Поскольку по материнской "линии" в моих предках есть старожилы восточного Забайкалья, то иногда обращаю внимания на сообщения на сайте "Предыстория" по поводу разных населенных пунктов Балейского pайона Забайкальского края.
Вот и на днях мой взгляд притянули "дебаты" экспертов сайта по поводу селения Ундино-Поселье -
с Ундино- Поселье ,ранее - селение Ундинское Успенской волости Нерчинского уезда - Предыстория (predistoria.org)Внимательно выслушала тех, кому не терпелось вставить свои "пять копеек", а потом "разразилась собственными постами. Думаю, против них у тех экспертов, которые имеют поверхностное представление о нашем районе, особых возражений не появится. тем более, что сказанное мной - продукт моих исследований последних 5 лет.
Да, единственное пока доказательство с перечнем фамилий жителей, что деревня Ундинская в низовьях Унды (недалеко от старинной Матусовой, основанной ранее 1735 г.) была к началу 19 века - это ИВ Урульгинской Николаевской церкви 1823г. И даже видно, что жителей там было немало. Но были ли эти жители этого населенного пункта в начале его основания крестьянами?
Их нет в списках "экономических" крестьян, они отсутствуют в Книге ревизии о крестьянах Нерчинского уезда 1816 года. Причем, отсутствуют совместно с населенными пунктами южнее Улятуя на Ононе - Долгокыча, Турга, Шивия …. Эти «отсутствующие» образованы были как-то скоропалительно - некоторую часть жителей в них составляли переселенные из разных мест («поселщики»), вплоть до Рогервика и «балтинского порта». Хотя, среди них есть и старожилы Нерчинского уезда. А численное превосходство Ундинского поселения обосновано тем, что территория этого поселения - последнее место в нижнем течении Унды, где еще доступно пашенное земледелие. Ниже по течению, отроги Борщевочного хребта на правом берегу очень близко подходят к реке, что допускает только скотоводство. Не случайно, коллективные хозяйства, совхоз в Ундино-Поселье были преуспевающими в советское время.
Что-то там случилось в этой части долины Онона, что туда переводили «жить и работать» людей не только из Нерчинска, но и из окрестностей Верхнеудинска и других мест. Причем, сохранились легенды, что они «долго кычали» и ведут свое происхождение от ссыльных пугачевцев. А «русалка» из Оловяннинского музея? Она - прямой признак, что здесь планировали развивать судоходство по Онону, Шилке. Скорее всего, это все - наследие действий «секретной» Нерчинской экспедиции, и «селение Ундинское» - из этого же «проекта». Вероятно, жители Ундинского, помимо других обязанностей, должны были обеспечить продуктами себя и жителей ононских поселений. Зачем? Ответ, думаю, простой - начать подготовку завоевания ближайшего выхода к морю. Что и случилось спустя несколько десятилетий, с началом «амурских походов».
По времени, такое «оживление» на Ононе совпадает с подобными же в других частях Иркутской губернии: постройка Петровского железоделательного завода в 1788 г., создание поселений (и военных поселений) в Тункинской долине. В самом Иркутском уезде такие поселения начали создаваться немного ранее - о них известно уже к середине 18 века. В самом Иркутске было «Адмиралтейство», которое приложило руку и к созданию судовой верфи в «верхъангарских" деревнях. Я подробно не осведомлена о подобных же «мероприятиях» на территории современной Бурятии, но кое-что там тоже происходило.
Да и в европейской части России тоже создавались «поселения», которые могли бы стать опорной базой для завоевания «выхода к морю». Что-то с этими «поселениями» там не получилось, и в Восточной Сибири этот «проект» и Нерчинской экспедиции тоже «свернулся». Из поселенцев «войска» не вышло, их быстренько перевели в крестьяне, остались только отголоски недолгой истории. Для Ундинского поселения, эта вторая часть его названия - «Поселье», которое спустя век вернулось и закрепилось, в полной мере свидетельствует о его прежней истории. Мало того, в перечне фамилий немало практически малознакомых до тех пор. Откуда они?
Интересно, указан ли в ИВ 1823г. статус жителей с. Ундинского? Если нет, то ответы надо искать в документах «секретной» Нерчинской экспедиции.
В дополнение к вышесказанному, отмечу, что это мое мнение относительно “поселений» случилось не вчера. Еще в работе над статьей для иркутского родословного сборника «Мы предков наших отражение» в 2020 году я, размышляя о происхождении двух старинных деревень, Смоленской и Максимовской на Иркуте, покусилась на «святое» - стала отрицать Максимовскую, как «вотчину знаменитых Перфильевых».
«Вотчина» получилась на том же правом берегу, как и Смоленская, рядом с их «мельницей Ивашки Порфирьева». А, Максимовская оказалась «вновь образованной» деревней в 18 веке, которую населяли разные поселенцы. Причем, до «Максимовской деревни» поселенцы эти жили в Копышево (выше по Иркуту, там теперь два Копышевских острова). Какой «Максим» дал название новому месту этого поселения, мне пока неведомо, но рассчитываю в дальнейшем на помощь Яндекс-поиска по архивам.
Работа над статьей о ранней истории Михалевской деревни на Ангаре в следующем сборнике «Ушедших лет живые лица», выявила участие заимок, образовавших позднее эту деревню, в делах «верхъангарских» поселений, в связи с развитием судоходства на Ангаре и Байкале и привела к окончательному выводу о значимости этих «поселений» 18-начала 19 века в истории Восточной Сибири. Тем более, что появились сведения о миграции некоторых родов в пределах Иркутской губернии по восточному и западному Забайкалью, связанные с «поселениями». Потому, вот так, сложился региональный образ несколько необычных эпизодов истории некоторых территорий Восточной Сибири. Некоторые профессионалы-историки, можно сказать, «подбираются» к этой тематике отдельными публикациями, но общего взгляда на этот момент отечественной истории я покуда не видела…
Я неоднократно обращала внимание на особенности Ундино-Поселья, но вплотную заняться изучением происхождения этого населенного пункта, у меня пока не получается, хотя, как потомок старинных уроженцев современного Балейского района я, вроде-бы, ответственна за это …
Какие-то фонды ГАИО содержат документы Нерчинской экспедиции, но точно не узнавала. А происхождение своих Темниковых из ононских бывших «поселений» уже удалось получить, благодаря замечательным родословам- единомышленникам, и в этом направлении мой интерес полностью удовлетворен.
Добавлю, что несколько лет назад один из экспертов, организовавший публикацию выписок Исповедных ведомостей 1823 год из архивных документов ГАЗК на сайте, умышленно сократил эти выписки до такого предела, чтобы желающие увидеть все, должны были приобрести за деньги у упомянутого эксперта полные сканы. Эту вакханалию, названную пышно - Проект сайта "Предыстория": "Забайкалье начала XIX века на примере исследования Исповедных ведомостей (росписей) церквей Иркутской епархии" со временем прекратили, из-за того, что она не соответствовала правилам сайта и ущемляла права его участников. Но ущербные выписки так и остались и по ним нельзя получить желаемую информацию о статусе жителей будущего Ундино-Поселья в 1823 году. Но думаю, что они к тому времени были уже крестьянами (по аналогии с другими поселенцами Онона)