«Кто это идет, сметая все на своем пути?»

Dec 25, 2023 21:36



«Имя им - гопники, имя им - легион» - пел Майк Науменко года за четыре до событий, показанных в сериале «Слово пацана». Ленинград, Казань, любой другой советский город - подростковые/молодежные банды были везде.
И фильмы о них снимали еще в шестидесятых («Обвиняются в убийстве» и, частично, «Человек, который сомневается» - оба по сценарию Леонида Аграновича) и семидесятых («Без права на ошибку»). Не говоря уже о такой классике, как «Республика ШКИД» и «Путевка в жизнь». А перестройка подарила целую россыпь таких фильмов - достаточно вспомнить «Меня зовут Арлекино» и «Авария - дочь мента». Про девяностые и говорить нечего (но там уже не подростки). Причем сами «пацаны» росли как раз на добрых советских фильмах, мультиках и пластинках: в одной из серий герои смотрят милейшего «Чертенка № 13», в другой - слушают пластинку про Питера Пэна.
Трое главных героев изначально не маргиналы, не запущенные трудные подростки, и тем трагичнее их истории. Братья Вова и Марат Суворовы выросли в благополучной образованной состоятельной семье. Андрей - у матери-одиночки (судя по всему, вдовы), но тоже очень любящей и интеллигентной. Мотивация Андрея «пришиться» к банде показана, а вот как туда попал Вова, а за ним и его брат - не раскрыто.
Если внимательно всмотреться, сам сюжет сериала выстроен по стандартным лекалам и штампам. Вот история хорошего мальчика Андрея, спускающегося на дно. Вот обучение новичка с тренировками как в «Рокки» и усваиванием информации. Вот Андрей добывает свой первый авторитет и поднимается в иерархии. Вот жертва - Миша-Ералаш, с его таким трогательным утюгом для бабушки, за которого теперь банда будет мстить. Вот барышня и хулиган - Айгуль и Марат, а вот их отношения заканчиваются трагедией. Все это по отдельности мы уже видели, и не раз.
Есть ветеран войны, вписавшийся в новую войну. Но Вова Адидас - далеко не Данила Багров. Общего между ними только то, что оба - хорошие братья (Марату и Виктору соответственно). Вова - честный, смелый, справедливый, но нет в нем психологизма Данилы (из первого «Брата», во втором Данилу сильно упростили и огрубили). Вова не будет вести задушевные философские беседы с Немцем, искать диск «Наутилуса» по всему городу (хотя и в его линии песня «Наутилуса» оказалась очень важной), рефлексировать. И про «писарем в штабе отсиделся» Вова говорить не будет - напротив, военным опытом и медалями Вова гордится. Данила - во многом заложник обстоятельств, Вова всегда или почти всегда выбор делал добровольно. Хотя к последним сериям Вова стал сложнее и глубже, когда его сильно надломила и заставила провести переоценку ценностей история с изнасилованием и самоубийством Айгуль.
Собственно, эмпатию и сочувствие, кроме вышеупомянутых Ералаша и его бабушки, вызывают только Айгуль с ее трагедией, мамы главных героев, отец Вовы и Марата (очень сложная, живая, яркая, трагичная роль - он самый глубокий, самый многогранный из всех персонажей старшего поколения), ну и сотрудница детской комнаты милиции Ирина Сергеевна (хотя она и делает много глупостей поначалу, но Ирина - единственная, кто до конца борется за Андрея).
А вот мент Ильдар, в первых сериях претендовавший на честность и порядочность, и вроде как пытавшийся вытащить Андрея из группировки, постепенно раскрылся как холодный жестокий эгоист, карьерист и законченная сволочь.
Ильдар позиционирует себя как борец с группировщиками, но весь сериал он только и делает, что пытается отловить «универсамовских» - в большинстве своем несовершеннолетних и крови на руках не имеющих. На реального урку Кащея с его старшаками, на убивших Ералаша «Хади Такташ», на насильника Колика у Ильдара зубов не хватает. А вот засадить в обезьянник школоту - это всегда пожалуйста. Причем и их-то он смог поймать только сманипулировав Маратом, а сам Ильдар обещание, данное Марату (поймать насильника Айгуль), выполнить отказался.
Ну а дальше идет одна из двух развилок, в которых слитая демо-версия отличается от финальной серии. В демо-версии Ильдар - просто запутавшийся слабый эгоист, который вроде как испытывал какие-то чувства к женщине, но когда она и ее дети оказались в реальной беде и от него понадобилась помощь, он просто слился, бросив на произвол судьбы, помимо прочего, и пятилетнюю девочку, сестру Андрея. Хрупкая же инспекторша Ирина, наоборот, сдержала слово, оформила опеку, организовала детям посещение матери в больнице - ничего этого Ильдар не сделал. В финальной версии трансформация Ильдара в антагониста состоялась окончательно.
В демо-версии Вова погиб от рук сообщника убитого им бандита Желтого. Вариации такого сюжет - герой, связанный с криминалом, при попытке начать новую жизнь погибает от рук врагов/бывших «друзей» - неоднократно встречались в фильмах, начиная от «Пути Карлито» и заканчивая «Калиной красной» (но первый я плохо помню, а второй не люблю, поэтому могу ошибаться в деталях). Вполне логичный испытанный сюжетный ход.
В финальной версии режиссер решил сделать аллюзию на другую классику - «Место встречи изменить нельзя». Вову убил Ильдар, выстрелом в спину, при попытке к бегству. Судя по тому, что в одной из серий мельком показано, как герои смотрят «Место встречи…», такой вариант исхода сюжетной линии Вовы режиссером изначально рассматривался, в итоге он и стал каноничным.
Только Ильдар - не Жеглов. Жеглов, хоть и далеко не положительный, по сути, персонаж, но всяко он смелее и честнее. И гонялся он, опять же, не за школотой, а за реальными бандитами, и женщину с двумя детьми, которая ему, кстати, всего лишь соседка, а не вроде как возлюбленная, без помощи не оставил, отдал ей свои продуктовые карточки.
И Вова - не Левченко. Он не матерый бандит, который сам рвался «окропить снежок красненьким», поскольку иного исхода для себя не видел. Да, Вова убил, но убил кого? Бандита. Убил за что? За попытку спустить на тормозах изнасилование. И Ильдар это прекрасно знал. Да и просто - нельзя стрелять в спину. Да, даже убегающему преступнику (а Вова и преступником-то официально не был - только подозреваемым).
В итоге сюжет «герой решил исправиться, но тут пришла расплата» перешел к Андрею. В демо-версии был эпизод, где Андрей вытрясает мелочь у младшеклассников - то есть так и не отказался от «пацанской морали». В финальной версии умиротворенный и вроде бы наконец-то прислушавшийся к увещеваниям Ирины Андрей бежит купить маме торт и цветы, и тут его видит и хватает владелец видеомагнитофона, который ранее Андрей с другими «универсамовскими» украл. И история Андрея заканчивается в колонии для малолетних.
Но самая сложная сюжетная линия - у Марата. Он прошел через душевный слом, предательство (чужое и ответное свое), потерял любимую, вынужден был пойти на сделку с теми, кого ненавидит и презирает. Сцена приема Марата в комсомольцы очень сильна. Марат видит, что комсомольский актив лицемерит, актив видит, что Марат лицемерит, но каждой из сторон нужно, чтобы Марат вступил в ВЛКСМ. Из финальной версии убрали эпизод, где комсомольский актив, после правильных и звонких слов на собрании, расслабляется в сауне, а Марат с совершенно опустошенным взглядом сидит в предбаннике и понимает, что комсомол ничем от группировки по сути не отличается.
И добавлена сцена, в которой комсорг Денис приводит Марату на избиение Колика - насильника Айгуль. А до этого смачно рассказывает, что с насильниками делают на зоне. И в итоге стали появляться рецензии, где Денис назван положительным персонажем - мол, он же помог, и то самое слово сдержал. Но ведь это явно не так. Денис фактически купил лояльность Марата, подловив его в момент максимальной слабости, когда Марату некуда было пойти. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» - как когда-то спрашивал Мармеладов. Вот и Марату уже некуда было больше идти. Денису же Марат нужен - как пример «обращенного» бывшего гопника, типа Алекса из «Заводного апельсина»; как подручный - шестерка, грубо говоря; как сын своего отца. Да, в официальной версии финальной серии коллеги отца Марата и Вовы отвернулись от него, а сам Суворов-старший перенес сердечный приступ (в демо этого нет). Но у Дениса есть ресурсы или все же свалить убийство, в котором обвиняют Вову, на Турбо, или, если не получится, раскрутить историю с тем, что это была месть за изнасилование. И тогда в зависимость от Дениса попадет еще и Суворов-старший, со всеми его связями. И в перспективе Марат, а через Марата Денис, могут получить жирные куски в условной «Татнефти». Денис - ловкий манипулятор, который вроде бы многое дает нужным ему людям, но в итоге получает кратно больше. Он увидел, что Марата интересует лишь месть, и принес ему эту месть на блюдечке. Но в итоге душа Марата сожжена, а сам он попал в зависимость от довольно двуличного и в какой-то степени опасного человека.
«Слово пацана» под маской простой истории про гопников и ностальгии по восьмидесятым задает достаточно сложные вопросы - о моральном выборе, о самоидентификации, о честности перед собой и другими. Это история о взрослении, инициации, ценностях. О том, как сохранить (или не сохранить) душу живу в сложное переломное время. Поэтому сериал и попал в нерв - сегодня кризис в обществе едва ли не сильнее, люди рефлексируют, ищут ответы. И через зеркало сериала находят: что агрессия порождает только агрессию, что совестью поступаться нельзя, что надо уметь не идти за толпой с ее зачастую аморальными и лживыми правилами. Что право сильного - это очень гнилое право. Что за все приходит расплата. И через подобное осознание и дается шанс прийти к подлинному гуманизму.
Previous post Next post
Up