«Петерлоо». Трагедия, из которой произросла свобода

Oct 26, 2020 21:26

Фильм «Петерлоо», снятый в 2018 году режиссером Майклом Ли, не поражает спецэффектами, сложными поворотами сюжета, громкими актерскими именами (я узнала только одного - Карла Джонсона, которого до этого видела в нескольких фильмах и сериалах).
Идея «Петерлоо» - в другом. «О Манчестерской бойне нет ни одного фильма. Кроме универсального политического значения этого исторического события, для меня это ещё и очень личная история: я вырос в Манчестере и соседнем Сэлфорде» - сказал сам режиссер перед началом съемок.
16 августа 1819 года в Манчестере на площади Святого Петра силами конной полиции и гусар была жестоко подавлена демонстрация с требованием всеобщего избирательного права. Всего, по оценкам, погибло от 15 до 18 человек, ранено - до 700.
Предпосылками демонстрации стала жесткая промышленная депрессия. После победы над Наполеоном английские фабриканты надеялись на быстрый рост экономики, наращивали объемы производства. Но чуда не случилось, рынок оказался перенасыщен товарами. Манчестер - промышленный город, центр текстильного производства - пострадал особенно сильно.
Именно эту предысторию Майкл Ли и показывает в фильме. Главный герой, Джозеф, солдат армии Веллингтона, после победы при Ватерлоо возвращается домой. Он выжил, он молод, впереди мирная жизнь. Но счастье не приходит. Семья Джозефа работает на хлопкопрядильной фабрике. Но платят все меньше, цены все выше, а когда Джозефа, после травмы руки, выгоняют с работы, наступает полная нищета.
Джозеф, его отец и брат посещают закрытые собрания, на которых слушают радикального оратора Уильяма Ханта. Популярность речей Ханта растет, либеральные журналисты, в частности, в газете The Manchester Observer, и либеральные члены Парламента понимают, что скоро грянет социальный взрыв, и призывают к проведению реформ. Консервативная часть Парламента, напротив, требует ужесточения «борьбы с либералами», вводя все новые и новые экономические и политические ограничения.
Но крышку кипящего котла рано или поздно срывает. Людям уже недостаточно только экономических требований. Люди осознали себя людьми, с гордостью и достоинством. И вот уже звучат требования всеобщего избирательного права - да, и для женщин тоже.
И вот наступило 16 августа, на которое было назначено выступление Ханта. Демонстранты, пришедшие его послушать, отказались подчиниться требованию властей и разойтись. Тогда на толпу были спущены конные полицейские и гусары, до этого заранее накачавшиеся выпивкой.
Джозеф оказался в числе погибших - герой Ватерлоо нашел свою смерть при Петерлоо (так, слиянием слов «Ватерлоо» и «площадь Петра», назвали эту бойню). Финал фильма выглядит апофеозом трагической несправедливости: гротескно-отвратительный толстяк принц-регент Георг IV благодарит организаторов бойни за «восстановление спокойствия». А в Манчестере над свежей могилой Джозефа читают отходную молитву.
Но. В Манчестере в наши дни есть великолепный People’s History Museum - Музей народной истории. И бойней при Петерлоо экспозиция в нем только открывается. Люди не забыли эту трагедию. И они продолжили бороться за свои права, свое достоинство, свое будущее. И они победили.
Одно из важнейших достоинств британской историографии и культуры, в том числе массовой - умение честно говорить о болевых точках истории своей страны и извлекать из истории уроки. Несколько лет назад в Лондоне, переключая каналы отельного телевизора, я наткнулась на показ фильма «Кровавое воскресенье» Пола Гринграсса - о другом пятне пятне в английской истории, еще одной расстрелянной демонстрации 30 января 1972 года в Дерри. Фильм был снят всего через 30 лет после событий. И, судя по тому, что на британском телевидении его периодически показывают, эта трагедия тоже была в должной мере осознана и отрефлексирована.
Фильмов о российском Кровавом воскресенье, насколько я в курсе, нет до сих пор.
Previous post Next post
Up