Мы делаем вид, что представляем. Вы делаете вид, что знаете

Oct 04, 2020 09:09

Новый сериал о новых медиа (осторожно, много-много спойлеров!)


Недавно «Кинопоиск-HD» выпустил сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем» - остроумный срез московской медийной тусовки и журналистики эпохи постправды.
Три журналистки - Белла, Ирина и Ксюша - ведут независимый телеграм-канал «ППЧМЗ» - «Просто представь, что мы знаем».
Белла (Анфиса Черных) - главный редактор. В свое время приехала в Москву из Нальчика, работала в агентстве с ироничным названием “POST-Новости» у медиа-магната Георга Хенриковича Папы (Артур Ваха), явно списанного с Арама Габрелянова. Теперь подалась в независимую журналистику, но степень независимости Беллы и ее детища весьма спорна - чем дальше, тем больше ППЧМЗ зависит от Папы-Габрелянова.
Ира (Рина Гришина) - подруга и коллега Беллы, вторая совладелица «ППЧМЗ», выпускающий редактор. Стервозная, амбициозная, самоуверенная, циничная. Лишена сантиментов, что в личной жизни, что в карьере.
Ксюша (Катя Федина) - полевой корреспондент. Дочь богатых родителей, работает не за зарплату, а за идею и опыт. Самая младшая из троицы, несколько психологически не вписывающаяся в тандем амбициозных Беллы и Ирины и единственная из всей медийной тусовки, кто верит в идеалы честной журналистики.
Начинается сюжет с того, что Белла становится свидетельницей самоубийства человека, который оказывается полным тезкой Евгения Малышева (Евгений Стычкин) - некогда популярного независимого журналиста, пять лет назад после конфликта с олигархом Хамагановым (Денис Бургазлиев) уехавшего в Лондон и живущего там на средства жены Екатерины (Екатерина Вилкова), организаторши различных стартапов и благотворительных фондов.
Не выверив информацию, ППЧМЗ сообщает о гибели Малышева. Медийная тусовка мгновенно откликается, и с утра в своем лондонском доме Малышев с удивлением читает некрологи о себе, в том числе весьма откровенный твит его бывшей любовницы, Александры Терлецкой (Юлия Снигирь), после ДТП прикованной к инвалидной коляске. Шокированный Малышев летит в Москву - успокоить маму, разобраться, что вообще произошло и, возможно, вернуться в профессию.
Покрутившись среди бывших коллег и увидев, что за пять лет ландшафт российских медиа необратимо изменился, Малышев попадает к тому же Папе, который и рекомендует Малышеву взять руководство над ППЧМЗ.
А у канала между тем большие проблемы. Ксюша раскопала весьма мерзкую историю - в одной из школ подмосковного Жуковского учитель-педофил приставал к детям. Школьница, сообщившая информацию, попросила сохранить ее инкогнито, поэтому каких-либо ссылок и доказательств в сообщении ППЧМЗ не было. А учителя в результате вечером у подъезда избили неизвестные, до комы. И тут же выяснилось, что все улики - косвенные (несколько раз сменил место работы - но всегда по объективным причинам), характеристики у него хорошие, ученики все отрицают. Получается, канал оболгал чуть ли не подвижника, и по их вине тот при смерти? У Ксюши - отчаяние и страшные угрызения совести, Беллу вызывают в Следственный Комитет, Ирина хладнокровно ищет другую работу и готова бросить подруг разбираться самим.
Но девушкам везет. Обаятельный не лишенный еще человеческих чувств следователь помогает Белле найти зацепку, Ксюша раскручивает весь клубок и получает доказательства, канал выходит из истории, сильно прибавив в популярности и количестве подписчиков.
Окрыленные девушки движутся дальше. Только если для Беллы и Ирины движение дальше - это деньги, реклама, наработка бренда и прочие карьерные перспективы, Ксюша расследует следующую историю о несправедливости.
В Екатеринбурге беременной женщине диагностировали ВИЧ и дали ей адрес сайта СПИД-центра. Только этот сайт то ли был взломан, то ли не был вовремя оплачен, но под тем же доменным именем теперь там кроется сайт ВИЧ-диссидентов. Женщина, только что услышавшая страшный диагноз, находилась в некотором помрачении и не поняла, что к чему. Решила, что так и надо - отрицать само существование ВИЧ и говорить, что его «америкосы придумали», что надо просто укреплять иммунитет и пить витаминчики. В итоге Ксюша всю эту мутную историю выяснила, но выкладывать ее канал не стал - «неформат», как объяснил им Малышев. Женщину лишили родительских прав, а Ксюша снова впала в отчаяние - в прошлый раз из-за того, что сделала, в этот - из-за того, что не сделала.
На весь этот костяк производственной драмы наслаиваются лаконичные и узнаваемые зарисовки сегодняшнего московского общества. Сериал снимался накануне весеннего локдауна, поэтому маски, санитайзеры и разговоры «скоро перелеты закроют и в Лондон вернуться нельзя будет» задают темп и настроение - сейчас все эти люди сядут по домам, и им очень важно правильно выбрать, с кем (это прямо озвучивается), а то, что сейчас кажется важным, вдруг станет второстепенным.
Сериал - как глоток свежего воздуха на фоне выхолощенной телевизионной картинки. И сериал очень интересно решен в визуальном плане - Москва в нем неузнаваемо-размыта, как некий абстрактный город из нео-нуара. Офис ППЧМЗ находится на чердаке стрип-клуба, и все «производственные совещания» проходят в неоновом свете и на фоне изгибающихся на пилонах полураздетых тел (визуализация тезиса «журналистика - вторая древнейшая», поданная даже слишком в лоб). Динамичная картинка - со временем и геолокацией, высвечиваемыми, как на экране айфона, со всплывающими сообщениями в мессенджерах - всем тем узнаваемым визуально-информационным потоком, который обрушивается на нас каждый день.
Сериал открыто говорят о замалчиваемых или подаваемых исключительно негативно темах. «Админка», которая всем рулит. Телеграм, который вроде как запрещен, но все равно все его читают (следователь в разговоре с Беллой детально ей рассказывает, что Телеграм и прочие интернет-платформы - это юридически серая зона, существование и неясный статус которых очень раздражают облеченных властью). Когда Ксюша знакомит отца со своей девушкой, тот спрашивает - «а почему бы вам не уехать в Лондон или Барселону? Там вы не рискуете получить по голове только за то, что гуляете, взявшись за руки».
В финале выясняется, что противостояние честного журналиста Малышева и олигарха Хамаганова - борьба нанайских мальчиков. Малышев все эти пять лет жил в Лондоне на деньги, которые Хамаганов прокручивал через фонды жены Малышева. Последняя сцена перед титрами - эти двое мирно беседуют в пабе.
Основной посыл «Просто представь, что мы знаем» был высказан больше десяти лет назад в другом сериале: «Все лгут». Нет абсолютно независимых СМИ - от вроде бы анонимного и смело рубящего правду-матку ППЧМЗ нити ведут к «POST-Новостям» медиа-магната-идеолога. Нет свободных журналистов, заинтересованных только в донесении правды и помощи людям - кроме Ксюши. Но Ксюша слишком молода и пока может себе позволить не участвовать в дележе финансовых потоков, выяснении «формат/неформат» и встраивании в пресловутую систему сдержек и противовесов. Сериал явно дает понять, что лет 5-10 назад такой была Белла, лет 15 назад таким был Малышев. Пойдет ли Ксюша по их пути - вопрос остается открытым.
Previous post Next post
Up