Сибирские Литвинцевы. Начало (версия).

Nov 12, 2020 23:00



В родоведении жителей Восточной Сибири большое значение имеют документальные повествования замечательного исследователя Георгия Борисовича Красноштанова.  Огромный вклад его в историю ленских пашенных крестьян, служилых людей, историю больших и малых поселений Ленского края трудно переоценить.  И только небольшое «белое пятно» в череде ярких исторических открытий осталось немного в стороне от пытливого взгляда исследователя - служилые люди Литвинцевы.
Именно эта не открытая до сих пор страница истории заставила меня обратиться к Георгию Борисовичу с письмом. В ответ, он объяснил мне, что главной его «заботой» была история ленских крестьян, что к служилым людям он сможет обратиться позднее, если позволит время. Внимательно напомнил мне, чтобы я занялась ленскими «истоками» своих Лузгиных в начале 18 века, в богатой старинными историческими событиями Чечуйской волости.
Но зная, насколько внимательно работал Георгий Борисович со старинными документами, порой, обращая внимание на мельчайшие детали, я решила пройти по следам рассмотренных им документов и сделанных выводов. Мне думалось, что у Георгия Борисовича обязательно должны быть  в документальных повествованиях сведения, которые  помогут раскрыть тайну появления Литвинцевых на Лене.

И, вот, в книге «Ерофей Павлович Хабаров» (стр.497), в отписке Онофрия Степанова Кузнеца, командовавшего «амурским войском», в 1654 году сообщается: «А посланы с сими отписками служилые люди Герасимко Максимов, Пронка Гргорьев с товарыщи 9 человек. И с ним же служилыми людьми послан от сына боярского Петра Бекетова с его Петровыми отписками Ивашко Литвинов». В следующем году О.Кузнец пишет: «А послать Государь их служилых людей с отписками к тебе государю к Москве мимо Якуцкой острог стало нельзя потому что люди небольшие по великой реке Лене протить им не мошно для того государь посланы те служилые люди с отписками и челобитными в Якуцкой острог».
Далее у Г. Б. Красноштанова: «Имена всех служилых и охочих людей здесь не указаны, но они перечислены в таможенных книгах Якутского острога, так как они пришли не с пустыми руками. В таможенной книге за 163 (1654-1655) год записано:
 «Сентября в 23 день (1654 г.) выдано из Съезжей избы даурским служилым людем даурсково их погромной мяхкой рухляди: (среди других)….Ивашке Григорьеву Литвинову выдано 10 соболей лисица красная драная лоскутье соболье и остредишка хвостовые собольи. Десятую платил того же дни ….» (стр. 499)
Поскольку некоторые из пришедших с Амура были охочими людьми, их поверстали в новоприборные казаки, в убылые оклады. О Ивашке Литвинове же - более нет никаких упоминаний. Ясно только, что он находился в отряде сплывшего по Шилке на Амур енисейского сына боярского Петра Бекетова. Не исключено, что он прибыл в «Дауры» из Енисейска, как и другие участники похода П.Бекетова, уже имея статус служилого человека. Почему на него пал выбор Петра Бекетова, пославшего его со своими отписками - сведений нет. Нет и документов о его дальнейшей судьбе: вернулся ли он из Якутска в Енисейск и когда? Какова судьба отписок Бекетова?

Известно лишь, что в 1656г. ленские служилые люди прибыли с государевой - ленской казной и даурской соболиной казной в Москву. Об этом есть запись в делах Сибирского приказа. В списке ленских казаков (стр. 535) упоминается некто «Тимошка Ливинец», третьим по счету в списке после Вторка Катаева (будущего сына боярского) да десятника Куземки Лошакова. Последний записан явно с ошибкой в фамилии - пропущена в середине буква «н». То и, надо полагать, в этом списке могли быть допущены и другие описки, в том числе, у «Тимошки» - так и напрашивается фамилия «Литвинцов». Да и был ли, в самом деле, этот служилый человек Тимошкой?
Позже, «168 (1659) года октября в 3 день в Енисейском в Съезжей избе воеводе Ивану Ивановичю Ржевскому да подьячему Никите Панову Амурские служилые люди:
выборной атаман Артемей Филипов
да рядовые служилые люди:
Ивашко Герасимов сын Чебычаков
Сидорко Тимофеев
Сидорко Дементьев
Исачко Кирилов
Ивашко Григорьев
В допросе сказали…» (они вшестером сопровождали амурскую соболиную казну в Москву, а енисейского воеводу интересовала судьба находившегося в это время на Шилке А.Пашкова - «и того де амурские служилые люди …впрямь подлинно не ведают».
Двое из этих шестерых прибыли в амурское войско с П.Бекетовым - Чебычаков и Тимофеев. Артемий Филипов (Петриловский) - племянник Ерофея Хабарова, его выбрали в атаманы после разгрома амурского войска. Дементьев- беглый верхоленский казак (пришел с Хабаровым во втором приходе), Кирилов - охочий амурский казак.
О Ивашке Григорьеве «полной ясности нет» (Красноштанов предполагает 2-х охочих амурских казаков с такими же именами-отчествами, но неуверенно). (Стр.566-567)

До сего времени считается упоминание фамилии «Литвинцев (Литвинцов)» в Илимском и Ленском воеводствах в связи со служилыми людьми. Т.е., среди крестьянского населения этой территории в 17 веке Литвинцевых нет. Происхождение этой фамилии связано с выходцами из «Литвы». Причем, фамилия «Литвинцев», «Литвинцов» или «Литвинов» говорит о том, что отец носящего фамилию - был «литвин».  Т.е., найденный в документах 1654 года Ивашка Григорьев Литвинов должен быть сыном сосланного в Сибирь выходца из «Литвы».
Самым близким по времени и большим по масштабам было переселение «черкасов» на Лену в 1646 г. Этому событию и предшествовавшей истории «исхода» черкасов с их родины посвящен 1-й том книги Г.БКрасноштанова «На ленских пашнях в 17 веке». Списки всех «черкасов» очень тщательно просмотрены Георгием Борисовичем, судьбы каждого их них прослежены с южнорусских городов, в которые они вышли с Литвы. Их связывает одна судьба на Лене -они все были поселены как пашенные крестьяне.

О «черкасах», которые не попали на Лену, а остались в Енисейском воеводстве, Георгий Борисович сообщает в главе «Ссылка чугуевских, курских и воронежских черкасов». В 152 (1643-1644) году, среди сосланных в Красноярский острог черкасов (которых указано было устроить «в пашню», а енисейский воевода почему-то поверстал их «в службу») есть «воронежский черкас» Григорий Вергунёнок с русским прозвищем «Орешник».  В общем списке «воронежских черкасов» сообщается о нем более подробно: «Гришка Вергуненко с женою Парасковьицею да с сыном Ивашком…» (стр. 541), «Гришка Вергунёнок с сыном Ивашком. А жена его Парасковьица умерла на Кети» (стр. 544).
Красноштанов, рассматривая «истоки» «черкасов», сообщает о делении их на «чугуевских», «курских» и «воронежских» - по названию южнорусских городов, в окрестности которых они «вышли из Литвы» и были там поселены русскими властями.  «Черкасы», большей частью, в 1639 году поименованы именем и отчеством. Искомый нами Григорий, первоначально, упоминается в списках в документах как «Гришка Иванов». (стр.534-535)  И, только в 1640 г., в связи с поездкой «черкасов»-челобитчиков в Москву, Георгий Борисович предполагает, что один из них - Гришка Иванов Вергунов, живший в селе Костенки Воронежского уезда, известном залежами мамонтовой кости в его окрестностях. (стр.388)
В 1642 г., в списке «изменникам воронежским черкасам и их женам и детям, которые в Переславле-Резанском» (находились в тюрьме), сообщается: (« ….Гришка Вергуненко. У него жена Просковьица да сын Ивашко 5л. …» - стр.532). Таким образом, предполагаемый отец Ивашки Григорьева Литвинова - Григорий Иванов Вергун Вергунов, Вергунёнок). Можно подсчитать, что родился Ивашка Григорьев, примерно, в 1637г..  Из «амурского войска» он вышел на Лену в возрасте, примерно, 17 лет.
При чтении страниц документального повествования «На ленских пашнях…» Г.Б.Красноштанова немного удивляет очень подробное прослеживание судьбы тех черкасов, которые позже не попали на Лену, оставшись в Енисейском воеводстве. Хорошо, если бы они были заметными военачальниками среди вышедших в Российское государство черкасов. Но столь пристальная забота к простым в общей массе бывших запорожских казаков «Гришкам» и «Ивашкам», наверно имела у автора какую-то подоплеку. Обычными дотошностью и любопытством трудно объяснить столь внимательное отношение к судьбе этих черкасов. Очевидно, эти люди могли стать для автора в будущем центральными фигурами в новых повествованиях позднего времени истории Ленского края.

Об этих будущих планах замечательного исследователя могли бы свидетельствовать те многочисленные рабочие материалы в его домашнем архиве, к сожалению, ныне утраченные. Судя по краткому описанию событий Ленского края в первом десятилетии 18 века, у Георгия Борисовича присутствовало желание рассмотреть это полное грандиозными событиями столетие. И, однозначно, ярких личностей ленских служилых людей Литвинцовых он бы не миновал. И, если бы не сделал того сам, то уже подготовил для этого добротную документальную основу. Увы, судьба распорядилась иначе …

Рассматривая саму фамилию потомков служилых людей, вышедших «из Литвы», надо отметить, что «Литвинцов», с суффиксом «ц» - это характерно лишь для служилых людей Ленского края и позже -  Иркутского уезда. Первоначальное производное - это фамилия «Литвинов». В некоторых случаях, когда потомки их не отличились на «государевой» службе или некоторые ветви их стали крестьянскими, они остались Литвиновыми (в Манзурской слободе Иркутского уезда, в Енисейском воеводстве).
С другой стороны, первоначально поименованные Литвиновыми потомки пешего казака Нерчинского острога Алексея Иванова Литвинова (иногда называемые по прозвищу отца - Ложниковыми) в 18 столетии стали устойчиво называться Литвинцовыми. Возможно это было следствием службы в Нерчинском остроге Ивана Степанова Литвинцова, сына боярского, иркутского дворянина, занимавшего в Иркутском и Нерчинском уездах видные должности. Последний занимался сбором и скупкой пушнины в Забайкалье. В те времена, часто наблюдалось  присвоение государевых средств крупными чиновниками. Потому, не случайно, позже И.С.Литвинцова объвиняли в незаконном обогащении, в бытность его в Нерчинске - об этом свидетельствуют страницы "Иркутской летописи" Н.Романова.

И совсем неожиданной (но закономерной для Иркутского и Нерчинского уездов) можно считать трансформацию  фамилии в «Литвинцов» у священнослужителей Литвиновых, появившихся в Иркутском и Нерчинском уезде в первой половине 18 века. Эти «Литвинцовы» служилым людям Восточной Сибири совершенно неродственны и происходят от другого «литвина», осевшего в Сольвыгодском уезде.
Если считать Ивашку Григорьева Литвинова родоначальником служилых людей Литвинцовых на Лене, то какое он может иметь отношение к основателю забайкальского рода казаков Литвинцовых - Алексею Иванову? По возрасту Ивашко Григорьев может быть отцом Алексея, но, чтобы сделать окончательные выводы - необходимо рассмотреть всех известных ленских служилых людей Литвинцовых и определить их родственные связи.

В вопросе о поверстанных в Красноярском остроге служилых людях Красноштанов сообщает (стр.545), что есть отписка красноярского воеводы Петра Протасьева. В ней указано 14 человек «черкасов» (в том числе Гришка Вергунёнок и Петрушка Васильев Рудой) среди 20 человек. К сожалению, этого списка в книге Красноштанова не приведено. Зато, есть тобольский список отправляемых 12 черкасов в Красноярский острог (стр.540-541). Среди них: «Гришка Вергуненко з женой с Парасковьицей да с сыном Ивашком».
 Среди служивых людей Литвинцовых, появившихся на Лене, помимо «ветви» Ивановичей (возможных потомков Ивашки Григорьева), наблюдается «ветвь» (?) Федотовичей. К сожалению, о ее «истоках» пока ничего не известно.

{C}Перечень упоминаемых восточно-сибирских служилых людей Литвинцовых 17 века составлен был, преимущественно, по документальным публикациям В.Шерстобоева, Г.Красноштанова и сведениям электронного ресурса  - http://sharipov.narod.ru/docum/Ilimsk1677.htm
1. Енисейск

(1652-54 г.г.) « ... Ивашка Григорьев Литвинов, енисейский служилый человек, участник похода Петра Бекетова 1652-1654г.г., посылался П.Бекетовым с отписками с Амура в Якутский острог в 1654 г.
Гурулев С.А. Первожители Забайкалья. Иркутск, 2014 с.71
Красноштанов Г.Б. Ерофей Павлович Хабаров. Хабаровск, 2008 с. 497.

В таможенной книге Якутского острога за 163г. записано: « … Ивашку Григорьеву Литвинову выдано десять соболей, лисица красная драная, лоскутье соболье и остредишка хвостовые собольи. Десятую платил того же дни …».
Красноштанов Г.Б. Ерофей Павлович Хабаров. Хабаровск, 2008 с. 499.

2. Ленское Воеводство.

(1666 г.) «... (рядовой казак) Дружинка (Федотов) Литвинцев ...»
 Красноштанов Г.Б. Никифор Романов Черниговский.Иркутск, 2008, с. 101.
(1650,1677г.) - «...Дружинка Федотов сын Латванцев(Литвинцев) ...»
Эл.ресурс  http://sharipov.narod.ru/docum/Ilimsk1677.htm - Окладная книга Илимского острога 1677 (185) г., л.37 об..

3.  Илимское воеводство
1666г.,1677г.) «... Десятник казачий Максимка Иванов Литвинцев (Лютвинцов)...» [Красноштанов Г.Б. Никифор Романов Черниговский. Иркутск, 2008, стр.101;
Электронный ресурс - http://sharipov.narod.ru/docum/Ilimsk1677.htm - Окладная книга Илимского острога 1677 (185) г., л.38

(1677г.) «Ивашко Максимов сын Латванцов …»
 Электронный ресурс - http://sharipov.narod.ru/docum/Ilimsk1677.htm - Окладная книга Илимского острога 1677 (185) г., л.38
(1667г.,1691г.) « ... Стенька Максимов Литвинцов ...»
Электронный ресурс - http://sharipov.narod.ru/docum/Ilimsk1677.htm -  Окладная книга Илимского острога 1677 (185) г., л.38;
 Шерстобоев В.Н. Илимская пашня.  Иркутск, 2001. т.1, с.63.

4. Енисейск
1669г.) «... Служилые люди, у которых в Енисейском остроге дворовые и холосты, служат в Братских и Ыркутцком острогах и на Байкале озере без переменно и что им оклад денег и хлеба и соли … оклад денег по 5 рублев … рядовые служилые люди ... Ивашко Иванов Сухой Литвинов он же ...»   
Электронный ресурс -http://sharipov.narod.ru/docum/Eniseysk1669.htm - Переписная книга служилых людей Енисейского, уезда 1669 (177) г.,- стр.332., (РГАДА ф..214 оп.1 д.527... Енисейский уезд)

сибирские Литвинцевы

Previous post Next post
Up