ОФФ-ТОП ПРО ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ «ОПРОЩЕНИЯ» («ОДИЧАНИЯ»:)

Jan 12, 2009 01:14




(Этот пост - продолжение поста
про «НЕОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНЗ» )

Можно ли избежать примитивизации? - НЕТ!
    Потому, что бесконечное усложнение невозможно.
    Мастерство и сложность пластического языка имеют вполне конкретный высший предел.
    Планку, которую человек не в силах преодолеть, можно увидеть во многих культурах. Человечество доходит до предела возможностей и начинает с удивительным постоянством «опрощать».
Можно ли бесконечно «опрощать»? - ДА!
    Современная культура это доказала - создав «Тотальный Дизайн».




О том, что такое «ТОТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН» речь впереди.
    Необходимо подробно рассмотреть, с помощью каких приемов простое выдается за сложное, уродливое за красивое, плоскость преподносится как трехмерность, итд. итп.
    Скажу здесь только, что тотальный дизайн - тесно связан с производством и коммерцией - в том числе- с производством культуры и торговлей искусством.
Сейчас хочется привести ПАРУ-ТРОЙКУ исторических примеров ( ведь ©ничто не ново под луной©) необыкновенной красоты примитива.
    Разъяснять причины, по которым для современного человека «опрощение» перестало отторгаться восприятием - достаточно сложно и вряд ли имеет смысл - многое лежит на поверхности, НО указать на историческую основу и фундамент «тотального дизайна» и метода «опрощения» - охота:)
Первый из области Романского архитектурного и рукописного декора : HERE +HERE +HERE
    Неправда ли, выглядит недостижимым пластическим идеалом, для современного скульптора и художника, в смысле цельности взгляда и выразительности образа:)
    От «Темных Веков» (VI, VII, VIII) не осталось практически ничего, кроме ювелирных украшений и «черепков», но последующая эпоха раннего средневековья, оставила необыкновенные по красоте образцы примитивной пластики.
    Варварские короли расселились по Европе и стали заимствовать из уцелевшей и процветающей Восточной Римской Империи образность и изобразительные приемы, естественно на своем уровне понимания красоты.
А вот как «опрощение» выглядело в самой Византийской Империи:




























Эти мозаики изъяты при раскопках из пола византийской церкви в Ливии.
Подробности HERE
    В далекой от столицы провинции, безвестный колониальный художник мыслил в очень близкой к романской культурной традиции манере, притом, что эта традиция !византийская!, но подвергнутая «опрощению» и по этой причине близкая романской культуре.
А вот - как выглядели те же мозаики в метрополии и в столице - в то же самое время:






Не сомневаюсь, что подавляющему большинству гораздо понятней и ближе романские и ливийские пластические образцы.
Это тем более справедливо в отношении ливийских мозаик, потому что там великолемно решена проблема единства масштаба и заказа!
Не уверен, что такая задача по силам кому-либо из современников:(
    Более того, совриском и эти примеры, появись они сейчас, рассматривались БЫ как тяжеловесные и перегруженные образностью.
    Тотальный Дизайн давно прошел фазу «опрощения» до «черного квадрата», и как вокруг черной дыры вращается вокруг него, по эллиптической орбите, то незначительно усложняя его до некоего аккорда квадратов, треугольников и окружностей, то снова возвращаясь к квадрату, но уже желтому, красному итп.
    Ведь в этом «!ГЛУБИНА!»…. «КОСМИЧНОСТЬ»… «!ВЫДОХ ВСЕЛЕННОЙ!» и прочая, хорошо узнаваемая, тотальная демагогия тотального дизайна:)
    Как бы выглядела актуальная мозаика сегодня?
Рой Лихтенштейн давно ответил на этот вопрос великолепно проиллюстрировав метод «опрощения» в совриске и это хорошее промежуточное резюме:)


Links: HERE     +HERE    +HERE
настроение:

*mosaic*, *architecture*, "lufer's theory", "art history", "art polemic", *sculpture*

Previous post Next post
Up