Эссе Екатерины Коваль, 4МЖ СО, 5 ак. группа

Dec 28, 2011 17:38


Твори Добро
Говорят, наше общество стремительно меняется. И не в лучшую сторону. Говорят, люди стали более черствыми, все меньше думают о своих близких, что уж там говорить о помощи посторонним людям. Говорят, миром правят деньги, и истинная причина любых поступков - возможное вознаграждение в дальнейшем. Честно говоря, становится немного не по себе, когда обо всем этом читаешь и все это слышишь. Неужели люди и правда превратились в бесчувственные машины, зарабатывающие деньги? 


Хочется верить, что нет. И хочется найти примеры в доказательство того, что бизнес все же может быть духовным. 
Мне кажется, одним из доказательств может послужить такое явление, как  социальная ответственность бизнеса. Сейчас все больше компаний провозглашают ее одной из своих основных политик. Люди, просидев весь день в офисе и пределав кучу работы, вечером или в выходные встречаются с детьми, помогают старикам, ездят в приюты для животных. Что побуждает их это делать? Где они находят силы и время?



Давайте подробнее рассмотрим само явление социальной ответственности бизнеса, а затем попытаемся понять, почему все больше людей стремяться помогать тем, кому это необходимо.
Что такое социальная ответственность бизнеса?
Одним из первых, кто заговорил о социальной ответственности бизнеса был Э. Карнеги. Он сформулировал два принципа, на которых основывается это понятие: принцип благотворительности и принцип служения.
В 60-70х гг. ХХ века  концепция социально ответственного бизнеса начала формироваться в США, Японии, Германии и Великобритании.  В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. (Веревкин Леонид Прокофьевич Социальная ответственность бизнеса; журнал "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены", 1 [95] Январь-Февраль 2010)
В связи с ростом популярность этой концепции появились теории корпоративного альтруизма и корпоративного эгоизма. Согласно первой, компании должны вносить свой вклад в улчучшение качества жизни людей. Согласно же второй, бизнес ответственен только за увеличение доходов своих акционеров.
Кроме этих двух крайних позиций существует множество промежуточных. Некоторые специалисты считают, что тратя деньги на социальные программы, компании теряют какую-то часть своей прибыли, но зато создает благоприятное социальное окружение, что будет способствовать получению прибыли в дальнейшем. Кто-то же за счет социальных и благотворительных программ хочет повысить собственный социальный статус.
Выделяют три уровня социальной ответственности бизнеса:
1. базовый уровень - предполагает выполнение компанией определенных обязательств (совевременная оплата налогов, выплата заработной платы, создание новых рабочих мест и т.д.).
2. второй уровень - предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни (повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы).
3. высший уровень  - предполагает благотворительную деятельность.
Благотворительность
Я бы хотела поговорить именно о высшем уровне социальной ответственности. 
Инструметами этого вида социальной ответственности могут быть благотворительные пожертвования, спонсорская помощь, добровольное участие сотрудников в социальных программах, корпоративные фонды, денежные гранты и др. К сожалению, в мировой практике благотворительность занимает малую долю социально-ответственного поведения компании (всего около 3%). 
Но для России этот вид  деятельности не новый и, пожалуй, более предпочтительный. Еще в дореволюционной России капиталисты вносили ощутимый вклад как в поддержку бедных и неимущих слоёв, так и в развитие национальной культуры. Имена П.Третьякова, С. Щукина, С. Мамонтова, С. Морозова знакомы нам всем. 
  


Они помогали создавать художественные галереи, театры, музеи, строили богадельни, школы, приюты. В 1910 году в России было зафиксировано 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений различных типов. Лишь 25 % их общего бюджета финансировалось за  счет средств казны и местных органов власти, остальное - за  счет частных пожертвований, по большей части купечества. Только по Москве они ежегодно составляли от 1 до 4 млн рублей. (Голицын Ю. Предпринимательство и русский характер / Ю.  Голицын // Русский предприниматель. - 2001. - № 11.)
Современная российская благотворительность только начинает свое становление. Дело в том, что она испытывает влияние и опыта дореволюционной России, и западного опыта. Российская деятельность была основана на человеколюбии и христианских убеждениях о том, что благими делами можно спасти душу. Западная же традиция предполагает расчетливое улучшение среды обитания человека. И ни одна позиция пока не может перевесить чашу весов. Широкая русская душа противостоит глобализации. 
Я бы хотела привести пример одной компании, которая выбрала благотворительность одним из основных направлений своей деятельности и не ограничивается просто словами, а реально действует. Интересно, что компания эта изначально американская, но именно в Росии это направление получило такое широкое развитие.

IBM  готова помогать

Транснациональная корпорация IBM - один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также ИТ-сервисов и консалтинговых услуг.


У компании есть флагманская программа On Demand Community, направленная на поддержку волонтерской деятельности. Она была запущена в 2003 году и помогает сотрудникам и пенсионерам IBM выбрать подходящие для них волонтерские проекты и предложить в рамках того или иного проекта собственные знания, навыки и опыт. В октябре 2010 года количество волонтерских рабочих часов, зарегистрированных в этой программе превысило 11,5 млн, а количество участников - 170 тысяч человек.
К 100-летнему юбилею корпорации было приурочено создание инициативы IBM Celebration of Service. Цель этой программы - поддержать проекты некоммерческих организаций, предусматривается участие сотрудников IBM в качестве волонтеров, оказывающих услуги pro bono (от лат. pro bono publico - ради общественного блага). Она финансировалась учрежденным в IBM благотворительным фондом, который стал лидером в области корпоративной ответственности и гражданства за всю историю компании. 
Каждый работник IBM получал письмо с описанием всех планирующихся проектов и мог выбрать то, что ему больше всего по душе. 7 и 8 апреля 2011 года состоялся Сервисный Форум IBM, на котором сотрудникам компании IBM были представлены проекты некоммерческих организаций, с которыми планировалось сотрудничество. Сотрудники смогли точно определиться с выбором и просто пообщаться с интересными и такими же неравнодушными людьми.
Всего было отобрано 18 проектов некоммерческих организаций. Среди них были: некоммерческое партнерство приемных семей «Община Китеж», межрегиональная молодежная общественная организация «Объединение студентов, изучающих экономику и управление, «АЙСЕК», благотворительный фонд «Большая перемена», благотворительный фонд «Детская больница» при ДГКБ №9 им. Г.Н.Сперанского, благотворительный проект «Социальные метры», межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Большие братья/Большие сестры», благотворительный фонд «Даунсайд Ап» и др. Где-то нужно было помочь с технической стороны: посодейстовать в создании базы данных или в разработке сайта, где-то нужно было помочь в организации мероприятия, где-то провести мастер-классы и съездить в детские дома.
Все вышесказанное звучит несколько сухо. Учредили, посодействовали, помогли. Мне посчастливилось быть непосредственным участником этой программы во время стажировки в компании IBM. И вот как все выглядело на самом деле.
Пятница, середина мая. 16 часов, через 2,5 часа конец рабочего дня. В небольшой переговорке сидят 15 человек и увлеченно что-то обсуждают. Здесь молодые пиарщицы, серьезные программисты, разработчики ИТ-сервисов, маркетологи и главы департаментов. У них в руках ноутбуки, где сотни различных документов, важных договоров и писем от зарубежных коллег. А они ищут в Интернете детские игры и обсуждают, как разрезать картинку, чтобы потом ее легче было собрать. Девушки радостно вскрикивают, когда придумывают вопросы для викторины, а 40-летняя мать двоих детей вспоминает и напевает детсвкие песни. Кто-то назначается ответственным за покупку конфет, кто-то обещает захватить ватман, кто-то - воздушные шары. Так мы готовились к мероприятию с организацией "Большие братья/Большие сестры". 
На следующий день, в субботу мы все были у Спасо-Андроньевского монастыря, пускали с детьми воздушных змеев, ели мороженое и пряники, проводили свои конкурсы. И никто ничего за это не получил. Хотя нет, получили - множество детских улыбок и сияющих глаз. А это стоит дорого. И уже потом все поехали по своим делам, дойдя большой толпой до метро. Но все точно знали, что оставшийся день будет хорошим, и все получится.


А нужно ли нам все это?
Я честно пыталась посмотреть на это новое веяние критически. Дескать, кто во что горазд, каждый бизнес пытается показать себя с самой лучшей стороны. И делает это просто потому, что сейчас это модно. Но вспомнив ту атмосферу, которая царила во время нашего участия в мероприятии, я поняла, что это нельзя было сыграть, это нельзя было сделать просто потому что так надо. А таких проектов, напомню, было 18 и все они продолжаются до сих пор. 
Наверное, каждый бизнес сам для себя решает, стоит ли им этим заниматься или нет. И если у людей болит душа за других, и они готовы бросить все и поехать помогать, то что плохого, если они сделают это под логотипом своей компании.  Да, им не заплатят деньги за потраченные часы, но они получат нечто совсем другое и гораздо более ценное. Выше я писала о некоем соперничестве западных и русских идей. Почему-то мне верится, что русские победят. Наше христианское человеколюбие возьмет свое, и мы не превратимся в бездушное капиталистическое общество.
Название нашего курса звучит как "Коммуникации в постиндустриальном обществе". Мне кажется, что вот именно такие коммуникации нам нельзя ни в коем случае потерять. Вот такие живые, искренние и добрые.
Список использованных материалов:
1. http://www.zhuk.net/page.php?id=95
2.Зачем бизнесу социальная ответственность, Туркин Сергей Директор агентства <Социальные Инвестиции>
3. Веревкин Леонид Прокофьевич Социальная ответственность бизнеса
Журнал "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены", 1 [95] Январь-Февраль 2010
4.http://www.cafrussia.ru/programs/ibm/ibm_nko/
5. http://www.ibm.com/news/ru/ru/2011/04/27/h468571i88749b68.html
6.http://www.tusur.ru/export/sites/ru.tusur.new/ru/science/events/social/section/sec_2/2-06.pdf
7.М.В. Вишневенко СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РОССИИ

корпоративная культура, благотворительность, business

Previous post Next post
Up