В начале этой темы я посетовала, что серьезных сведений о "кругоморском пути", вроде бы нет. Но, тогда зачем уже на карте Ремезова отмечены вверх по Ангаре от Иркутска несколько деревень?
Чтобы дать земельные наделы казакам Иркутского острога? Но зачем так далеко? Это, ведь, чуть меньше 30 километров, да по гористой местности ... Мысли эти не оставляли меня, но не было какого внутреннего толчка, чтобы искать ответа на этот так и неразрешаемый вопрос.
Понимание стало складываться нынешней весной. Началось все с того, что в селе Моты, на Иркуте, местные краеведы установили шикарное произведение резьбы по дереву, в котором увековечено присхождение села. До моих ушей и раньше доходило высказывание главного здесь краеведа - заведующей библиотекой с.Моты Ирины Судаковой. Даже сельский сайтик она завела, разглядывая который. я радовалась продвинутости сельского библиотекаря. Одно лишь смущало: начало истории села связывалось с основанием здесь острога (?). Как то не выходило здесь по моим родословным данным обширного острожного поселения, ни один известный документ, ни словом не обмолвился об остроге. И рисунок самой башни в заставке сайтика показался очень знакомым и как говорят, "не из той оперы". И башня и предлагаемый год основания села Мотского - 1631 - все это, без сомнения позаимствовано от Якутского острога!
Пришлось деликатно уговаривать Ирину (павшую мне "на грудь" и призвавшую в третейские судьи). Ну, не могу я грубо упрекнуть человека в безграмотности, ведь она старалась, и не ее вина, что она слепо поверила интернетовским "басням" и "сочинениям" некоторых краеведов.
А у самой стародавний "червячок сомнений" зашевелился: собственно, куда дорога от Мотского селения (как, впрочем, и от Михалевского тоже) шла к концу 17 столетия. Исторические документы указывают только один путь - в Тунку. Именно, там произошло важнейшее событие, приближенное к Иркутскому острогу - строительство Тункинского острога (1674г.).
Существует две версии, кто руководил постройкой этого отдаленного от Иркутска острога: Ерофей Яковлев Могилев и Иван Максимов Перфильев. Если первый был заслуженным казачьим пятидесятником Нерчинского и Иркутского острогов, строителем Селенгинского острога, впоследствии - приказчиком Тункинского острога, то статус приказчика Иркутского острога Перфильева подкреплялся не только его собственными заслугами, но и достижениями его отца-первопроходца.
Собственно, меня достоверность любой из этих версий не особенно волнует - оба они могли одновременно отвечать за возведение этого отдаленного форпоста охраны южных рубежей будущего Иркутского воеводства.
Реконструкция исторических событий того времени - совсем не обойдется без участия в тункинских делах и моего стародавнего "подопечного", Анисима Михалева. Как то, присущи ему рудознатческие интересы: про усольскую соль только ленивый не знает, про слюду и графит опубликованные источники упоминают. Но ближе к Тунке - "травяный камень" - нефрит. Не открытые в те поры джидинские проявления нефрита лежали на дороге в Санагинскую и Джидинскую долины (и далее на Селенгу) из Тункинской. Перевалы через Хонгорульский хребет вполне проходимы конными тропами (по долине Зун-Мурина в 19 веке купец Веселков скот из Минусинска, через Монголию до Иркутска гонял). А то, что недалеко Китай с его старинной страстью к нефриту - символу вечности - мимо этого вряд ли мог пройти предприимчивый Михалев. Не случайно, среди старинных жителей Тункинской долины какая то ветвь этого рода прослеживается. А "смотритель" границы от Кяхты до Абакана 18 века - тоже Михалев, и что примечательно с именем - Анисим.
Это окрестности когда-то бывшего здесь Тункинского острога.
Почему дорога, которая вела в Тунку первоначально именовалась "Кругоморской"? И почему Анисим Михалев выбрал для своей новой деревни Михалевой именно эту местность на берегу Ангары (где теперь плещут о берег волны Иркутского "моря"? Нешто ему не нашлось бы места среди вотчин И.Перфильева, И.Штинникова, К.Федорова - в долине Иркута и его притоков?
Наиболее вероятный ответ - эта дорога была первоначальной и у нее были участки, когда она, действительно шла вблизи или берегом Байкала-"моря". С основанием Вознесенского монастыря и прииркутных деревень оформляется и оживляется дорога в долине Иркута и становится более короткой и предпочтительной, чем прежняя (вдоль Ангары, около Байкала). Пашенные угодья по Иркуту несравненно лучше, их больше.
И, хотя этому пути придается прежнее название, но от "кругоморского" в новой дороге ничего не остается (ну, не считать же короткий отрезок от Култушного зимовья до поворота в Тункинскую долину "кругоморским путем?)
Одной из причин заброшенности старого кругоморского направления (помимо недостатка пашенных угодий) являются достаточно продолжительные отрезки этого пути по глухомани Олхинского плоскогорья, не обеспеченные постоянными населенными пунктами. Старинная Курминская заимка с ее первопоселенцами, пашенными крестьянами, заселенными здесь в 1673 г. , вероятно, утратила свое значение рядом с Михалевой деревней и только спустя почти три века оформилась как часть Михалевского селения под названием "Парки". Прежние пашни к началу 20 столетия заросли вековым лесом.
Немаловажен факт более раннего ухода с государевой службы Анисима Михалева, по сравнению с Иваном Перфильевым. Последний, видимо, более активно развивал территорию долины р.Иркут, в соответствии с личными интересами - его заимка располагалась вблизи Смоленской деревни. Таким образом, верхангарское направление кругоморского пути утрачивало свои позиции.