Анализ стихотворения с помощью ChatGPT (часть 1)

Dec 30, 2023 17:11

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3 - Часть 4

Я попросил ChatGPT сделать анализ нижеуказанных стихотворений и вот что получилось. Некоторые из этих стихотворений звучат в известных песнях.

image Click to view



Ваше благородие, госпожа разлука,
Мы с тобой друзья давно, вот какая штука,
Письмецо в конверте погоди не рви.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа чужбина.
Крепко обнимала ты, да только не любила.
В ласковые сети, постой, не лови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Ваша благородие, госпожа удача.
Для кого ты добрая, а кому иначе.
9 граммов в сердце, постой, не зови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа победа.
Значит моя песенка до конца не спета.
Перестаньте черти клясться на крови!
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Анализ

Данное стихотворение имеет строфическую основу, состоящую из четырех кватрей. Каждая строфа представляет собой повторение одного и того же обращения - "Ваше благородие, госпожа", которое в каждой строфе сопровождается разными прилагательными: разлука, удача, чужбина, победа. Это обращение подразумевает обращение к некоей абстрактной силе или явлению, которое может влиять на судьбу говорящего.

В стихотворении звучит психологическое состояние говорящего, связанное с его невезением в жизни, особенно в сфере смерти. Несмотря на это, говорящий надеется, что у него повезет в любви.

Строки "Мы с тобой друзья давно, вот какая штука, Письмецо в конверте погоди не рви" указывают на близкое знакомство говорящего с госпожой разлукой и желание поддерживать эту связь, не разрывать ее. Любовь и смерть в стихотворении противопоставлены друг другу, и говорящий выражает надежду, что, хотя его жизненный путь может быть сопряжен с неудачами и разочарованиями, в любви возможностей светлая перспектива.

Говорящий также обращается к госпоже удаче, госпоже чужбине и госпоже победе, однако во всех трех случаях указывает на то, что они не приносят ему удовлетворения или счастья. Возможно, говорящий испытывает разочарование от определенных аспектов своей жизни и считает, что удача, чужбина и победа не могут принести ему истинного счастья.

Таким образом, стихотворение "Ваше благородие, госпожа разлука" выражает эмоциональные переживания говорящего, связанные с невезением и недостатком удовлетворения в различных сферах его жизни, но оставляет надежду на любовь, как источник возможного счастья.

image Click to view



Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Анализ

Строфическое расположение стихотворения: абаб.

Автор стихотворения, Осип Мандельштам, в нём рассуждает о времени, преходящем пути каждого в мире, о невозможности заморозить, сохранить всё, что было. Автор задаёт вопрос: кому жалеть о прошлом, если каждый оставляет свой дом, переезжает, и всё останется позади. Он замечает, что, казалось бы, журавли пролетают печально, но, фактически, их жизнь продолжается и они в дальнейшем не жалеют о прошлом.

Вторая часть стихотворения рассказывает о рассуждениях говорящего, который стоит на голой равнине и смотрит уплывающих журавлей. Он вспоминает свою весёлую молодость, но ничего из прошлого для него больше не имеет значения. Он не жалеет за потраченные напрасно годы, за мечты и надежды молодости. Прошлое уже не согреет его так, как это делал костёр рябины, потому что все эти воспоминания и чувства стали частью прошлого. Он сравнивает себя с деревом, которое тихо роняет листья, а он роняет грустные слова.

В финальных строках стихотворения автор говорит, что возможно, время сотрёт и заберёт все его слова, не делая их нужными. В заключение он просит рощу золотую передать это верно и прекрасно выразиться близким людям.

В стихотворении, Осип Мандельштам рассматривает тему времени, непостоянства, прошлого и его ностальгии. Он передаёт чувство течения жизни, преходящий характер всего сущего. Весь текст передаёт некую легкость и невесомость, усыпанные поэтическими образами и оттенками меланхоличности.

Только у ChatGPT ошибка, это стихотворение написал не Осип Мандельштам, а Сергей Есенин.

image Click to view



Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Анализ

Строфическая форма данного стихотворения - четырехстопный ямб 4/3/4/3, абаб. Рифмовая схема подчеркивает чувство гармонии и согласия, присутствующее в начале стихотворения.

В стихотворении автор описывает изображение опавшего клена, метафорически сравнивая его с собой и своим состоянием. Клен, подвергшийся влиянию снегопада, представляет образ неподвижности и застывания. Это создает атмосферу спокойствия и тишины, которая сопровождает зимнюю природу.

Поэт задает вопросы о том, что опавший клен видел и услышал. Это предположительно отсылка к изменению состояния автора и его собственным ощущениям. Он упоминает о своей нестойкости и связывает это с тем, что не сможет вернуться домой из-за пьяной попойки. Этот образ символизирует его слабость и неспособность справиться с собственными проблемами.

Далее он описывает, как встретил вербу и сосну, пев им песни под снегопад. Это показывает его живой интерес к природе и способность находить красоту в окружающем мире. Он ощущает себя как клен, но не как опавший, а что-то зеленое и живое. Он сравнивает свое состояние с пьянством и сравнивает свое обнимание березки с изменой жены.

Анализ данного стихотворения показывает, что автор использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свое эмоционально-психологическое состояние и отношение к окружающему миру. Он описывает свою нестабильность и неспособность справиться с проблемами, но также присутствует интерес к природе и ее красоте. Рифмовая схема и музыкальное звучание стихотворения создают гармоничную атмосферу, сочетающуюся с описанным состоянием автора.

image Click to view



Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Анализ

Данное стихотворение имеет меланхоличный и философский характер. Оно обращено к утрате молодости и иллюстрирует уход времени, которое не может быть остановлено. В первой строфе говорится о том, что автор не жалеет о прошедшем и не зовет его обратно, так как все изменится, как дым от белых яблонь. Это метафора, которая символизирует уходящую молодость.

Затем автор описывает свое состояние, говоря о том, как его сердце становится менее страстным и страна не может уже вызывать такие сильные эмоции, как раньше. Это отражает утрату и изменение восприятия и ожиданий.

В третьей строфе автор описывает свое скупее и сдержанное желание, а также задает вопрос, реальное ли это или лишь сон. Он сравнивает себя с наездником на розовом коне, который проезжает мимо, подразумевая, что его молодость была короткой и эфемерной.

В заключительной строфе автор признает, что все мы смертны и время непрерывно идет. Он выражает благословение тому, что пришло процвести и умереть, что означает признание прошлого и его неизбежность.

Структура стихотворения достаточно регулярная с абаб рифмовкой в каждой строфе. Использование метафор, как "с белых яблонь дым" или "расшевеливаешь пламень уст", помогает передать образное значение и эмоциональную глубину текста.

image Click to view



Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Анализ

Строфика стихотворения написана в форме аллитеративной трехстопной сцезойки. Основная тема стихотворения - любовь и привязанность к родной Руси.

Автор описывает свою родину как прекрасное и удивительное место, выразив это в образной манере. Он указывает на красоту природы - синь неба и зелень полей, а также на звон окружающих деревьев.

Автор описывает ароматы, которые ассоциируются с русской деревней, такие как яблоки и мед, и упоминает храмы и церкви, а также веселую пляску на лугах.

Он также выражает свою преданность и готовность жертвовать ради своей родины. Когда ему предлагается жить в раю, он отвечает, что не нуждается в рае, если у него есть его родина.

В конце стихотворения подчеркивается эмоциональная связь и глубокая привязанность автора к России.

Анализ показывает, что стихотворение полно любви к родной стране и природе, а также готовности отдать все за нее. Это выражение русского национального самосознания и страсти к своей родине.

image Click to view



Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Анализ

Данное стихотворение написано прозаическими строками искусной русской поэтессой Фёдорой Ивановичем Тютчевой. Основная тема стихотворения - уникальность и специфика России, которую невозможно понять и измерить только разумом и аршином.

В первых двух строках стихотворения автор утверждает, что Россия не может быть понята разумом. Это значит, что ее глубины и духовные ценности не могут быть осмыслены или объяснены логически или умственно. Россия представляет собой сложное и загадочное явление, которое требует интуиции и особого умения понять.

Во вторых двух строках автор утверждает, что Россия не может быть измерена аршином. Аршин - это старая русская мера длины, которая обычно использовалась для измерения поверхности или объектов. То, что Россию нельзя измерить аршином, указывает на ее колоссальный масштаб, ее неуловимую и величественную природу, которую невозможно ограничить или охарактеризовать обычными мерами.

В последних двух строках стихотворения автор приходит к заключению, что Россию можно познать только верой. Чувственное представление о России, она основывается на чувствах, интуиции и вере. Тютчев подчеркивает, что для понимания России необходимо откровение, умение видеть истину в сердце и доверять своему внутреннему опыту.

Таким образом, стихотворение отражает непостижимость России для рационального мышления и ограниченных мер. Это свидетельствует о ее уникальности, которую можно почувствовать только через веру и внутреннюю интуицию.

image Click to view



Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Анализ

Структура стихотворения:

- Стихотворение "Белая береза" состоит из двустиший (двух строк).
- Каждая строка содержит в себе четыре разносокращенных стопы (трехстопный анапест), что создает потоковое и ритмичное движение стихотворения.
- Стихотворение имеет рифму, где каждое второе стихотворное слово в строфе является рифмующимся. Рифма в стихотворении соответствует форме АВАВ.

Анализ содержания:

- Стихотворение описывает зимнюю картину белой березы, покрытой снегом.
- Поэт использует образы, чтобы передать красоту и нежность зимнего пейзажа, а также спокойствие и тишину.
- Белая береза предстает перед читателем, словно принесшаяся из сказочного мира, покрытая белым серебром снега. Снег, кисти белой березы и заря создают яркое и светлое изображение.
- Заря, медленно обходя березу, считается ленивой, что придает стихотворению дополнительную нотку спокойствия и безмятежности.
- Финальная строка описывает, как заря распространяет новое серебро на ветки березы, усиливая образ зимней красоты.

Анализ формы:

- Характерной чертой стихотворения является его минимализм: он состоит из коротких строк и содержит только несколько образов и мотивов. Это создает ощущение легкости и простоты.
- Повторение слов "белая береза" в заголовке и первой строке помогает закрепить образ стихотворения.
- Отсутствие сложного метафорического языка и фигур речи делает стихотворение понятным и доступным для толкования.

Общим анализом стихотворения можно сказать, что оно передает красоту зимней природы и спокойствие, которое оно приносит. Использование образов и простая форма позволяют читателю полностью погрузиться в картину и насладиться зимней атмосферой.

image Click to view



Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ

Строфа 1:
В первой строфе поэт описывает картину парусника, чья белая парусная мачта выделяется на фоне голубого моря во время тумана. Поэт задает вопросы о том, что он ищет в далекой стране и почему он оставил родную землю.

Строфа 2:
Во второй строфе поэт описывает жестокие условия, в которых находится парусник. Волны играют, ветер свищет, а мачта гнется и скрипит. Поэт делает вывод, что парусник не ищет счастья и не пытается убежать от него.

Строфа 3:
В третьей строфе поэт описывает красоту моря под парусником - яркую и светлую лазурь, солнечный луч, но парусник все равно жаждет бури. Он мятежный и верит, что только в бурях можно найти покой.

Анализ:
Строфическое построение стихотворения очень простое - каждая строфа состоит из четырех строк. Рифма используется для создания ритмического единства и подчеркивания основной идеи стихотворения.

Основная идея стихотворения заключается в том, что парусник не ищет счастья на родине или в далекой стране. Он мятежный и ищет покой и удовлетворение в бурях и трудностях морской жизни, несмотря на красоту и удивительные природные условия вокруг него. Возможно, поэт образно говорит о романтической натуре парусника и его стремлении к экстремальным ситуациям.

Однако стихотворение можно трактовать иначе. Парусник, путешествуя морем, ищет что-то большее, чем просто счастье или удовлетворение. Он стремится найти свободу и приключения, которые может предоставить только таинственное и неизведанное море. Поэт размышляет о том, что человек всегда будет стремиться к чему-то новому и необычному, несмотря на то, что даже в самых идеальных условиях у него есть все для счастья.

image Click to view



Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Анализ

Данное стихотворение, написанное неизвестным автором, отражает состояние одиночества и ищет в нем свободу и покой. Основная тема стихотворения - желание забыться и заснуть, но не сном могилы, а спокойным сном, где внутри автора всё ещё будут дремать силы жизни.

В первой строфе автор передает обстановку - он выходит один на дорогу, на которой блестит кремнистый путь сквозь туман. Ночь тиха, пустыня слушает Бога, а звезды говорят друг с другом. При этом небеса описываются как торжественные и чудные, а земля спит в голубом сиянии. Эти картины подчеркивают уединение автора и таинственность окружающего мира.

Во второй строфе автор говорит, что не ждет от жизни ничего и не жалеет о прошлом. Его желание состоит в том, чтобы найти свободу и покой. Он хочет забыться и заснуть, но не в смерть, а в состояние, где его жизненные силы будут дремать, и здесь автор использует образы дышащей груди и шума дуба.

В целом, стихотворение выражает настроение грусти, одиночества и желание найти покой. Автор использует природные образы и метафоры, чтобы передать свои эмоции и внутреннюю борьбу.

image Click to view



Гори, гори, моя звезда.
Звезда любви приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда.

Звезда любви, звезда волшебная
Звезда моих минувших дней.
Ты будешь вечно неизменная
В душе измученной моей.
Ты будешь вечно неизменная
В душе измученной моей!

Лучей твоих неясной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я - ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!
Умру ли я - ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!

Анализ

Структура:

- Стихотворение состоит из двух куплетов, в каждом из которых повторяется одна и та же строфа.
- Стихотворение имеет рифму АВВАА.

Смысл:

- Основная идея стихотворения - верность и преданность одной любимой звезде, которая олицетворяет любовь и счастье.
- Говоря о "заветности" звезды, автор подчеркивает, что она единственная и неповторимая.
- Звезда также олицетворяет прошлые дни и вечность, неизменность в сердце автора.
- Любовь к звезде освещает всю жизнь автора, придает ей смысл и наполняет светом.
- Даже после смерти автор просит звезду оставаться и сиять над его могилой, так как она является символом его существования и любви.

Язык:

- Автор использует образы звезды и света для передачи своего восхищения и преданности.
- Слова "гори, сияй" имеют повторяющуюся структуру и придают стихотворению ритм и эмоциональность.
- Описание звезды как "звезды волшебной" и "звезды любви" придают ей поэтичность и метафорическое значение.

Настроение:

- Стихотворение создает печальное и меланхоличное настроение.
- Автор описывает свою измученную душу и желает, чтобы звезда всегда была с ним, даже после его смерти.

Вывод:

Старинное стихотворение "Гори, гори, моя звезда" выражает преданность и любовь автора к некоему мистическому символу звезды. Оно полно метафорических образов и создает печальное настроение, передавая состояние измученной души и желание сохранить свет и смысл в своей жизни.

Смотрите " История создания романса «Гори, гори, моя звезда»"

image Click to view



Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег -
Счастьем и болью связан с тобою,
Нет, не забыть тебя сердцу вовек.
Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты - моя юность, ты - моя воля.
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле, студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу не тая:
Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок!

Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской -
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле…

Я, как и ты, ожиданьем живу -
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днём вижу я синеву!

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле, студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу не тая:
Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок!

Поле, русское поле…

Анализ

«Поле, русское поле…» - это стихотворение, в котором автор выражает свою сильную привязанность и любовь к русским полям. Стихи передают эмоциональный волнующий отклик на природу и национальный ландшафт. Они описывают поле как источник радости и горя, который остается неизгладимым в сердце навсегда.

Структура стихотворения состоит из двух куплетов, каждый из которых повторяет фразу «Поле, русское поле…» в начале и конце. Это создает цельность и повторяющуюся мотивацию в тексте.

Автор описывает поле как неподвижное и вечное, несравнимое с другими природными явлениями, такими как леса или моря. Оно связано с авторской юностью и волей, олицетворяя саму Родину.

В стихотворении также присутствует тема изменчивости времени и эмоциональной связи с прошлым. Городская жизнь не может сравниться с запахом полыни и весенними ливнями, которые возрождают в авторе сильнейшую тоску по прошлому.

Стихотворение искусно использует метафоры и образы, чтобы передать глубокие чувства автора, связанные с русским полем. Колосок является символом нежности и одновременно крепости, представляя авторскую прочность и привязанность к этому месту.

В целом, стихотворение «Поле, русское поле…» выражает привязанность к русским полям и возникающую эмоциональную связь с природой и Историей. Оно передает сильное чувство принадлежности к Родине и вечности этой связи.

image Click to view



Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Анализ

Строфа 1:

- Повторение слова "нам" придает стихотворению эмоциональную окраску, подчеркивая личностное отношение автора к теме.
- Фраза "нам не дано предугадать" указывает на неизвестность будущего и неспособность человека предвидеть, что произойдет.
- Слова "как слово наше отзовется" указывают на влияние сказанного наших слов на окружающих и нас самих.

Строфа 2:

- Фраза "и нам сочувствие дается" подразумевает, что сочувствие не всегда автоматически проявляется, но оно может быть дано через определенные ситуации или действия.
- Слова "как нам дается благодать" указывают на то, что сочувствие по сравнению с другими ценностями (благодатью) может быть даровано нам в неожиданный момент.

Таким образом, стихотворение обращается к неизвестности будущего и непредсказуемости эффекта слов, но также подчеркивает важность сочувствия и возможность его появления, даже если оно неожиданно приходит к нам.

image Click to view



К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Анализ

Строфа 1:

- В начале стихотворения поэт обращается к трём понятиям: любви, надежде и тихой славе. Они связаны с предыдущими периодами жизни, которые прошли и не вернутся.
- Автор указывает на исчезновение "юных забав" и сравнивает их с сном или утренним туманом, что указывает на то, что они были кратковременными и непостоянными.
- Тем не менее, внутри каждого из нас остается желание, которое горит сильнее под гнетом роковой власти. Это желание связано с призывом отчизны.

Строфа 2:

- Поэт выражает своё ожидание и надежду на "минуту святой вольности", которая аналогична тому, как молодой влюбленный ожидает свидания со своей возлюбленной.
- Он указывает, что пока они горят свободой и сердцем, сделанным для чести, они посвятят свои души Отчизне.

Строфа 3:

- В этой строфе поэт утверждает, что Отчизна восстанет, и звезда пленительного счастья взойдет.
- Россия проснется от своего сна и на обломках самовластья будут написаны их имена. Это указывает на то, что они будут иметь влияние на будущее Отчизны и на её освобождение от деспотии.

Структура:

- Стихотворение состоит из трех строф с четверостишиями.
- Используется размер стиха (трехстопный амфибрахий), который придает стихотворению ритмику и музыкальность.
- В стихотворении используется рифма "ААВВА" в каждой строфе, что придает ему единство и гармонию.

image Click to view



Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.

Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Анализ

Данное стихотворение написано в форме совета или наставления и адресовано читателю, возможно, автор обращается к своему сыну, поскольку говорит о "моем сыне" в последней строке.

В стихотворении поднимается вопрос о самообладании, вере в себя и прощении. Автор призывает читателя сохранять самообладание даже в мире, где все смятено и в клятву, и верить в себя несмотря ни на что. Теги великодушия и мудрости также присутствуют.

Следующая часть стихотворения ставит акцент на важности не становиться рабом своих мечтаний и искусство мышления без превозношения его значимости. Также упоминается необходимость быть спокойным, когда тебя критикуют или обманывают.

В последующем отрывке стихотворение обращается к получению успеха и поруганию и призывает не забывать, что они могут быть ложными. Автор также уговаривает сохранять спокойствие, когда все разрушено, и идти вперед, чтобы восстановить и начать что-то новое.

Настоящее житье, полное радости и надежды, а также наставления о сохранении целей, независимо от успеха или неудачи, является основной темой следующего отрывка. Автор подчеркивает важность вещей, к которым мы стремимся, и советует использовать каждое мгновение для его достижения.

В конце стихотворения автор указывает на необходимость быть прямым и честным со всеми, оставаясь простым и смиренным, а также твердым в отношениях с врагами и друзьями. Автор призывает к тому, чтобы воспринимать весь мир как собственность и подчеркивает, что только тогда отдельное лицо может стать настоящим человеком.

В целом, стихотворение имеет преимущественно поучительный характер и направлено на воспитание личных качеств и ценностей, таких как самообладание, вера в себя, прощение, честность и целеустремленность.

image Click to view



Над землей летели лебеди солнечным днем
Было им светло и радостно в небе вдвоем
И земля казалась ласковой им в этот миг
Вдруг по птицам кто-то выстрелил и вырвался крик

Что с тобой моя любимая отзовись скорей
Без любви твоей небо всё грустней
Где же ты моя любимая возвратись скорей
Красотой своею нежной сердце мне согрей

В небесах искал подругу он звал из гнезда
Но молчанием ответила птице беда
Улететь в края далекие лебедь не мог
Потеряв подругу верную он стал одинок

Ты прости меня любимая за чужое зло
Что мое крыло счастья не спасло
Ты прости меня любимая что весенним днем
В небе голубом как прежде нам не быть вдвоем

И была непоправимою эта беда
Что с подругою не встретится он никогда
Лебедь вновь поднялся к облаку песню прервал
И сложив бесстрашно крылья на землю упал

Я хочу чтоб жили лебеди и от белых стай
И от белых стай мир добрее стал
Пусть летят по небу лебеди над землёй моей
Над судьбой моей летите в светлый мир людей

Анализ

Строфический состав стихотворения заключает 4 четверостишия, а смысловое развитие происходит от описания яркой и радостной картинки (лев.1-4) к печальному повороту событий, вызванному гибелью подруги лебедя (лев.5-8). Далее говорящий выражает свою раскаянность и просит прощения любимую, утверждая, что его крыло счастья не смогло спасти их. Завершает стихотворение обращение к желанию улучшить мир, чтобы лебеди могли жить в мире и являться символом добра и света.

Тематический акцент в стихотворении делается на двух аспектах - любовной и патриотической. В начале стихотворения олицетворяется любовь говорящего к своей любимой, представленной в образе лебедей, свободно летящих в небе. Через гибель одного из лебедей автор наглядно демонстрирует потерю любимого источника счастья и радости.

Конечная часть стихотворения имеет патриотическую подоплеку. Лебеди в данном случае становятся символом мира и добра, которые автор желает видеть в своем окружении. Таким образом, стихотворение выражает страдания, надежду и стремление к гармонии в отношениях и в мире в целом.

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3 - Часть 4

Смотрите также:
Нейросеть Chat GPT на русском
Игра "Что? Где? Когда?". Телезрители против BAI Chat.
Новогодняя сказка от ИИ
Брейн-ринг ChatGPT vs YandexGPT vs GigaChat
Песни на стихи Есенина

нейросеть, музыка, стихи

Previous post Next post
Up