Фотография как средство самопрезентации
Мои фотографии несправедливы ко мне. Они выглядят в точности как я.
Диллер Филлис
Как-то вечером сидела в контакте и случайно набрела на страничку подруги подруги двоюродной сестры одноклассника моей давней знакомой. С аватарки на меня смотрело до боли знакомое лицо…Пару минут я мучилась воспоминаниями, а потом решила просто заглянуть в альбомы девушки и найти там хоть какую-то подсказку и удовлетворить любопытство. Стоило мне только начать просмотр первого альбома с крайне оригинальным названием «Я и мои друзья»)), как я мигом забыла цель своего «путешествия» по страничке данного пользователя….
Дело в том, что более чем на ста фотографиях была изображена одна и та же девушка, но в разных ракурсах: в анфас, демонстрируя то левую щеку, то правую, подбородок и губки бантиком так же украсили немало фотографий. которые, как ни странно были сделаны с телефона и скайпа. Я не раз (я думаю, что и многие-многие другие) сталкивалась с подобной «самопрезентацией». Собственно именно это и натолкнуло меня на тему моего эссе.
Раз люди делают, а затем и выкладывает многочисленный фото самих себя, значит, они этим самым хотят что-то донести, рассказать…вступить в коммуникацию. Кто знает, может быть когда-нибудь такой вид фотографии станет настолько популярным и общепризнанным, что превратится в альтернативу вида изобразительного искусства, например, такого как автопортрет.
Не секрет, что люди очень любят фотографировать себя. Причем это касается не только красивых и привлекательных людей. Фотографироваться любят практически все. Это связано с тем, что каждый хочет быть самым красивым, самым обаятельным и привлекательным. Дело в том, люди хотят предстать в наилучшем свете для совершенно незнакомых людей. Фотография-это своего рода средство самопрезентации, фотография помогает сформулировать определенный взгляд и какое-то мнение о человеке на снимке.
У Достоевского в романе «Подросток» говорится о том, что фотография способна представлять точку зрения на предмет и эта точка зрения может противоречить общему мнению о каком-либо человеке. Писатель допускал, что Наполеон мог получиться на фотографии глупым, а Бисмарк нежным. Как известно, Наполеон был гениальным стратегом, а у Бисмарка было прозвище железный канцлер. Эти качества закрепились в сознании людей, как идеальные и неизменные.
За всю историю человечества наше тщеславие пережило несколько серьезных всплесков: изобретение зеркала в эру позднего неолита, распространение макияжа в конце 19 века, недавнее правление Тома Форда в Доме моды Гуччи. Недавний выход новейшего iPhone от Apple стал причиной очередного всплеска самолюбования. С появлением второго объектива, который обращен к фотографирующему, а не к тому, что фотографируют, iPhone упростил одну из самых давних проблем пользователей Интернета - сделать хорошие фотографии самих себя.
Раньше искусство самопрезентации относилось только к моделям и кинозвездам. Простые смертные фотографировались по особым случаям - таким, как выход в свет - с единственно возможным приятным выражением лица. Теперь с фотокамерой в мобильном телефоне, держащей «на прицеле» вашу жизнь, фотографирование стало такой же частью жизненных удовольствий и огорчений, как заказ кофе в Starbucks.
Самопрезентация через фотографию становится все более популярным и распространенным видом коммуникации. Этот своего рода талант, как умение, не задумываясь, скачивать музыку и одолевать огромные массивы текста, есть у современной молодежи. Этим умением нельзя пренебрегать, особенно если вы одиноки или вам за 50.
Самым поразительным оказалось то, сколько размышлений и усилий вкладывается в, казалось бы, самые обычные снимки. «Люди намного серьезнее относятся к позированию перед камерой - важен каждый поворот головы», - говорит Кейт Гулд, создатель сайта Daily Mugshot, где можно ежедневно обновлять собственные изображения.(
http://popnano.ru/analit/index.php?task=view&id=1208&limitstart=0 ). Эти фото, в том числе в анимированном варианте, можно разместить на личной интернет-странице.
Данный подход так широко распространился, что меняется сама фотография. «Это знаменует сдвиг в понимании фотографии как явления, сохраняющего память, в сторону коммуникационной сферы», - говорит Джеффри Бэтчен, работавший в Университете Нью-Йорка, сейчас - профессор истории искусств в Веллингтонском Университете Виктории в Новой Зеландии. Он изучает историческую и современную фотографию. «Камера использовалась для фиксации происходящих событий, чтобы их можно было вспомнить. Сейчас ею могут воспользоваться в любой момент»(
http://www.tedxvienna.at) . Фотография загружается в социальную сеть, чтобы показать всем остальным: «Вот я в Тайланде» или «Вот я стою рядом со свое новой машиной» и т.п. Таким образом, фотография становится чем-то средним между частной жизнью и рекламой. По сути, это создание собственного образа для полупубличного показа.
И, надо сказать, это увлечение начинается рано. Оно стало полной неожиданностью для Эмбер Уорд, матери двоих детей из Нижнего Манхэттена, которая настороженно относится ко всяким технологическим новинкам. Недавно она застала своего трехлетнего сына Беккета за игрой с айфоном. «Он держал его так, как будто хотел сделать фотографию, но повернул не в ту сторону», - сказала она. - «Поэтому я подошла ему помочь, но сын крепко ухватился за айфон и сказал: «Нет, мама, меня!». Оказалось, он хочет сам себя сфотографировать».(
http://popnano.ru/analit/index.php?task=view&id=1208&limitstart=0 ).
Камеру Canon PowerShot G11 оснастили поворачивающимся LCD-экраном, благодаря которому вы можете видеть картинку, когда фотоаппарат обращен на вас. Камеры 2009 года от Samsung, оснащенные технологией двойного дисплея (DualView), мгновенно завоевали такую популярность, что компании пришлось расширить модельный ряд. Специально для этих фотоаппаратов запустили рекламную кампанию с весьма подходящей песней Алишии Киис «Жди моей улыбки».
В рамках эссе было проведено небольшое исследование с участием двух молодых людей: парня и девушки. Эксперимент состоял в том, что сначала молодого человека и девушку по отдельности фотографировало третье лицо, а затем «испытуемым» были розданы фотоаппараты с поворачивающимся экраном, для того, чтобы каждый из них мог фотографировать сам себя (участники эксперимента делали свои фотографии в специально отведенных комнатах, вдали от посторонних глаз). После двух серий фотографий участникам были заданы вопросы касательно того, какие ощущения они испытывали в процессе фотосъемок, Позже были показаны фотографии, сделанные сначала фотографом, а затем и самими участниками лично.
Результат оказался достаточно интересным. Как выяснилось, участники эксперимента чувствовали себя гораздо комфортнее, когда фотографировали сами себя и их в этот момент никто не видел. То же касается и получившихся фотографий, в меньшей степени понравились фотографии, сделанные фотографом, нежели своей рукой.
Все дело в том, что когда человека фотографирует кто-то другой, он чувствует себя менее комфортно. Когда вы сами себя фотографируете, чувство неловкости быстро проходит, человек раскрепощается и может гораздо легче управлять своим телом, выражением лица. На таких фотографиях люди просто больше себе нравятся!
Сэм Гослинг, доцент психологии Техасского университета в Остине, автор книги «Что ваши вещи говорят о вас», выяснил, как люди воспринимают фотографии незнакомцев: наиболее привлекательными являются обычные, необработанные фотографии, так как заслуживают больше доверия, чем красивые картинки, которые могут не соответствовать действительности. Людям больше нравились фотографии, сделанные своей рукой, так как они считали, что на таких снимках «незнакомцы» больше всего похожи на себя, на них они такие, какие есть. (
http://gosling.socialpsychology.org/publications)
Сейчас фотография - более сложный инструмент для манипулирования, чем это казалось раньше. Совместно с Facebook было проведено исследование: собрали впечатления пользователей соцсети от некоторых фотографий, потом сопоставили эти впечатления с представлениями людей, на них запечатленных. В результате выяснилось: другие видят человека таким, каким человек видит себя сам, а не таким, каким человеку бы хотелось себя видеть. (
http://popnano.ru/analit/index.php?task=view&id=1208&limitstart=0). Камера не умеет врать, в конце концов, она слишком хорошо знает автора.
Фотографирование самих себя быстро становится таким же важным аспектом самопрезентации, как одежда, внешний облик и речь и быстро становится частью жизни. И когда фотография становится уже частью вашей жизни, тогда то, что начиналось как нарциссизм, постепенно превращается в рутинную, искреннюю хронику одного лица, которую мы представляем всему мир.
Список использованных источников:
1.
http://popnano.ru/analit/index.php?task=view&id=1208&limitstart2.
http://gosling.socialpsychology.org/publications3.
http://www.tedxvienna.at4. Вартанов А. С. Фотография: документ и образ / А. С. Вартанов. 208 с.
5. Ященко Л. Фотография в России: проблемы и перспективы,103с.