Дорога "кругом моря".

May 28, 2019 22:53

В теме "Крест" (https://luzginal.livejournal.com/25903.html ) я слегка задела  тему о "кругоморской дороге".  Да-да, та самая тропа, которая прослеживалась возле разоренной нами сосны с надписью








Вот, так непрметной стежкой среди  нетронутого леса она проходит до перевала в долину бывшей реки Курмы (бывшей потому, что теперь это - Курминский залив Иркутского водохранилища).
Сергей Сомов рассказывал, со слов местных охотников, что на этом перевале ("перепадье" - по его выражению) были разрушенные зимовья.  Возле которых находили "не наши" подковы. Т.е. непривычной нашему современнику формы и изрядно заржавелые. Указывает ли это на старинное происхождение крайне необходимого атрибута для передвижения людей на лошадях - неизвестно. Потому, что никто из специалистов эти места не изучал, все происходило на уровне краеведческого интереса беспокойных любителей истории нашего края.

Самое близкое место, куда "дотянулись" руки и мысли профессиональных историков - окрестности самого Курминского залива, то место, где было в начале 20 века стрельбище летних военных лагерей Иркутского гарнизона. Там, вроде бы покопались археологи Университета,по инициативе Ивана Бердникова.  Результатов археологических поисков я, покуда, не видела, но представляю, что остатков гильз там немеряно. Все-таки, военные лагеря...



Этот вид на Курминский мыс где-то недалеко от залива Калей.

А вся эта территория, до постройки Иркутской ГЭС входила в состав окрестностей старинного села Михалево. Причем, долины рек Калей и Курма - наиболее "молодые" части села. Само же старинное "ядро" вотчины иркутского пятидесятника, первопроходца Анисима Михалева располагалось ближе к следущему заливу Кортокой.
(Если интересно узнать, кто такой Анисим, чем он прославился, можно обратиться к моей старой публикации - www.pribaikal.ru/obl-events/article/12568.html )

В начале 20 столетия через Михалево прошла железная дорога, от Иркутска до порта Байкал. А само Михалево стало единственной станцией на этом пути. Несколько лет назад я передала в ГАИО схему станции Михалево и самого села в том виде, в каком он сохранился в памяти его прежних жителей. Инициаторы этого исследования ушли из жизни, а мне отпущено совсем немного времени, чтобы собрать все найденные сведения об этом поселении в небольшую книгу. Потому и публикую небольшие фрагменты моих обобщений о Михалево и егоокрестностях.  Примечательно, что в старинной части села железная дорога прошла выше огородов второй от прежней Ангары улицы. Собственно, улиц-то и было всего две. Они разделялись широкой дорогой, по которой проезжали телеги.
В довоенное время на месте старых дореволюционных военных лагерей обосновались летние лагеря Иркутского военного училища, которое готовило младших командиров. Именно в этом училище начинал свою военную карьеру в 1920-х генерал А.Белобородов.
Старожилы рассказывали грустную историю о его ухаживании за дочерью-красавицей местного зажиточного жителя: красавица отвергла ухажера из-за маленького роста, вышла замуж за другого курсанта. Но после раскулачивания родителей красавицы счастливому избраннику пришлось распроститься с военной карьерой.
Но, были и другие истории сватовства будущих младших командиров к симпатичным михалевским девушкам, которые оставили большое потомство, обширные семейные летописания ...
Когда я обращалась в областной архив с просьбой помочь мне в поисках информации о старинном селе Михалево, о дороге, которая, соединяя небольшие деревушки от Иркутска до Михалево, уходила в сторону Култушного зимовья - мне доложили, что таких документов нет.
Мало того, та информация, которой я поделась с государственным архивом на основе устных воспоминаний прежних жителей села, моя статья (в соавторстве) о "Михалевском некрополе" (перезахороненном кладбище) в журнале "Тальцы"  - оказались, по сути, единственно доступными, чтобы стать "отправной точкой" для каких-либо исторических  исследований по этому уголку Приангарья.
Нет фотоснимков Михалевской церкви в селе и  лагерного храма во имя Петра и Павла. Последний был перенесен в Глазковское предместье Иркутска и освящен в честь войск Временного правительства в 1918 году. А, в 1980-х пострадал от пожара и разобран.

Старожилы неоднократно упоминали о т.н. "московском тракте" (иногда его называли "кузьминским", подчеркивая, что он начинался от Кузьмихи, прилегающей к Иркутску) выше по склону от села. Кто-то именовал его "кандальным трактом", указывая на то, что по нему проходили партии государственных преступников. Есть свидетельство одного из декабристов о поездке по этой дороге. Не исключено, что она составляла одно из ответвлений  всем известного Кругобайкальского тракта. И, именно по ней (точнее, ее части в пределах села Михалево) и была проложена трасса железной дороги. Но дальше железная дорога проходила вдоль берега Ангары и Байкала. А где располагался  дальнейший "кругоморский путь" со времен Анисима Михалева - все забыли, а точных документальных сведений не обнаружено.
Previous post Next post
Up