«Чики»: между анти-«Левиафаном» и Кущевкой-лайт

Aug 19, 2020 22:01



Недавняя премьера сериала «Чики» режиссера Эдуарда Оганесяна уже успела наделать много шума. Когда по телевидению духовные скрепы перемежаются однотипными детективами (НТВ) и мелодрамами про скромных провинциалок, покоряющих столицу и сердца столичных олигархов («Россия»), «Чики» разворачивают камеру на тех, кто вроде как целевой аудиторией подобного телепродукта и является - на типичных и не очень счастливых жителей российской глубинки.
Зрители, привыкшие видеть в сериалах, как продавцы обуви обитают в двухэтажных квартирах, или как обычные офисные сотрудницы живут в ожидании обычных принцев из Москва-сити в квартирах с дизайнерским ремонтом, в «Чиках» видят интерьеры не просто реалистичные, а реальные - старенькие газовые плиты, потрепанные диванчики, клеенки, занавесочки - то окружение, в котором жили/живут практически все.
Маленький городок где-то на Ставрополье или Кубани. Подсолнухи, арбузы, шашлык. Ультраконсерватизм, пафосный самопровозглашенный неопатриархат - и чем отрицательней персонаж, тем больше в нем замашки самоназначенного патриарха проявляются. (Положительные мужские персонажи - отцы двух из четырех главных героинь, участковый полицейский, таксист-бывший зэк, завязавший с криминалом - напротив, отличаются добротой, мудростью и уважением к женщинам - дочерям, сестрам, женам, невестам). Разумеется, население религиозно. Разумеется, настоятель - из бывших братков. Впрочем, он искренне уверовал, он любит свою паству, он мудр и добр. Но слаб - и из-за слабости своей фактически предал в итоге главную героиню.
И среди всех этих подсолнухов и патриархата стоят на трассе три проститутки - Марина, Светлана и Людмила. Барахтаются в этой грязи, периодически попадают в истории, опасные для здоровья и жизни. И вдруг это прозябание взрывает возвращение из Москвы их старой подруги - Жанны (блестящая роль Ирины Горбачевой). «Кармен на красном Мини Купере», слишком яркая, слишком не такая, слишком перпендикулярная этому мирку.
Жанна предлагает подругам завязать с проституцией и открыть легальный бизнес - фитнес-центр. И вроде бы цель ясна, бизнес-план составлен, деньги собраны. Но тут выясняется, что сильная и предприимчивая Жанна не знает азов ведения бизнеса, слишком доверчива, слишком самоуверенна. И те же, кто ей говорил «ты пробивная», построили вокруг нее стену, которую Жанна пробить не смогла.
Можно только гадать, какой посыл заложили в историю авторы, но в итоге получилось так, что именно Жанна, решившая играть в мужском мире по мужским правилам, проиграла больше всех. Три остальные подруги, не выходившие за рамки женской гендерной социализации, либо вообще никак не пострадали (Марина, самая, как оказалось, хладнокровная и благоразумная из всех) либо пострадали, но нашли в итоге тех, кто их будет защищать (Светлана и Людмила). То ли это просто констатация факта - да, российская глубинка такова, то ли прямой посыл - да, такова, и не рыпайся, не пытайся что-то изменить. Буфетчицей/продавщицей работать можешь (и то не факт, что не напорешься однажды на отморозка), и тебе даже может повезти, и ты найдешь себе адекватного и любящего мужа. А попытаешься стать самой себе хозяйкой - кинут, изобьют, изнасилуют, доведут до тюрьмы. Впрочем, этот посыл подан гораздо шире гендерных рамок - кидалой, запустившей цепную реакцию крушения надежд и, фактически, всей жизни Жанны, оказалась вполне себе женщина.
В и без того остром, без прикрас рисующем срез современного общества сериале авторы пошли и того дальше: очень вскользь, аккуратно коснулись крайне сложной, деликатной, закрытой для спокойного анализа темы - гендерно-сексуальной идентификации. Сын одной из героинь, мальчик лет десяти, надевает мамины платья (!), красится маминой косметикой (!!), на что мама обиняками его спрашивает, не гей ли он, и мальчик отвечает «не знаю» (!!!). В нынешнее время поднять подобную тему, да к тому же на примере несовершеннолетнего персонажа, требует большой смелости. Впрочем, мальчик вскоре увлекается девочкой-одноклассницей, так что вся эта линия практически никуда не ведет - разве что добавляет героине, помимо ее и без того больших проблем, еще и разбирательства с опекой. И, кстати, это чуть ли не первое реалистичное, если вообще не первое, отображение опеки в художественном произведении.
Очень важный плюс сериала - плавная и убедительная смена тональности. То, что начиналось как анти-«Левиафан», с посылом «люди, хоть и люди, тоже люди», что если есть цель, то можно чего-то добиться, изменить свою жизнь к лучшему, с одновременно реалистично и гуманистично показанным срезом современного российского общества, к финалу стало «Кущевкой-лайт», как охарактеризовали этот сериал в одном попавшемся мне отзыве. Живые нелинейные люди в живой нелинейной истории. И именно эта наполненность жизнью и убедительность - первый и главный плюс сериала.
Previous post Next post
Up