Я не оговорилась в комментариях - эта тема мне помогает написать статейку в краеведческий сборник. Теперь, надо соотнести даты жизни, "государевой службы" затронутых мною исторических персонажей.
По "сказке" Анисима Филипповича Михалева (в писцовой книге, составленной в июле 1686г.) он упоминает 40 лет своей службы в Енисейском и Иркутском острогах. Т.е. на службу он был принят, примерно в 1645-46г.г. Отнимаем еще лет 20 и получаем примерный год рождения Анисима - 1625. Когда начал строиться Тункинский острог, ему было около 50 лет. Многовато ...
Но, то - начало строительства, а подготовительные работы, в том числе, рекогносцировка и оценка полезных ископаемых Тункинской долины проходила много раньше, т.е. в том возрасте, когда он был еще полон сил. И, выезжая из Иркутска по проторенному конному "кругоморскому пути" (проложенному по старинным тунгусским оленным тропам), вдоль берега Ангары и Байкала, он заранее готовит "площадку" на смену старой деревне на Варничном острове.
Иркутское "усолье" и так висело на нем неподъемными "гирями": старость и смерть брата Гавриила, на котором и держалась усольская добыча, проблемы с документами на владение соляными промыслами, более значительный интерес родных племянников к казачьей службе, чем к тяжелой работе на соляном промысле.
Идеальным местом для заимки (а жил он, по его словам, "с пашни") оказалась местность на левобережьи Ангары, несколько ближе к Иркутску, чем Курминская заимка пашенных первопоселенцев. Из новой деревни Михалевой, на первых порах, было удобно ездить на "работу" в Тункинскую долину. Причем, Михалева деревня на левом берегу была наиболее удаленной от всех других левобережных заимок. Подозреваю, что и пашенных крестьян на Курму в 1673 г. он сам устраивал, поскольку занимался этими делами непосредственно в Иркутском остроге.
Но, как водится у истинных первопроходцев, Анисим, определенно, не ограничивался привычным путем, подыскивая более короткие варианты передвижения из Тунки. Проникая в дебри Олхинского плоскогорья, он отслеживает участки более проходимые и с меньшими расстояниями. В том "направлении" представляется хорошим вариант пути по очень пологому перевалу из Курмы в долину р.Олхи (притока Иркута), мимо горы "Волчья голова", выходящий на старинную часть нынешнего села Олха (На карте Ремезова здесь недалеко располагалась заимка иркутского таможенного целовальника Ивана Штинникова).
Вверх по долине Олхи, в сторону Иркута, очень удобно отходит падь под названием "Тункинская" с невысоким перевалом в крупный распадок, выходящий к Иркуту близко от современного селения Моты. Дальнейший путь в Тункинскую долину в летнее время, при хорошей орентировке на местности, вовсе не обязательно было связывать с Култушным зимовьем.
Вполне возможно существование в прошлом конного пути по левобережью Иркута, от Мот (с бродом на левый берег) по пологим перевалам в верховьях Задоя и Тойсука к устью Тунки. Этот путь соответствовал старым оленьим тропам тунгусских племен, населявших ранее Тункинскую долину.
От Мот вверх по Иркуту (до Шаманского мыса) - неглубокие перекаты. В распадке около скалы Шаманка (см.снимок), по Куртуну (притоку речки Шаманки) иркутские археологи обнаружили неолитические артефакты.