На второй час прогулки на лошади по горной заснеженной тропке, я уже совершенно перестала бояться этой удивительной животины, в воле которой я оказалась. Моя первая конная прогулка. Правда, шли мы все время самым спокойным шагом. И проводник про моего гнедого Арапа так и сказал: самая смирная лошадь. Он даже слушался меня! При том, что команды мои были совершенно неуверенные и сопровождались жалобным уговариванием лошадки, чтобы она сделала то, о чем я ее прошу. Каждый раз, как у меня получалось добиться от Арапа нужного действия, я гладила его по гриве. Под конец, мне даже стало казаться, что мы нашли с ним общий язык, и он снисходительно принял во внимание мое присутствие. Лошадка моя была настолько смирная, что ее поставили во главе процессии для сдерживания общей прыти. Так что, когда показались снова дома нашего поселка, я восседала на гнедой спине уже совершенно уверенно. Тут на окраине дороги снега уже совсем не было - тепло. Среди приличных камней и бревен прямо на дороге бьет родник чистой воды. Мы остановились попить, а другие наездники из нашей группы пошли чуть вперед. Метров через сто еще две лошадки наклонились к живительной влаге. Седоки не мешали - все-таки довольно долго они нас катали. Да и проводник одобрительно кивал: «Пусть попьют».
Арапчик медленно вышагивал в сторону водопоя. Одна лошадка напилась и собралась идти дальше.. и тут случилось что-то странное. Я сейчас это напишу подробно и очень долго… но все это не заняло и минуты.
Лошадка впереди стала медленно подгибать передние ноги, опустила голову и стала заваливаться на бок. Испуганный наездник попытался соскочить, но не сообразил сделать это быстро… медленное падение лошади не напугало его, показалось, что она просто решила прилечь. Лошадь едва успела коснуться телом земли - вскочила! Испуганно заржала и бросилась назад по дороге…. А седок с перекрученной в стремени ногой за ней волоком. Я успела еще заметить недоуменное выражение его лица и попытку приподняться с протянутой вверх рукой, чтобы освободиться.
В следующее мгновение мой Арап развернулся, чтобы бежать от испуганной лошади, развернулся как по волшебству. Тут фотографическая четкость картинки теряется. В памяти остался только громкий лай собак, мой крик, ржание лошади. Уже остановившись на месте, я поняла, что от страха непроизвольно очень сильно натянула поводья, лошадь быстро закрутилась на месте, и сделав несколько оборотов, остановилась, гарцуя. Я проехала на ней чуть вперед, развернулась и еще видела, как та - странная, уносится с несчастным седоком. Мое кружение на месте видимо заняло совершенно ничтожное мгновение. Дорога тут поворачивала, и уже в следующее мгновение было не видно, что же стало с парнем! Вокруг большие камни, грязь и бревна - прокатиться даже 50 метров спиной по такой поверхности очень опасно! За поворотом произошло какое-то очень активное движение, а потом все стихло… и только спустя долгую минуту мы увидели, что парень поднялся….
Минута…. Не знаю, какой набор чувств владел им, у меня в голове успела пронестись целая буря.
Остальное я знаю уже со слов других. Странная лошадь пронеслась мимо еще одной, что пила. Ее наездница от испуга схватилась обеими руками за забор и, когда уже ее лошадь бросилась вслед бегущей, девушка осталась фактически висеть на заборе… Пеший пожилой проводник попытался телом остановить движение, но был отброшен в сторону… Испуганная лошадь остановилась, только когда парню удалось, наконец, вытащить ногу из стремени. Сам он говорил, что в ту минуту испуга не было… были отдельные мысли вроде такой: «бежит еще лошадь, надо убрать голову от ее копыт» или «как бы достать до стремени или повернуть ногу»…
И пространство поделилось на «до» и «после»… и все, что было «до» казалось сном… Парень шел САМ, смеялся… весь в грязи, с разодранными в клочья штанами…. Ничего не болело, и он смеялся… и это был шок. Мы тоже смеялись… но мысль, что только что случилось чудо, довлела, висела в воздухе. Конечно, чуть позже пришла боль… но и это было чудо - сильный ушиб колена… и все. Множество мелких царапин по всему телу, занозы из мелких камней на руках… но это чудо.
А мы шли по поселку… сзади перепуганный насмерть проводник… он крестился и жалобно повторял, что за 50 лет такого не видел. Остальные лошади, поняв, что караван расстроился, с чистой совестью прямо с седоками отправились по домам в разные концы поселка. Они никого не желали слушаться. А проводник так растерялся, что даже ничего не пытался предпринять… Только шел сзади нас и что-то постоянно бормотал. Он был совершенно искренен в своей растерянности… опытный охотник и наездник, потом еще долго нервно курил.
Вечером мы стали пересматривать фотографии с прогулки и заметили, что эта буйная лошадка была особенным образом оседлана. Под шеей у нее имелась очень тугая подпруга, которая, вероятно, передавила ей шею, когда та наклонила голову, чтобы попить. Нехватка кислорода и резкое поднятие головы… лошадь просто на секунду потеряла сознание и сама же этого страшно испугалась… просто…
Минута, способная если не перевернуть сознание, то заставить надолго задуматься….
Конечно, мне запомнится эта моя первая поездка верхом… тогда я страшно испугалась и наотрез отказалась дальше ехать на лошади. Теперь я понимаю, что если представится такая возможность, я буду учиться. Почему-то это даже раззадорило…