Дрю Годдар, Джосс Уидон, слэшеры и torture porn

Nov 16, 2015 13:00

У просветлённых ребят четыре явления, перечисленных в заголовке, вызовут однозначную ассоциацию с фильмом, о котором я хотел сегодня рассказать. Но для начала, я должен объяснить - почему я решил сегодня написать про "Хижину в лесу".




Мне, конечно, хотелось бы что-нибудь написать про "Марсианина", но вам про него и так все уши прожужжали в последние месяцы. Часть заслуги за успех экранизации этой книги лежит на человеке, который превратил историю на десять с половиной часов текста в сценарий на два с небольшим часа (но книгу все равно прочитайте, при всех достоинствах фильма, она гораздо лучше). Сценаристом "Марсианина" был Дрю Годдар.

По моему скромному и некомпетентному мнению, главной проблемой современного кинопроизводства является сценарий. С достаточно большим бюджетом вы можете привлечь для съемок самых прекрасных актеров, нарисовать на экране в мощном CG всё, что угодно, оплатить работу отличного композитора по созданию саундтрека... И люди будут засыпать в кино на вашем фильме из-за слабого сценария и дубовых диалогов (нет-нет, я вовсе не намекаю на "Спектр", что вы). Написать оригинальный  и интересный сценарий для высокобюджетного фильма сейчас могут единицы авторов. Поэтому я так внимательно следил за работами братьев Ноланов (и в конечном итоге разочаровался), поэтому я считаю "Кловерфилд", сценарий которого писал Годдар, самым крутым фильмом в жанрах "мокьюментари" и "гигантская хрень крушит Нью-Йорк".




Но "Хижину в лесу" придумали два человека, и второй из них - Джосс Уидон, имя которого как раз объясняет, почему я вообще сел смотреть фильм в жанре хоррор-комедии (я не люблю ужасы совсем). Честно говоря, не знаю даже  - что можно про Уидона написать. Приложу картинку, которая исчерпывающим образом описывает моё к нему отношение:



Кроме "Светлячка" Уидон - это еще и ч.б. экранизация Шекспира, "Баффи" и "Ангел", "Кукольный домик", короткометражный сериал-мюзикл про Доктора Ужасного и еще куча проектов, включая, разумеется, две серии марвеловских "Мстителей".

Дрю Годдар, начавший работать с Джоссом Уидоном еще во времена "Баффи" и "Ангела", потом трудился над сценариями нескольких серий Lost, но вовремя спрыгнул с этих галер. В 2008 году они как-то общались с Уидоном и обсуждали жанр фильма ужасов, который оба очень любили, но при этом соглашались, что он переживает кризис. Если Хичкок ставил во главу угла саспенс, то постепенно триллеры и ужасы выродились в шаблон "компания молодых идиотов в результате своих бессмысленных действий глупо гибнет по одному" или в чистое "пыточное порно" (простите, перевод-калька звучит гораздо хуже оригинального torture porn, но я не знаю, как это правильно перевести). Яркий пример последнего - "Хостел"



(я специально не ставлю в текст живописные иллюстрации, их полно в интернете)

Понятно, что еще в семидесятых снимали картины, показывающие в подробностях расчленёнку, а акты смерти в некоторых фильмах ужасов стали анатомически необыкновенно подробны, но лишь двухтысячные принесли бесконечные сериалы "Пунктов назначения" и "Пилы", хоть и нельзя не признать, что в первой "Пиле" сценарий был очень новаторским. Но, как сказал Джосс в интервью: "Этот маятник качнулся слишком далеко, нельзя смотреть фильм, состоящий из глупости и человеческого фарша". Годдар, очевидно, был с ним согласен, и вдвоем они принялись сочинять сценарий "идеального фильма ужасов", в котором, с одной стороны, высмеивались бы штампы киноиндустрии последних лет, а с другой стороны, отдавалась бы дань уважения классическим фильмам ужасов. Шутка так увлекла творцов, что черновик сценария "Хижины в лесу" был написан за три дня.

Уидон нашел финансирование для картины, что автоматически сделало его продюсером. Годдар впервые в жизни решил сесть в режиссерское кресло. Из-за того, что бюджет "Хижины" составлял около тридцати миллионов долларов, из которых львиную часть сожрало создание разнообразных монстров, актерский состав собрали достаточно скромный. На одну из ролей взяли здоровяка Криса Хемсворта, игравшего до этого в нескольких сериалах. До выхода на экраны "Тора" было еще два года...



Впрочем, в картине одну из главных ролей играет Брэдли Уитфорд из "Западного крыла" и "Студии 60 на Сансет-Стрип", а в финале появляется одна звезда первой величины :-)

Все натурные съемки провели с марта по май 2009 года. Работа команды из 70 человек, рисовавших и воплощавших в гриме, движушихся моделях и CG десятки чудовищ для фильма, заняла гораздо больше времени. Кстати, в русской вики-статье про фильм есть отличное перечисление всех монстров фильма (осторожно, спойлер!) с отсылками на вдохновившие создателей образы. Критики потом с некоторым даже восхищением писали, что часть чудовищ явно придумывалась по мощной накурке :-)



(привет, Пинхэд!)

Я надеюсь, что среди читателей этой заметки есть люди, еще не посмотревшие "Хижину в лесу", поэтому не буду спойлерить насчет сюжета. Достаточно сказать, что фильм начинается классически: компания молодых людей отправляется в далекий домик в глуши чтобы отдохнуть, напиться, накуриться и потрахаться. Но уже первые сцены дают понять, что в этом фильме будет больше одного смыслового уровня. На мой взгляд, вся линия с клерками в "центре управления" является еще и шикарной аллюзией на все кинопроизводство Голливуда с его культом бабла ("древние злые боги"). Впрочем, смотрите сами, может у вас другое впечатление будет.



Изначально премьера "Хижины в лесу" была запланирована на октябрь 2009 года, но из-за сложностей пост-продакшена (опять-таки из-за обилия монстров в финальных сценах) премьеру сначала перенесли на февраль 2010. Потом боссов "Метро-Голдвин-Майер" настигло маркетинговое безумие под названием "ТРИДЭ В КАЖДЫЙ ФИЛЬМ" и премьеру отложили сразу на год чтобы провести конвертацию в 3D. В ноябре 2010 года студия подала заявление о банкротстве. Новый менеджмент продал картину, которая фактически была давно готова за 12 миллионов студии Lionsgate, которая в итоге пустила "Хижину в лесу" в прокат 13 апреля 2012, три года спустя после начала съемок и год спустя после премьеры "Тора", превратившего Криса Хемсворта в кассовую звезду.



(Уидон и Годдар на долгожданной премьере)

Фильм в целом был очень благосклонно принят критиками и публикой, собрал в мировом прокате 66 миллионов и добрал потом еще 12 миллионов на DVD-BR релизах (информацию о кассе продаж телеканалам я не нашел, но думаю, что сколько-то миллионов и они принесли). Кассовый успех заставил Lionsgate обратиться к Годдару насчет продолжения. Тот, хоть и сказал "не совсем понятно, что там еще можно снять после финальной сцены", отрицательного ответа не дал, так что у картины еще вполне может случиться сиквел.

После "Хижины" в качестве сценариста Дрю Годдар адаптировал для экрана две отличные книги - "World War Z" Макса Брукса (получилось так себе) и уже упоминавшегося "Марсианина" Энди Уира (получилось неплохо). Я теперь с нетерпением жду следующих фильмов по его оригинальным сценариям. Вроде бы, ходят слухи про сиквел "Cloverfield" в 2018 году...



(кликабельно)

Резюмирую. "Хижина в лесу" - отличный фильм с качественным сценарием, который одновременно является и признанием в любви к жанру хоррора и пощечиной тому, во что этот жанр выродился в последнее время. Я, лично, вообще ужасы не смотрю, но этот фильм у меня среди любимых. И, кстати, вчера, пока я писал эту заметку, выяснил, что существует режиссерская версия с альтернативной концовкой. Надо её найти и скачать :-)

кино, небашня, настало время упоительных историй

Previous post Next post
Up