Татьяна КРАСНОВА и Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ о проблеме ЕГЭ и не только

Jul 16, 2018 17:30

Татьяна КРАСНОВА: Что с нами сделал ЕГЭ
По данным ВЦИОМ, 77% россиян полагают, что после введения ЕГЭ в России ухудшилось качество образования. Преподаватель журфака МГУ Татьяна Краснова объясняет, в чем настоящая проблема единого госэкзамена и почему его не стоит отменять
Мне очень хочется взять эти 77% за пуговку, заглянуть в глаза и спросить, что именно они имели в виду. Я не думаю, что получу внятный ответ. И не думаю, что высказанные соображения удастся связать с ЕГЭ.
Чаще всего, говоря о падении уровня образования, люди приводят в пример «невежество современной молодежи». Интернет полон видеороликами с прелестными юными девицами, которые, хохоча, рассказывают на улицах корреспондентам, что «Муму» - это корова, а пьесу про нее написал Пушкин. Девицам вторят такие же симпатичные юноши, уверенные, что в американском парламенте есть палата лордов, а в России - царь.
То есть, проще говоря, демонстрируют легкомысленное невежество в отношении тех фактов, которые не имеют никакого отношения к их юной и прекрасной жизни.
При этом нужную им информацию эти дети виртуозно добывают тремя кликами, оставляя далеко позади своих бабушек и дедушек, твердо помнивших, почему «Муму» написал Тургенев, а памятник все-таки поставили Пушкину.
Мне кажется, дело тут вообще не в форме оценивания знаний, с которыми дети приходят к концу школы. И единый госэкзамен не стоит переоценивать.
ЕГЭ, безусловно, изменил в нашем образовании несколько вещей, но дело не в самих тестах. Например, экзамен по «моему» предмету - английскому языку - является копией старого доброго британского FCE и вполне дает представление о том, что знает и чего не знает клиент. Если чуть меньше цепляться к циферкам и клеточкам и не заваливаться в обморок от восклицательного знака после обращения «Dear Mary», то это хороший добротный тест. Думаю, что при детальном рассмотрении не так уж плохи и математика, и русский, и химия с биологией.
Плохо то, что зарплата и премия учительницы прямо зависит от баллов ЕГЭ, поэтому в большинстве рядовых школ только этот балл ее и интересует.
Жаль, что даже в очень хороших школах с помощью этого экзамена удалось невротизировать до последней степени детей и их семьи. Этой весной мне пришлось пообщаться с психиатрами, имеющими дело с подростками, и приходится признать, что ЕГЭ исправно поставляет им десятки и сотни выпускников, которым нужна помощь специалиста. Но тест-то опять ни при чем.


Хвалят ЕГЭ за то, что он дает возможность детям из провинции поступать в лучшие столичные вузы. Как по мне - сомнительное достижение. Далеко не все провинциальные родители способны оплатить жизнь своего ребенка в Москве, но это не главное. Главное состоит в том, что первоклассные вузы, отличные студенты и грамотные выпускники нужны не в Москве, а в России. Точно так же, как не в Москве, а в России нужны новые тротуары, хорошие дороги и красивые дома. И рабочие места. И зарплаты. А этот «социальный лифт» все везет и везет способных молодых людей в перенаселенную, задыхающуюся и высасывающую все ресурсы столицу.
Но это уж точно не имеет никакого отношения к ЕГЭ как таковому.
Я очень много лет учу молодых - и просто обучаю, и к тестам разнообразным готовлю. И всех умников и умниц (а других я не вижу, мне повезло с местом работы), с которыми я встречаюсь, я довольно давно делю для себя на три условные группы: пользователей, хранителей и творцов.
Как вы догадываетесь, с пользователями дело обстоит проще всего. Их больше, они - соль земли, то, на чем держится мир. Они не засоряют голову лишними сведениями, умеют пользоваться тем, что наработано до них, они - фундамент любой отрасли. Вот этот самый ЕГЭ - для них. Они и сдают его легко, без напряжения, быстро и грамотно.
Хранители - это те, кто обожает собирать информацию, читать, запоминать, анализировать. Они до сих пор таскают в сумках тяжеленные бумажные книги, торчат в библиотеках и музеях. Им на этом экзамене сложнее. Они хуже понимают правила, их может «занести», они могут увлечься и уж точно поставить не на место какой-нибудь восклицательный знак.
Хуже всего дело обстоит с «творцами». Их гениальные поэтические мозги с невероятным трудом и скрипом укладывают информацию в ЕГЭшные клеточки. От таких своих учеников я никогда не знаю чего ждать. И что они принесут с теста - 100 баллов или 25 - всегда загадка.
Вот почему мне кажется, что ЕГЭ по-настоящему плох только одним: этой вот самой буквой Е. Единый.
Простите меня, но не может он быть единым.
И если вы спросите меня, надо ли отменять ЕГЭ, я скажу: нет. Просто надо иначе выращивать хранителей и творцов.
Как именно? Спросите любого приличного учителя средней школы, и он укажет вам на тихого очкарика, который все время что-то читает под партой и постоянно теряет сменку и дневник. Присмотритесь к нему. Уже к пятому классу вам станет ясно, что ему нужна другая школа и другая программа. И государство (увы, воображаемое, а не Российское, которое слишком занято пропагандой, войнами и чемпионатами) должно силами своих учителей и чиновников от образования выделить этого очкарика, предложить его маме поселить ребенка в каком-нибудь Хогвартсе и учить его чуть иначе, чем всех. Пошире, посложнее, посерьезнее, без тестов и клеточек. А в старших классах отдать его в школу при профильном для него университете. И стипендию дать, покрывающую все расходы. И принять туда без экзаменов, а просто по совету тех профессоров, которых он очарует и впечатлит.
И тогда (ну, чисто теоретически) мы будем иметь армию счастливых и грамотных пользователей, умеющих собирать прекрасные машины и строить отличные дороги, отличную толпу хранителей, которым мы сможем доверить наши музеи и библиотеки, и кучку гениев, которые придумают нам лекарство от рака, машину времени и еще что-нибудь такое, о чем мы даже не подозреваем.
Простите меня за этот полет фантазии и не гневайтесь. Этого все равно не будет никогда.
Будет ЕГЭ. Это, правда, не худший вариант.
Татьяна КРАСНОВА - преподаватель английского языка, переводчик. Старший преподаватель кафедры медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. Ломоносова.
Координатор благотворительного сообщества "Конвертик для Бога". Соучредитель фонда "Галчонок".
ФБ: https://www.facebook.com/people/Татьяна-Краснова/1848211376.
https://snob.ru/profile/27805


Сноб, 12.07.2018
https://snob.ru/entry/163053

Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ: ЕГЭ - это градусник. И он не виноват, что у вас высокая температура
Психолог Людмила Петрановская - о деградации образования в России и о том, почему ЕГЭ не имеет к ней никакого отношения
Я очень хорошо помню, как проходили вступительные экзамены в советское время. Преподаватели МГУ в лифте - нагло и при абитуриентах - обсуждали, за какую девочку просили и чья племянница будет сегодня сдавать экзамен. Я помню, каково это: когда ты садишься перед профессорами и тебя начинают топить, беспардонно заявляя, что «лимит на пятерки уже исчерпан».
В этом смысле сегодняшний ЕГЭ - куда менее коррупционная система. Да, этот экзамен не дает возможности проявить себя очень творческим и интересно мыслящим детям. Но ничего особенного в нем нет: если ребенок знает предмет, он без особого надрыва его сдает.
Другое дело, что школы впадают в истерику и уже с четвертого класса начинают давить на детей, напоминая им, что «нужно сдавать ЕГЭ». Это объясняется тем, что государство достаточно хамски обращается с учебными заведениями: школы объединяют и финансируют по странным критериям, придираясь к формальным мелочам.
ЕГЭ - это просто градусник, более или менее точный. И он не виноват в том, что у вас высокая температура. Деградация образования происходит сама по себе, и ЕГЭ здесь ни при чем. Просто жизнь меняется, а школа - нет.
Единый государственный экзамен - это не реформа, а формальное изменение. Настоящей реформы образования у нас не было, нет и пока не предвидится. Школы в России устарели, они скроены по лекалам позапрошлого века. И причина отсутствия изменений в том, что родители пока не воспринимают себя заказчиками образования - налогоплательщиками, на чьи деньги существует система. А поскольку запроса нет, то и государство, в свою очередь, не делает ничего.
Но, упаси Боже, не стоит убирать ЕГЭ и возвращать вступительные экзамены. Потому что это станет очередной имитацией бурной деятельности, на которой будет очень легко пиариться. Да, отмена ЕГЭ была бы популярным решением, в отличие от того же повышения пенсионного возраста. Но в реальности эта смена правил игры ничего не изменит.
Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ - педагог-психолог, семейный психолог, тренер, психодраматист, один из ведущих в стране специалистов в области семейного устройства.
Окончила филологический факультет Ташкентского университета, Институт психоанализа (психологическое консультирование), Институт семейной и групповой психотерапии (психодрама).
Автор книг по психологии, в том числе популярных книг по детской психологии "Трудный возраст", "Что делать, если..." и "Как ты себя ведешь, 10 шагов по изменению трудного поведения", книг для родителей - "К вам пришёл приёмный ребёнок", "Приемный ребенок в семье", "Если с ребенком трудно", "Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка", "Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы".
В 2012 г. стала одним из основателей Института развития семейного устройства, задача которого - подготовить специалистов для работы с семьями в кризисе и обучить будущих приемных родителей.
Лауреат Премии Президента РФ в области образования (2001).
Блогер: http://ludmilapsyholog.livejournal.com/.


Сноб, 12.07.2018
https://snob.ru/entry/163084
Примечание: выделение красным болдом - моё.

Дима ЗИЦЕР: Парадокс ЕГЭ
Единый государственный экзамен - это прогресс по сравнению с тем, что было прежде. Проблема в том, что именно он ухудшил качество российского образования
Это удивляет меня самого, но я согласен с 77% опрошенных ВЦИОМ, считающих, что именно ЕГЭ повлиял на качество знаний учащихся в худшую сторону.
На мой взгляд, не нужно постоянно проверять подготовку школьников - с этой задачей успешно справятся университеты и работодатели. Да и к самой системе проверки знаний я отношусь снисходительно, потому что любое государство стремится все стандартизировать. Чиновники как бы говорят налогоплательщикам: «Раз уж мы пользуемся вашими деньгами, а вы становитесь заказчиками образования, то дайте нам проверить заодно и вас, и себя».
Так появляются экзамены.
Те экзамены в советской школе, по которым многие ностальгируют, были очень простыми. Все, кроме математики и сочинения, сдавалось устно. И если у тебя был хорошо подвешен язык и развиты коммуникативные навыки, ты мог сдать почти все. Но во всем этом не было вообще никакой эффективности. Вспомните сочинение - как его оценить? Я задаю себе этот вопрос как учитель литературы и как взрослый мужик, так или иначе почитывающий книги. Совершенно невозможно оценить, как человек думает. И если мы по-честному ставим задачу получить обратную связь от школьника, то экзамены как способ ее решения не подходят. В отличие от механического, очень скучного и стандартизированного ЕГЭ. Он решает эту задачу хотя бы потому, что мы оцениваем все по 100-балльной шкале. Это даже не оценка в определенном смысле, это способ создать объективное мерило.
Но здесь и начинается проблема.
Казалось бы, стоит ввести такое мерило - и все расслабятся. Нам будет здорово и интересно учиться, просто в какой-то момент у нас появится необходимость заполнить тест, к которому мы недели за три подготовимся и спокойно сдадим. Но проблема в том, что это накладывается на очень человеческие страхи. На боязнь нового. На неумение это новое претворить в жизнь. На непонимание того, как то, что я учу, связано с проверками моего профессионализма.
Парадоксальным образом 77% интуитивно понимают, что уровень образования в целом снизился. Так помогите государству. Дайте ему обратную связь. Потому что учителя с пятого класса готовят детей к ЕГЭ и дрожат, что их будут проверять. Дети загоняются в центрифугу и уже не могут по-настоящему интересоваться чем бы то ни было. Они участвуют в гонке «надо сдать», которая целиком меняет процесс обучения. Получается, что, с одной стороны, ЕГЭ - это шаг вперед относительно существующей системы координат, а с другой - это скачок назад: мы заменили учебу технической гонкой.
И если меня спросят: что лучше - система координат тридцатилетней давности или та, что есть сейчас, я скажу: безусловно лучше та, что сейчас. Но она требует довольно серьезного изменения педагогического подхода. Когда учителя и дети на самом деле поверят, что система за них. Потому что ЕГЭ - это не страшно и не сложно. При одном условии: если мы не будем ставить его во главу угла.

Сноб, 12.07.2018
https://snob.ru/entry/163153

Татьяна КРАСНОВА: Оставьте в покое ЕГЭ
Почему пора прекратить обсуждать ЕГЭ и что стоило бы отменить на самом деле
Что происходит?
В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект об отмене ЕГЭ.
Сегодня утром мне позвонил редактор одной из московских радиостанций. Попросил комментария по поводу новости об отмене ЕГЭ и замене его государственными экзаменами. Скажу без ложной скромности, мне удалось удивить редактора. Я заорала в трубку: «Оставьте нас в покое! Не трогайте ничего! Хватит! Сколько же можно?!»
«Погодите, - изумился редактор, - вы же к нам лет пять назад приходили, у меня записано, что вы были категорически против. Что же заставило вас так резко изменить мнение?»
Ох, дорогая редакция!
Я работаю в МГУ имени Ломоносова примерно 25 лет. Каких только экзаменов в каких только конфигурациях я не видела. Старинная система вступительных испытаний времен моей юности была весьма несовершенной. Прямо скажем, из рук вон несовершенной была она местами. Особенно на гуманитарных факультетах, для которых, как принято думать у нас в отечестве, мозги не потребны. И блат был, и коррупция…
Не в таких, наверное, масштабах, как теперь, но было, было, нечего греха таить.
А насчет того, что стало… Давайте не будем обманывать сами себя и друг друга. В коридорах престижных московских экономфаков и юрфаков несложно встретить мальчиков и девочек, написавших при поступлении ЕГЭ по русскому на 100 баллов и подавших в приемную комиссию «зоивление на имя дикана» с просьбой «пренять миня» в число студентов широко известного «фокультета». Все эти детишки успешно учатся управлять нашим государством и, что гораздо неприятнее, лечить наши с вами зубы…
Ну а на химфаке и мехмате их как не было, так и нет. Тут против Бога не попрешь, какое «зоивление» ни пиши. Мозги продаются плохо. ЕГЭ - хорошо.
Тогда, много лет назад, лично я протестовала против введения ЕГЭ отнюдь не по шкурным соображениям. Я преподаю английский и без работы не останусь ни в каком случае - за этим заботливо следит мое государство: чем громче звучат патриотические лозунги, тем больше желающих сдать IELTS.
Нет, я боялась как раз того, что случилось: процесс обучения в массовой школе превратился в процесс натаскивания, а процесс познания - в процесс сдачи ЕГЭ. Те редкие школы, где ценой титанических усилий удается этого избежать, так демонстративно подтверждают своей исключительностью это печальное правило, что уже и спорить об этом скучно. Зарплата учителя поставлена в зависимость от баллов ЕГЭ и результатов миллиона всевозможных олимпиад всех уровней.  С олимпиадами - отдельная история, но на это, как говорил Довлатов, не будем отвлекаться, «а то композиция рухнет».
Так почему же я против отмены этого вредоносного ЕГЭ?
Знаете, ответ простой. Я ИХ боюсь. Их. Вот этих, которым по три раза в год неймется, и они меняют правила, по которым ваши несчастные дети сдают все что попало, то письменно, то устно, то прямо, то криво, то добровольно, то обязательно - и все это хаотично, непродуманно, бестолково и злобно.
Мне страшно подумать, на что еще хватит их фантазии.
И мне очень жалко детей.
Ну а в конце - хотите, я расскажу вам, как все должно быть в идеале? Ну, по моему мнению? Извольте.
Первым делом - отменяем всеобщую воинскую обязанность.
Вторым - отменяем вообще все приемные экзамены. В университеты записываемся. Да-да, приходим с улицы и говорим: хочу быть студентом юрфака МГУ. И вас записывают. Просто так. Бесплатно. Нет, общагу, к сожалению, не дают. И стипендию не дают. На первый семестр в самом престижном вузе страны вам надо заработать. Попросить денег у мамы. Взять кредит. Постараться, одним словом. Сильно постараться. Так, чтоб за этот юрфак держаться зубами и когтями.
Если вы гений, родившийся в нищей деревне, - за вами примерно с пятого класса должна следить специальная служба при губернаторе. И если вы «в науку вперили ум, алчущий познаний», и ваша школьная Мариванна от вас в восторге, вас уже классу к седьмому должны взять «на карандаш» и создавать вам условия. Например, оплатить вам из казны этот первый семестр в Москве.
А вот по окончании этого вольного семестра для всех нужны ЭКЗАМЕНЫ. Вот так, капслоком: ЭКЗАМЕНЫ.
Максимально открытые. Максимально публичные. На глазах у всех, кто вместе с вами работал весь семестр. И по итогам этого экзамена две трети должны отсеяться. Зато оставшаяся треть должна получить и комнату в кампусе, и стипендию, на которую можно прожить. И гранты. И всемерную помощь. Пусть учатся себе на пользу и нам на радость.
Вот примерно так.
По ряду причин то, что я описала, невозможно. Неудобно и невыгодно.
Поэтому правда, лучше уж ЕГЭ.
Не трогайте его… Не дай Бог.

Сноб, 18.03.2018
https://snob.ru/entry/158567

ЕГЭ, деградация, проблемы, Петрановская, мнения, образование, школа

Previous post Next post
Up