Leave a comment

gogless November 27 2017, 02:02:22 UTC
От души благодарю Вас, на редкость завлекательное чтение.
Подборка Ваша хоть куда, - я, к примеру, не то что не имею, но даже и в руках не держал ни «Свечей», ни, тем паче, листовки с проектом гимна.
Отдельная благодарность за глубокую проработку материала.
Позвольте небольшое уточнение. Не совсем корректно утверждать, что до 1913 г. Владимир Андреевич не работал по книжному дизайну и обложка к «На лоне родимой земли» - его «абсолютный дебют в книжной графике». В монографии Л.И.Черткова «Кн. графика В.А.Фаворского» (2012) отмечены гравюры 1908-1909 гг. к кн. стихов М.Королькова «Смерть с гитарой» и «Стихотворениям» А.Шенье (обе, впрочем, не вышли в свет), а в 1911 он богато проиллюстрировал книжку Н.Бромлей «Пафос. Композиции, Пейзажи, Лица».
Относительно двусмысленности бликов на ободе лукошка «Сеятеля» тоже позвольте не согласиться. Смотрел свой экземпляр в лупу (а у меня обложка свежая и без потёртостей, так что рисунок просматривается предельно отчётливо) - нет, никаких аллюзий не возникает. Разве что постановка левой руки… Но ведь то - левая, а рабочая-то у него - правая, так что и здесь аллюзии неуместны :-).
Полагаю, недовольство автора вызвала излишняя пасторальность сюжета гравюры, идущая несколько вразрез философским мотивами лирики Бородаевского.
Ещё раз - спасибо за доставленное удовольствие!

Reply

lucas_v_leyden November 27 2017, 17:17:35 UTC
Спасибо!
Да, с Фаворским Вы совершенно правы, а я отнюдь нет, надо было заглянуть в книжку Черткова, а не лениться. А что же за "Смерть с гитарой", интересно? Я и Королькова, кажется, не знаю. Впрочем, куплю-ка я монографию и прочту в качестве деятельной епитимьи.
Про двусмысленность - не знаю, дискутабельно. Но чем ему могла не угодить пасторальность? Разве что принижением метафизического аспекта темы... Но почему он называет картинку "сверхъестественной"? В общем, пусть побудет загадкой. Мое дело было книжки описать, а пока эти описания дойдут до бумаги, может еще что-нибудь обнаружится.
А Ваши Бородаевские без автографов? А то славно было бы для статистики хоть адресатов и даты узнать. Особенно, конечно, "Уединенный" интересует.

Reply

gogless November 28 2017, 12:24:56 UTC
Да, словосочетание «сверхъестественная виньетка» озадачило и меня. Вполне себе земной пейзанин с римским профилем, бычьей шеей и х-образными ножками… В чём причина переименования? Чем «Уединенный дол» лучше «На лоне родимой земли», тем более, что Сеятель выступает там и как олицетворение вечного круга бытия, корреспондируясь с одноименным стихотворением? Быть может, оно вызвано трагической антитезой между подразумеваемым смыслом пушкинского эпиграфа к первому разделу этого сборника «Далекий, вожделенный брег!»
«…Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..»
и новым заглавием книги, отсылающим нас к пушкинскому же
«Он оставляет вышину
И сходит в дол уединенный»

Не знаю… Шибейя!
А вот автографов на моих книжках нет, увы.
И ещё одно маленькое уточнение.
Приятные обязанности собственника незапятнанной обложки Фаворского понуждают меня сделать оговорку к Вашей характеристике образа Сеятеля как "полуобнажённого джентльмена с бородой". С бородой или без бороды, но джентльмен сей имеет полный комплект положенных мужеску полу одеяний: рубаха и порты безусловно просматриваются на его щуплых телесах.
Что же в нём тогда "полуобнажено"?
Хотя, признаю, по сравнению с классическим образом джентльмена во фраке наряд нашего героя выглядит по меньшей мере легкомысленным...

Reply

lucas_v_leyden November 28 2017, 19:45:32 UTC
Ну да, в принципе, мне кажется, мы упираемся в ту же проблему непонятного собеседника - если он был антропософ, то ему вообще могло не понравиться изображение как таковое (например). Но я надеюсь, что новые данные еще могут найтись.
Неужели прямо порты видны на безупречном экземпляре? Мне показалось, что он в каком-то килте, да и на руках видна вся мускулатура... Впрочем, от такой характеристики я готов отказаться.
А вот чистый экземпляр все равно остается у меня в дезидерате:)

Reply

gogless November 28 2017, 23:39:01 UTC
Да, загадка анонимного Авторитета остаётся, но тем оно и интереснее.
По поводу одеяния Сеятеля - нет, это не килт, а нижняя часть рубахи под поясом.
Рукава закатаны, отсюда и мускулатура на руках, а штаны тонкого полотна, сплошь в складках. Штанины снизу подвёрнуты, а вот что у джентльмена на ногах, непонятно, возможно, что он попросту бос.
Да я Вам лучше скан пришлю - что толку описывать джентльмена, позабывшего облечься во фрак для сельхозработ.
По поводу дезидераты - буду иметь в виду :-)

Reply

lucas_v_leyden November 29 2017, 18:33:32 UTC
Да, разглядел, Ваша правда:)

Reply


Leave a comment

Up