Airbus S.A.S- одна из крупнейших авиастроительных компаний, которая производит одноименные пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолеты.
Владельцами Airbus, штаб-кватира которого расположена в Тулузе (Франция), являются две ведущие европейские аэрокосмические компании- Европейская аэрокосмическая и оборонная копрорация EADS (European Aeronautic Defence and Space Company), образованная в результате слияния трух бывших фирм-партнеров по консорциуму(французской Aerospatiale Matra, немецкой Daimler-Crysler Aerospace и испанской CASA) и фирма BAE SYSTEMS из Великобритании.
Безусловно, имело место и государственное участие, и государственное влияение в процессе создания концерна Airbus. Ведь его соучредителями являлись предприятия военно-промышленного комплекса, которые в послевоенной Германии контролировались в той или иной степени государством. Перед ними просто поставили новые задачи в области гражданского авиастроения.
И в этом смысле приватизация проекта Airbus S.A.S заняла почти три десятилетия. Т.е. путем образования компании Airbus S.A.S была создана окончательно частная компания. До тех пор Airbus фактически являлся лишь стратегическим союзом нескольких компаний, из нескольких стран, работавших над одним проектом. Т.е. Airbus прошел путь от государственного проекта до частной компании.
При создании концерна Airbus был задействован весьма широкий спектр государственных инструментов. Прежде всего, правительственные соглашения, создавшие базу для создания нового концерна. Соглашения с министерствами экономики соответствующих регионов, которые обеспечили на первой стадии всю организационную сторону проекта. И, конечно, договоры на покупку будущих лайнеров с крупными, тогда еще государственными авиакомпаниями.
Кроме того, нельзя забывать о государственной поддержке через министерство науки всех технологических разработок, о субсидиях министерства экономики, о государственных льготных кредитах. Все это и позволило поднять Airbus на самый современный технический уровень. Т.е гос-во с самого начала активно поддерживало вновь созданный концерн,и эта поддержка- оправдалась. Сегодня Airbus уже не получает государственных субсидий, хотя определенная финансовая помощь на возвратной основе осуществляется до сих пор.
Далее я хотел бы проанализировать сильные и слабые стороны компании, опираясь на проведенный анализ и мнения:
Сильные стороны:
1) Опыт компании насчитывает уже 40 лет
2) Без сомнения, одна из крупнейших авиастроительных компаний
3) В ассортимент продукции входят как пассажирские, так и военно-транспортные самолеты
4) Процитирую исполнительного директора Airbus Луиса Галуа: "Наша технология на уровне произведений искусства, наша продукция- бесподобна. Она ценится нашими покупателями, и именно поэтому наши самолеты хорошо продаются. К тому же мы оказываем бесподобную техническую поддержку," заявил он.
5) A 320 стал первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления(ЭДСУ)
Слабые стороны:
1) Сильнейший конкурент Boeing
2) Из-за падения доллара конкурентоспособность компании снизилась на 20%
3) В конце 2007 года компания объявиа о сокращении 10 тыс. рабочих мест в рамках борьбы с кризисом
4) Из-за кризиса в 2006 компания вынуждена на 2 года приостановить поставки A380
5) Потеря концерном более 6 млрд долларов из-за кризиса и наложенных штрафных санцкций
Опираясь на вышесказанное, мы можем выявить следующие основные возможности и угрозы для развития компании:
Возможности:
1) Занятие лидирующей позиции в мире по авиастроению
2) Возможность постоянного увеличения производства гражданских судов (растущая потребность в перелетах на дальние и короткие дистанции)
Угрозы:
1) Курс доллара, т.к. в основном все продажи самолетов происходят в основном в долларовой валюте
2) Конкуренция со стороны Boeing
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что бесспорно Airbus является одним из лидеров в сфере авиастроения, с четко выраженной миссией и стратегией, а именно "удовлетворение потребностей авиалиний и операторов, производя самую современную и всестороннюю семью самолета на рынке, дополненная самым высоким стандартом поддержки продукта. Аэробус создает новые самолеты в ответ на потребности рынка и в тесном сотрудничестве с авиалиниями и операторами, поставщиками и авиацией в целом. Философия компании заключается в том, чтобы прислушиваться к мнению своих клиентов и поддерживать их взгляды, которые помогли поместить Аэробус в центр деятельности промышленности. Ничто не считается самим собой разумеющимся." - (официальный сайт компании).
Главная стратегическая цель Airbus состоит в том чтобы обеспечивать устойчивое воспроизводство первоклассных экономических результатов, продолжая развивать конкурентоспособное семейство авиатехники и удерживая половину мирового рынка коммерческих самолетов на долгосрочную перспективу.
Говоря о рекламных кампаниях, стоит заметить, что они являются довольно мощным инструментом Airbus, но в то же время постоянно приводят к неизбежным ссорам с основным конкурентом- Boeing. Я хотел бы привести 2 примера:
Click to view
1) Кампания разработанная для Airbus 380 компанией Publicis, так называемая "зеленая". Оно состояла в следующем:
По словам Airbus, их самолет, который считается самым большим пассажирским лайнером в мире, является также и самым экологически чистым. A380 сжигает на 17% меньше топлива, чем Boeing 747, а это значит, что и углекислого выбрасывается меньше. В расчете на одного пассажира выбросы CO2 на километр пути составляют всего 75 грамм, а это в два раза меньше тех норм, которые установил Евросоюз для автомобилей 2008 года выпуска.
Кампания проводиласть под слоганом "Видеть большую картину", а в рекламных принтах перед нами предстают очертания самолета из воздуха, травы и воды. В очередной раз, самолеты Airbus чище Boeing.
2) Также стоит вспомнить рекламу в 2002 на выставке в Фарнборо. Airbus запустил рекламную кампанию, которая ставит под вопрос пригодность двухдвигательного Boeing-777 для дальних полетов над океанами и полярными регионами. Кампания началась с появления рекламного щита с изображением самолета A340 и надписью "A340. 4 engines 4 long haul", что можно перевести как "A340. Четыре двигателя для дальнего полета." Представители Airbus утверждают, что реклама просто подчеркивает "эксплуатационную гибкость" A340. Однако большинство участников авиасалона посчитали ее не слишком завуалированным намеком на то, что самолет с четырьмя двигателями обеспечивает большую безопасность полета на дальних маршрутах.
Возможно, стоит иногда помягче относиться к конкурентам, однако, в России, например, это не так уж и кого-то волнует, чего стоит только пример Романа Абрамовича, который приобрел в 2007 году A380, став одним из "главных пиарщиков" Airbus в России.
Из всего вышесказанного модно сделать вывод, что благодаря государственной поддержке Airbus удалось занять весьма значительные позиции во всех сегментах рынка пассажирского авиатранспорта. Таким образом, европейским производителям удалось создать высокотехнологичный продукт, нашедший свое признание у клиентов.
Список литературы:
1. «Профессиональный словарь лоббистской деятельности» (П.А.Толстых)
2. Сайт www.airbus.com
3. Сайт www.instutitoines.com
4. Сайт www.revolution.allbest.ru
5. Сайт www.aviaport.ru
6. Сайт www.kommersant.ru
7. Сайт www.lobbying.ru
8. Сайт www.wikipedia.ru
9. Сайт www.businesspress.ru
10. Сайт www.invur.ru
11. Сайт www.compromat.ru
12. «Паблик рилейшнз» (Шарков Ф.И)
13. Яндекс-справочник