Hallelujah

Nov 20, 2015 15:45

История написания Коэном песни "Hallelujah" - одна из самых известных баек в истории современной музыки, я знаю как минимум одну книгу, написанную про это. Рассказанная самим Леонардом в многочисленных интервью, эта история неизменно включает в себя описание той ночи в нью-йоркском отеле "Роялтон", когда музыкант сидел на полу в одних трусах, обложившись огромным количеством листов с черновиками, бился головой об стену и писал новые варианты текста. Каноническая версия песни, записанная в конце 84 года, никогда на деле не была каноном, существовало несколько десятков версий слов. Сам Коэн во время своих турне в 80-х пел разные варианты "Hallelujah", в которых неизменным оставался лишь последний куплет.



И, кстати, песня вовсе не считалась супер-хитом в восьмидесятых. Коэн исполнял её в богатом инструментальном сопровождении, с бэк-вокалом, в изрядно ленивой манере. Библейские сравнения были чрезвычайно прямолинейными, так что "Hallelujah" была именно госпелом, хоть и исполненным в виде блюза. Истинная слава пришла к песне через каверы, и это отдельная упоительная история. Джон Кейл из Velvet Underground увидел, как Коэн на концерте исполняет "Hallelujah", связался с ним и попросил разрешения на исполнение песни, на что Коэн согласился. Тогда Джон спросил у него про текст - мол, почему песня каждый раз звучит с разными словами? В ответ Коэн выслал по факсу текст. Пятнадцать страниц текста :-) Кейл надергал слова из разных вариантов и стал исполнять песню на концертах. Записанной на диск она вышла в 91 году, как часть трибьюта Коэну - сборника "I'm Your Fan" (отсылка к коэновской "I'm Your Man", разумеется). С этого момента плотину прорвало - каверы на Hallelujah записаны на 15 языках, насчитывается более трехсот вариантов песни. Среди исполнителей - Боб Дилан, Боно, Регина Спектор, Руфус Уэйнрайт, Джон Бонджови, Ри Гарви и многие-многие другие.

Но есть один кавер, на котором мне хотелось бы остановиться отдельно. Судьба, творчество и короткая жизнь Джеффа Бакли, безусловно, заслуживают отдельной статьи, которую я вряд ли смогу написать :-) Он услышал тот "изначальный" кавер на "Hallelujah" в исполнении Джона Кейла и записал свой вариант знаменитого госпела для своего единственного прижизненного альбома. Каждый исполнитель вносил в "Hallelujah" что-то свое, но критики сходятся в том, что именно Бакли исполнил самый проникновенный, самый чувственный вариант. Джон Ледженд, например, говорит, что это самая прекрасная музыкальная запись, которую он знает. Бакли пел её в минималистичном музыкальном сопровождении - под свою гитару, альбомная запись нарочно оставлена с шероховатостями: слышно дыхание Джеффа, гитара звучит неидельно. Есть официальное видео на эту песню, но на самом деле, это просто снятый на камеру процесс студийной записи.

Но закончить эту короткую заметку мне хотелось бы другой записью. В 1995 году, за пару лет до своей нелепой смерти, Джефф Бакли приехал выступить в Париже. Выступление проходило в ставшем недавно печально знаменитом зале Bataclan. Осенью того же года была выпущена EP-шка с четырьмя треками с этого выступления, последним из которых была "Hallelujah". Мне, к сожалению, не удалось найти видео с концерта, но есть аудиовариант на ютубе:

image Click to view



И я, честное слово, не знаю, что тут еще можно добавить. 

музыка, небашня, настало время упоительных историй

Previous post Next post
Up