"Секс в большом городе" - относится ли это к нам?

Dec 28, 2011 15:57





 Цитирование фраз из кинофильмов, ассоциация себя с героями кино - это стало обычным явлением. Но то, что отличает кино от сериала - быстрая "утухаемость". С первых серий становится ясно - будет ли "пипл это хавать". В последнее время именно американские сериалы имеют невероятный международный успех. Сериалы не делятся на "от 16 до 18", "от 20 до 30" и т.д., как говорится "на вкус и цвет товарищей нет". Так, как известно, девушки, недавно только ставшие подростками, в свои "-дцать" лет уже знают из этих мыльных опер то, чего им пока даже не придёться использовать на практике. Одним из таких "вирусных" сериалов стал "Секс в большом городе". О том как он повлиял на россиянок и что с этим делать мне и хотелось бы порассуждать в этой записи.



Премьера первого сезона - двенадцать получасовых серий - состоялась в США 7 июня 1998 года на канале НВО. Сериал ждал головокружительный успех, множество наград и бесконечные продолжения сезона. За пять сезонов " Sex and the City " из просто успешного ТВ-проекта продюсера Даррена Стара превратился в социально значимое явление. "Sex and the City" также оказал немалое влияние на современную индустрию моды, а «фирменные» шуточки главных героинь вовсю идут в народ: ряд англоязычных любительских сайтов Глобальной Сети посвящен исключительно образчикам юмора четырех обаятельных жительниц Нью-Йорка. Придуманный сценаристами коктейль «Cosmopolitan», который то и дело пьют главные героини сериала, после выхода на экран, стал мега хитом баров Америки. Ряд придуманных слов и понятий вошли в язык, хотя возможно только на уровне сленга и насколько устойчивыми они окажутся пока неизвестно. Шестой сезон, как обещали, последний, но «взрывная волна» уже пошла.
  Для США сериал такого типа абсолютно новое явление: во-первых за время показа серии, она не перебивается рекламой, во-вторых, впервые в сериале, доступном массовой аудитории, женщины открыто и очень подробно обсуждали секс, любовь и другие достаточно интимные вещи, в-третьих, это не тинейджеры, а вполне зрелые самодостаточные и вполне состоявшиеся профессионально и материально женщины, к тому же по своему социальному статусу им должно было бы обрасти семейством, а они выбирают совсем иную семью - друг друга, при этом, не будучи лесбиянками. Четыре героини представляют четыре разных женских типа, поэтому каждая телезрительница может проидентифицировать себя с одной из них. А поскольку эта лирическая(романтическая) комедия снята очень профессионально и качественно настолько, что вполне создается ощущение реальности происходящего, чтения чужого дневника или подсматривания в замочную скважину, наблюдения, то дорожка от выбранной героини, до ее потенциальной потребительницы, оказывается заботливо выложенной. Американских исследователей, работающих с этим сериалом, прежде всего волнуют такие темы как: производство и потребление, гендерные отношения, идентичность и культура, место, которое занимает шоппинг в жизни современной женщины, вопрос о том находится ли семья в глубоком кризисе, и о том что может сказать мода о теле и обществе, а также изменение социальных ролей мужчин и женщин. "Sex and the City" рассматривается еще в рамках исследований по городской сексуальности, сексуальной организации города и т.п.
  В сериале представлены четыре постоянные героини, эту четверку ничто не разрушает и никто в эту стабильную систему не вмешивается. Эти героини демонстрируют принадлежность к четырем разным социо-психологическим типам современной благоустоенной городской жительницы(их профессии тоже сугубо городские), принадлежащей к возрастной категории 30-40 лет и к англосаксонскому гетеросексуальному большинству. Эти типы можно обозначить как: «богемная журналистка», «деловая женщина», «романтическая барышня из приличной семьи» и «сексуальный агрессор». Сериал построен по принципу любовного романа, где главная героиня не юная беспомощная красавица, а умудренная опытом зрелая женщина. При этом категория красоты здесь достаточно условна, и ее можно заменить на «хорошо выглядящая». Кажется, Коко Шанель говорила, что "если женщина к тридцати годам не красавица, то она глупа". Героини сериала не глупы. Но речь здесь скорее идет не о природной биологической красоте, а о красоте сделанной за счет ухода за собой, занятий спортом, одежды, прически, знания, основанного на собственном опыте, что «идет», а что «не идет», т.п. Речь идет о конструировании собственной идентичности.

Отношения между героинями - особенно теплые, дружеские, даже скорее "сестринские":
1. Они не конкурируют между собой в плане любовных и сексуальных интересов.
2. Дружат и практически не ссорятся.
3. Проводят вместе досуг.
4. Обращаются к друг другу за помощью гораздо чаще чем к психоаналитику.
5. Кэрри(богемная журналистка) доминирует в фильме, т.е. является «главнее» других главных героинь. И часто они общаются друг с другом как бы через нее. Иногда она озвучивает то, что с ними приключилось.
6. Отношения между ним скорее похожи на семейные, тем более что настоящие семейные отношения отходят на второй план, даже у тех кого они появляются, а родители вообще практически в сериале не упоминаются. При этом между героинями все равно существует некоторая дистанция, большая, чем в благополучной семье. Они рассказывают друг другу все, остаются ночевать друг у друга, встречаются, как правило, на нейтральной территории и в гости друг к другу почти никогда не ходят.

А теперь посмотрим на каждую из героинь в особом порядке:



1. Богемная журналистка - Кэрри Брэдшоу - журналистка и писательница, остроумна, мобильна, и абсолютно не практична. В Нью-Йорк приехала в детстве и с тех пор там и живет. Очень его любит. Ни где кроме города быть не может, поездка за город сразу же приводит ее в состояние шока. Пишет статьи, но в офисе не работает, ее личное время принадлежит ей и ее близким, иногда по вечерам компьютеру и работе с ним. Вполне самодостаточна, хотя верит в большую-пребольшую любовь. Курит и иногда может выпить. Есть постоянные партнеры которые воспринимают их отношения с ней не так как она и из-за этого возникают конфликты. Первый партнер бизнесмен Mr. Big (он же «мужчина моей мечты», по крайней мере так звучит в русском переводе), чье доминирование он готова признать, старается затормозить нечто в их отношениях, что неизменно должно привести к браку. Кэрри этим не довольна. Потом он женится на модели, которая много моложе главной героини, затем она становится его любовницей и причиной развода. В одноименной киноленте они женятся. Есть еще второй партнер - дизайнер Эйдан, он как раз хочет доминировать и даже предлагает брак, хочет жить вместе, требует чтобы Кэрри бросила курить и т.п., т.е. ведет себя очень активно, но снова каменный цветок не выходит. Третий партнер, мелькнувший лишь в шестом сезоне сериала - художник Александр Петровский. Это зрелый мужчин, знающий чего он хочет. Однако он уже посадил дерево, построил дом и вырастил дочь, со своей бывшей супругой. Поэтому в отношениях с Кэрри он не хочет строить полноценную семью. А вот Кэрри как раз таки созрела... и тогда вновь возникает Mr. Big и некоторое время спустя, как уже было написано выше, влюбленная пара женится.



2. «Деловая женщина» - Миранда Хоббс - адвокат - тудоголик, тип поведения свободолюбивый, скорее мужской, чем женский, что связанно с одной стороны с тем, что она работает в абсолютно мужском коллективе, с другой стороны, складом характера. Ее время расписанно по минутам, она старается держать все под контролем. Времени на встречи с противоположным полом практически не остается. Те отношения которые все же возникают можно назвать "встречания", не доходящие до свадьбы и семьи. Также у нее есть достаточно постоянный партнер от которого она случайно беременеет и рожает ребенка, и в последствии выходит за него замуж - Стив Брэди. Этот партнер находится гораздо ниже по социальной лестнице и при всех ее усилиях воспринимается ей гораздо ниже себя. Он работает барменом.



3. «Романтическая барышня из приличной семьи» - Шарлотта - куратор в весьма престижной галереи. Романтическая, стеснительная, закомплексованная, выражает «пуританскую» крайность сознания. Искренне верит в любовь и брак, хочет иметь детей, но как выяснится позже, по биологическим причинам не может. Её первый супруг - Трэй Макдугл, - мужчина её мечты, её принц. Он богат, у него большая шотландская семья. Но проблема в том, что Трэй - импотент. У Шарлотты рушатся все её мечты, а одновременно и их брак. Со временем Шарлотта встречает Гарри - её адвоката в бракоразводном процессе. Как оказывается, любовь скрывается в самых неожиданных местах. Гарри не очень симпатичный, лысый, низкий и неуклюжий, но он делает Шарлотту счастливой. Шарлотта принимает иудаизм ради него, они женятся, удочеряют маленькую девочку из Китая. В фильме "Секс в большом городе " несмотря на все трудности, у них рождается собственный ребёнок.



4. «Сексуальный агрессор» - Саманта Джонс - хозяйка PR- компании, общается со звездами. Ведет себя как одинокий мужчина, предпочитая встречи на одну ночь продолжительным отношениям, не терпит никаких обязательств. Хотя настоящий роман у нее тоже был. Она старше своих подруг, но ее любовники, как правило, моложе и ее и ее подруг. Своих любовников часто воспринимает как учеников по сексу, но не всегда. Она позиционирует себя как активный агент поля сексуальности. Она выбирает сексуальных партнеров, она определяет, поддерживать отношения или нет. Она показывает себя как эксперта, обладающего знанием об истинной сексуальности. Таким образом, она претендует на доминирующую позицию в сфере сексуальных отношений и оказывается попадающей под понятие о доминирующем типе мужской сексуальности. Мужчины периодически навязывают ей свою интерпретацию сексуальных отношений, которая приводит к проблемам и конфликтам. В последнем сезоне, а также в одноименной картине, Саманта встречается со Смиттом Джареддом. До знакомства с ней Джаредд был простым официантом, но Саманта смогла разглядеть его потенциал и теперь он кинозвезда. Хотя их отношения и рушатся, Саманта считает отношения с ним самыми серьезными.

Все вышеописанное можно уложить в достаточно простую схему: четыре типа женской идентичности. Кэрри представляет собой своего рода «идеал» современной городской женщины - умная, с чувством юмора, немного эмансипированная, работающая, делающая свое дело, живущая полной жизнью, свободная. Все остальные представляют собой перекос в ту или иную сторону. Женщина, делающая карьеру, утрачивающая женскую идентичность; девушка из недалекого прошлого, из другой культурной ситуации, где многое «нельзя»; сексуальный авангард, где все разрешено. Таким образом очерчиваются возможные границы проблемы идентичности в современном городском обществе. Задается своего рода сетка координат, где нижняя граница Саманта, а верхняя Шарлотта, третья ось - Миранда, а в точке пересечения Кэрри.

Каждая девушка, посмотрев этот сериал вместе с одноименными фильмами хочет походить или ,наоборот, избегать ошибок той или иной героини. Когда тебе 20 и ты видишь, что женщинам в возрасте 30-40 лет не бывает скучно и они живут на всю катушку - то ставишь и себе самоцель. Что касается именно россиянок - мы привыкли, что сейчас большинство русский женщин этого возраста еще хранят в себе "советскую закалку" и не позволяют себе щеголять в мини и на каблуках по городу в поисках очередной "жертвы". Поэтому мы подсознательно желаем это изменить и жить так, как это делают героини "Секса в большом городе". Жалко то, что некоторые не видят границ между фильмом - американками - россиянками, и поэтому считают что то, что происходит в сериале - так и должно быть, а мы "такие глупые" пропускаем это. Конечно если тебе 40 и у тебя полно опыта в личной жизни, ты нагулялась и вроде как наверное созрела для семьи - может тогда и понимаешь Кэрри, Миранду, Шарлотту и Саманту. Хотелось бы верить, что наше поколение покажет себя в 30-40 лет в лучшем свете, не полагаясь на американские "клише".


Список литературы:

1. Берштейн Е. Эпопея городской сексуальности. Критическая масса, N 3, 2003.

2. Laumann, Ellingson, Mahay. The Sexual Organization of the City, 2004.

3. Батлер Д. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Гендерные исследования. 1999. N 3.

4. Harding S, “Introduction. Is there a Feminist Method?”, in Harding S., ed., Feminism and Methodology (Milton Keynes: Open University Press, 1987

5. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. 1993

кино, поп-культура, мужчины и женщины, копипаст

Previous post Next post
Up