регулярно объяснять, что даты - это не годы жизни Дарьи Константиновны, а официальные годы трудов ее на поприще золотодобычи. Не исключено, что она тихонько "старалась" со своими единомышленниками и при Советской власти, но с прииском "Веселый" она рассталась, даже еще раньше, даже до революции,так сказать, по "техническим причинам")

Памятная доска была изготовлена в формате А4 из крупнозернистого габбро, которое добывается в Слюдянском районе Иркутской области, в верховьях реки Малой Быстрой (прям-таки, напротив знаменитого лазуритового месторождения Малобыстринское) . Правда, мне хотелось эту доску иметь из более декоративной разновидности габбро, где щелочные полевые шпаты в породе создают отблески фисташково-зеленого оттенка, но изготовители решили по-своему и мне пришлось смириться.
Даже в таком виде, памятная доска получилась солидной и она убедила наших меценатов в Таксимо в серьезности наших исследований. Меценаты же взяли на себя решение вопроса о способах нашего передвижения по средневитимской территории.

(продолжение следует)

путешествия

Previous post Next post
Up