ЦВЕТ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Dec 30, 2010 09:28


ЭССЕ СТУДЕНТКИ МГИМО 4 МЖ ГЕРАСИМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ



Недавно зайдя в магазин, чтобы купить новогоднее платье, я поймала себя на мысли, что мне невероятно сильно хочется приобрести что-нибудь красное. Это было удивительно, потому что, несмотря на то, что красный цвет мне никогда особо не нравился, сейчас меня непреодолимо влекло именно к этому яркому и насыщенному цвету. Почему? Именно этот вопрос и эта ситуация заставили меня серьезно задуматься над ролью цвета в нашей жизни.Думаю, никто не станет отрицать, что цвет - неотъемлемая часть нашего бытия. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни посмотрели - цвет повсюду. Он в одежде, которой мы отдаем предпочтение, он в витринах магазинов и универмагов, он льется на нас с экранов телевизоров и со страниц журналов, он постоянно фигурирует в наших разговорах, он влияет на наше поведение и настроение. Цвет помогает нам выразить себя, определяет нашу принадлежность к какому-либо движению или социальному классу. Цвет в основном дружелюбен, но всегда ли это именно так? Мы настолько привыкли, что цветовые волны окружают нас постоянно, что часто забываем об их существовании. Вот тут-то и кроется основная опасность. Мы порой даже не задумываемся о роли цвета в нашей жизни и тем самым, не замечаем, насколько сильное воздействие он на нас оказывает. Грамотное использование цвета, может помочь с легкостью манипулировать сознанием человека, настроить его на определенный лад, подготовить к тому или иному событию, создать неповторимую или же невыносимую атмосферу.

Таким образом, оглянувшись по сторонам, и осознав, что цвет в нашей жизни вечен, я решила написать работу именно об этом необыкновенном и мощном явлении. В своей работе я бы хотела рассмотреть цвет не как инструмент для создания определенной атмосферы, а как отдельный способ межличностной коммуникации.

При написании работы я в основном анализировала вторичные и первичные источники, также просматривала различные ролики и обратилась к некоторым психологическим тестам, которые основаны на влиянии цвета на состояние человека.

Я не удивилась, что вопрос о воздействии цвета на жизнь и сознание людей рассматривали многие. Так Макс Люшер является, пожалуй, самым известным человеком, исследовавшим вопрос восприятия цвета и его влияния на человека. Всем хорошо известен созданный им тест. В некоторых крупных компаниях кандидатов специально просят пройти цветовой тест Люшера. С помощью этого теста можно многое понять о характере человека, желающего наняться на ту или иную должность, а также о его стремлениях и предпочтениях, ну и, несомненно, о его настроении на этом жизненном этапе. Также у Люшера есть весьма интересная книга «Цвет вашего характера», из которой можно почерпнуть много полезного о том, почему люди выбирают определенные цвета в одежде и в интерьере. Мне лично эта книга помогла разобраться с причинами «красного периода» в собственной жизни. О цвете написано немало книг. Самые известные из них: «Цвет и контраст» Железнякова В.Н, «Свет и цвет в природе» Миннарта М., «Как понимать язык цвета» М.Купера и А.Мэтьюза, а также «Основы цвета» Иттена Иоханнеса. Последняя книга анализирует особенности использования цвета в интерьере. Несомненно, я не говорю о немалом количестве всяческих энциклопедий и пособий, которые рассказывают о правильном выборе цвета в одежде и макияже. Это все очень важно, но рассматривает проблему цвета лишь под одним углом - как средства служения человеку. Совсем по-другому проблему цвета воспринимали в древности. Такие великие люди как  Эмпедокл (Механизм цветового зрения), Демокрит (гипотеза ощущения цвета), Леонардо да Винчи (связь между цветом и светом), Ньютон (теория света и цвета) озадачивались не вопросом того, что цвет привносит в жизнь человечества и может ли он оказывать на человека какое-либо воздействие. Их интересовал вопрос того, почему люди в большинстве своем способны видеть, чувствовать и различать цвета, происходит ли это благодаря особому устройству человеческого глаза, мозга или цвета как такового. Я же хотела бы рассмотреть проблему восприятия цвета немного в другом контексте. Мне бы хотелось понять, является ли цвет способом коммуникации между людьми, несет ли он в себе какую-либо смысловую нагрузку и говорим ли мы что-то окружающим, выбирая ту или иную цветовую гамму.

Для начала следует сказать, что различной информации о психологии цвета очень много не только в интернете, но и на полках книжных магазинов. Я прочитала немало статей, в которых говорится о том, что означает каждый цвет, какую смысловую нагрузку он несет, как воспринимают его люди. Очень интересно было прочитать про национальные особенности восприятия цвета. Например, «в Америке: красный цвет символизирует любовь, желтый - процветание, зеленый - надежду, голубой - веру, белый - чистоту и мир, а черный - сложную, чрезвычайную ситуацию. В России красный цвет олицетворяет высокую активность, агрессию, борьбу; желтый - солнечность и разлуку; синий - ночной покой; черный - смерть, траур и изящество; серый - аристократичность». Совсем не так воспринимают цвет жителя Китая.  «Для них красный цвет - доброта, праздник, удача; зеленый - роскошная жизнь; голубой - траур; белый - подлость, опасность и траур: а черный - честность» (http://profitexter.ru/archives/425). В основном, в принципе, если не говорить о традициях и обрядах, существуют цвета и цветовые сочетания, которые воспринимаются всеми людьми одинаково. Ни один психически здоровый человек, независимо от своей национальности не просидит долго в комнате, в которой и пол, и потолок, и мебель и стены огненно-алого цвета. Точно также где-то на подсознательном уровне любой человек сочетание черного и желтого цветов воспримет, как опасное. Это заложено природой. Также много интересного написано о том, по какой причине люди предпочитают различные цвета в одежде или в интерьере. Особенно здорово и полно об этом написано в книге Люшера «Цвет вашего характера». Я даже прошла цветовой тест Люшера. Результат мне понравился, думаю, этот тест действительно может помочь человеку лучше понимать себя и свое состояние. Еще я прочитала об одном занятном эксперименте, который провели маркетологи, изучающие воздействие цвета на потребителя. Исходя из эксперимента люди, пробовавшие абсолютно одинаковый кофе, сказали, что в красной чашке он самый ароматный и горячий, в голубой - самый мягкий и приятный, в коричневой - слишком крепкий, а в желтой - самый слабый. Из этого эксперимента понятно, что люди не столько видят цвета, сколько чувствуют. Получается, что цвет воздействует на эмоциональную, а не рациональную сферу. Именно благодаря этому я могу судить о том, что цвет может быть самостоятельным способом межличностной коммуникации. Поэтому я перехожу к выводам, которые я сделала на основе всего мною изученного и прочитанного.



Во-первых, как в принципе со всем в нашей жизни, с цветом у людей связано много стереотипов. Это не хорошо и не плохо, это просто существует, ведь, как мы помним, еще Волтер Липман говорил, что «стереотип - понятие нейтральное». Стереотипы, связанные с цветом приходят в нашу жизнь практически с рождения. Так о человеке, который влюблен или счастлив, говорят, что он все видит «в розовом цвете», а беспечного и легкомысленно относящегося к серьезным вещам индивида призывают «снять розовые очки». В то же самое время когда, возможно, впоследствии тот же индивид начинает преувеличивать степень беспросветности и негатива в собственной жизни, его просят не падать духом и «не видеть все в черном цвете». Удивительно! Мечты у нас почему-то голубые, туман - синий, солнце - желтое, любовь и страсть - красные, а смерть - черная. Кстати, если говорить о смерти, следует отметить, что в этом случае черный цвет является не столько стереотипом, сколько данью традиции, частью своеобразного ритуала. Одеваясь в черное, близкие родственники говорят: «Посмотрите, нам плохо, больно и грустно, у нас умер человек, которого мы любили». Другие люди, приглашенные на похороны одеваются в черное из уважения, для того, чтобы разделить горе близких умершего. Своей черной одеждой они будто отвечают: «Мы понимаем ваше горе, мы разделяем его». Даже необязательно, по сути, действительно переживать или чувствовать утрату. Просто одевшись в черное, человек покажет, что ему не все равно. Таким образом, цвет иногда является и связующим звеном между людьми, помогает им соединиться в общем порыве.


Примеров того, что цвет сам по себе объединяет разных людей, говоря «ты и я одной крови», как в жизни, так и в истории человечества масса. В Древней Греции одежды из ткани алого или пурпурного цвета автоматически причисляли человека к верхушке общества. Этот цвет могли позволить себе лишь царственные особы и приближенные к ним люди. Стоит кому-либо облачиться в алое платье и все окружающие, как богатые, так и бедные поймут, кто он есть даже без единого его слова. В этом случае цвет является не только хорошим примером объединяющего фактора, но и отличного способа межличностной коммуникации.

Также хорошим примером того, что цвет помогает людям объединяться, служит униформа. У медицинских работников - это белые халаты или синие и салатовые костюмы, у летчиков и бортпроводников чаще всего в униформе отражены цвета авиакомпании, а для униформы солдат даже был придуман особый цвет «милитари», который уже прочно вошел даже в современную моду. Таким образом, человек, который никогда не был врачом, лишь надев на себя белый халат, сможет ощутить некую, пусть и самую малую принадлежность к медицине.

Дело, правда, не только в одежде. Когда люди хотят создать некую политическую силу, они выбирают определенный цвет, под знамена которого впоследствии становятся. Примеров немало: так во время Октябрьской революции крупные города России практически утонули в ярко-красном цвете. А на Украине совсем недавно горел пожар Оранжевой революции. Люди, желающие что-то поменять, часто заявляют об этом с помощью ярких цветов. Правда, чаще это выражается в кричащем цвете волос, костюма или интерьера… но, как показывает история, не всегда.


Совсем особую роль цвет играет для представителей различных субкультур. Многие из них целиком и полностью построены именно на преобладании каких-либо цветов во внешнем виде их представителей. Готы хотят подчеркнуть свою причастность к миру смерти. Для того чтобы рассказать об этом не только себе, но и всем окружающим, они не только полностью одеваются в одежду глубокого черного цвета, но и красят в этот цвет волосы и ногти, используют его в интерьере собственных домов и в макияже. Другая субкультура - эмо, так же во многом опираются именно на цвета, желая заявить о себе обществу. Все знают, что эмо - это молодые парни и девушки, одетые в одежду черно-розовой гаммы. Причем длинная челка, которая тоже часто является их характерным отличием, подчас не самое главное. Люди воспринимают именно цвет. Были случаи, когда агрессивно настроенные, неадекватные молодые люди избивали парней и девушек просто за то, что те были одеты в розово-черной гамме. Причем они никак не принадлежали к эмо, просто так оделись. Таким образом, для различных субкультур цвет является не только важным фактором, объединяющим разных во многом людей, но и сильнейшим способом коммуникации. Так избранные люди, как они себя ощущают, заявляют о себе всем остальным. А все остальные реагируют и запоминают.

Нельзя забывать и о той важной роли, которую грамотное использование цвета играет в создании рекламных сообщений. Специалисты по рекламе уже давно исследуют воздействие цвета на покупателей. Так известно, что для продвижения товаров роскоши лучше выбирать сочетание золотого и черного, а для создания у человека доверия и хорошего расположения к бренду - синий с белым, или коричневый цвета. Все это лишний раз подчеркивает, что цвет действительно является способом коммуникации. Во многом с помощью него специалисты по рекламе обращаются к потребителю и, оказывая воздействие на эмоциональную сферу человека, побуждают сделать ту или иную покупку.

Также цвет является важным и просто в обычной жизни людей. С его помощью люди передают друг другу сообщения, часто даже более значимые, чем с помощью слов. Сотрудник, собирающийся расположить к себе работодателя или же вызвать доверие аудитории, надевает тепло-коричневый или серый костюм. Девушка, желающая произвести впечатление на мужчину, предпочитает красное или розовое платье. Коричневый или серый цвета говорят о спокойствии и возможности доверять, красный - о сексуальности, зеленый - о легкости и новизне, голубой располагает к доверительной беседе.

Многие люди не придают серьезного значения цвету и, как мне кажется, сильно проигрывают. Я думаю, что в этой работе мне удалось донести свою мысль. Я действительно, считаю, что цвет можно считать самостоятельным способом коммуникации, с помощью которого люди не только передают друг другу различные сообщения и сигналы, но и объединяются в различные группы и организации. Цвет - это сильное оружие, воздействующее в первую очередь на эмоциональную сферу, поэтому просто необходимо иметь представление обо всех его возможностях.




Источники, которыми я пользовалась для написания этого эссе:

1.     http://www.infoplease.com/spot/colors1.html

2.     http://www.youtube.com/watch?v=XDohoPavchc&NR=1

3.     http://en.wikipedia.org/wiki/Color_psychology

4.     http://psychology.about.com/od/sensationandperception/a/colorpsych.htm

5.     http://sunhi.ru/psihologiya/psihologiya-cveta-v-odezhde.html

6.     http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=472

7.     http://profitexter.ru/archives/425

8.     http://www.advesti.ru/publish/psiholog/200405_color2

восприятие, психология

Previous post Next post
Up