Nov 20, 2012 16:51
один из частых эпитетов Осириса - Хенти-Аменти (hntj-jmntjw) "первенец Запада (царства мертвых)". первенец он в том смысле, что первый "познал" смерть и был воскрешен. и далее все люди повторяют путь Осириса: умирают и воскресают. данную модель полностью переняли гностики и христиане.
ведийского Яму также называют "первым из смертных":
АВ XVIII,3
13 Кто умер первым из смертных,
Кто отправился первым в этот мир, Сына Вивасвата,
собирателя людей Яму-царя, почитайте возлиянием.
но ведийский Яма изначально находился на третьем, самом высшем небе, куда после смерти отправлялся человек:
АВ XVIII,2
48 Полное воды нижнее небо, Полное жира (?) - среднее.
Третье же - переднее небо, на котором сидят отцы.
а со времен брахман и упанишад Яма перемещается под землю в Нараку. с его бы вдруг?
объясняется это скорее всего тем, что брахманы, араньяки и упанишады - это уже иная религия, отличная от религии вед. новая религия создавалась под сильнейшим влиянием египетских представлений. в том числе то отразилось и в том, что Яма перемещается с небес под землю, и становится судьей мира мертвых. ну так Осирис изначально находился в подземном Дуате и был судьей мертвых.
я абсолютно уверен, что подходить к осмыслению материала брахман, араньяк и упанишад надо именно с точки зрения инфильтрации египетских представлений в ведические представления.
что в итоге получается:
Первый этап развития индийской религии - Веды. мифы Ригведы имеют параллель в шумерских мифах.
Второй этап развития индийской религии - представления в Брахманах, Араньяках и Упанишадах имеют параллель в египетских представлениях
Третий этап - буддизм и индуизм
на каждом из трех этапов представлены разные религии, с разной мифологией.
индия,
египет,
шумеры