Бывшего губернатора Кировской области Никиту Белых приговорили к восьми годам колонии строгого режима по обвинению в коррупции. Политологи Валерий СОЛОВЕЙ, Сергей МАРКОВ и журналист Максим КОНОНЕНКО рассказали, почему губернатор с хорошей репутацией стал фигурантом громкого уголовного дела
Валерий СОЛОВЕЙ, политолог, профессор МГИМО:
Приговор суров и намеренно жесток. Это урок элитам, демонстрация того, «что будет, если…» А дальше многоточие: что бы вы ни сделали, вы будете наказаны очень серьезно. Это сигнал в первую очередь для тех, кого называют либеральными элитами. И даже если Белых повезет и он попадет под амнистию, слухи о которой сейчас ходят, произошедшее усвоено всеми. Тем более на подходе процесс и приговор по делу Серебренникова.
Важен контекст - «Кремлевский список» и его возможные последствия. Власть говорит: никакая линия поведения, кроме безоговорочного послушания, в этих условиях неприемлема, неприкасаемых для нас нет. Начали с Улюкаева, продолжили делом Никиты Белых.
Интересно, что с тех пор контекст изменился - сейчас он более тревожный. Но приговоры все равно одинаковые: Улюкаеву 8 лет строгого режима, Белых 8 лет строгого режима. И когда такой же приговор вынесут Серебренникову, никаких сомнений уже не останется: власть предостерегает либеральные элиты.
Причем никакой реальной угрозы от либералов нет, это превентивная логика: надо вытаптывать все семена, чтобы деревья не проросли. Чтобы даже мысли о нелояльности верховной власти не было. И кстати, те, кому сигнал был адресован, теперь действительно боятся даже подумать что-то не так.
Сергей МАРКОВ, политолог, директор Института политических исследований:
С одной стороны, вроде все в деле соответствует законам. С другой стороны, есть ряд вопросов: Никита Белых в общественном сознании не входит в число наиболее коррумпированных губернаторов - почему он стал фигурантом дела о взятке? Он - открытая к диалогу общественная фигура (как правило, такие люди не замешаны в коррупции), он и так был достаточно богат (то есть не нуждался во взятках), он активен медийно - это все говорит в его пользу. При этом Никита Белых - лидер либеральной, прозападной идеологии - сохранял свою лояльность Путину, почему и был назначен Кремлем губернатором (к слову, далеко не самого коррумпированного региона).
Поэтому возникает вопрос, почему человек, который в общественном сознании является не самым коррумпированным, осужден так жестко? Как это противоречие объяснить?
Есть несколько версий. Власть говорит, что никакого противоречия нет: кто берет взятку, того и сажают. Общественному мнению это объяснение не кажется убедительным. Оппозиция говорит: дело Белых и дело Серебренникова - одно и то же; злые силовики запугивают борцов за свободу. Это звучит убедительно только для очень идеологизированных людей, которые верят в войну силовиков и либералов.
Других внятных объяснений нет. Я думаю, в деле Белых действует бюрократически-политическая логика. Что это значит? Время от времени на закрытых совещаниях президент стучит кулаком по столу и говорит: где посадки высших должностных лиц? У нас нет коррумпированных губернаторов? Почему они не арестованы? Почему никто не сидит? Почему я вынужден слушать от населения обвинения в том, что мы не боремся с коррупцией?
Чиновники и силовики уходят с совещания с президентом и начинают копать, составляют список для разработки. Выясняется, что проблемы действительно есть. Начинают планировать аресты. Но у некоторых «подозреваемых» есть мощнейшие политические союзники, которые их покрывают, лоббируют и защищают: это и крупные региональные корпорации, и федеральные чиновники, и даже министры. Таким образом, из этого списка ряд фигур вымывается.
Остаются только те, у кого нет союзников. Такие, как Никита Белых. Почему с ним так вышло? Во-первых, регион слабенький: крупные российские корпорации там не работают. Во-вторых, кто будет защищать Белых, когда его союзник - Алексей Навальный (который на глазах у всего мира по заданию ЦРУ пытается организовать российский «майдан» и обвинен за коррупцию в регионе Белых), а его вице-губернатор Маша Гайдар стала одним из политических деятелей «киевской хунты» с ярко выраженной антироссийской позицией.
В этих условиях Никита Белых стал политически зачумленным. В списке он оказался самым слабым, а дальше по закону Дарвина: когда стая волков набрасывается на стаю антилоп, съедают самую хилую. Слабой хромой антилопой и оказался Белых.
Максим КОНОНЕНКО, журналист, публицист:
Все было очень предсказуемо, сенсации не произошло. Все, кто Никите сочувствует, прекрасно понимали, что так все и будет. Теперь рассчитывать можно только на реакцию, апелляции и на потенциальную амнистию после выборов.
То, что этот суд ничего не доказал, очевидно всем, кто за ним следил. Даже если мы допустим, что Белых брал деньги для каких-то нужд, я убежден, что он брал их не для себя, а для развития области. Я прекрасно знаю Никиту и его образ жизни: Белых роскошь чужда. Неясно, зачем ему брать взятки, если он их не тратил. Но поскольку какие-то наличные деньги в деле все-таки фигурировали, предмет для разбирательств есть, но это другая статья, не взятка. Суд факт взятки не доказал, значит, на 8 лет Белых сел ни за что.
Правоохранительная машина очень инерционна - вот почему ждать другого развития событий не приходилось. К появлению уголовного дела могла привести масса факторов. Например тот, что Никитой были недовольны местные силовики. Кировская область - это медвежий угол. Ее нищенский бюджет долгое время удавалось успешно растаскивать. Когда пришел Белых, он это дело прекратил, породив недовольство среди тех, кто привык кормиться.
Но даже этого мало для того, чтобы вся история закончилась таким суровым приговором. Просто потом, когда машина завелась, ее не остановить: следователь не может прекратить дело, потому что он будет виноват, что его начал; судья не может прекратить дело, потому что у нас не умеют включать заднюю. Силовая машина вообще не умеет вращаться назад - только вперед. Изменить это положение вещей можно только уничтожением машины, но чего уж фантазировать - это невозможно. Сейчас, по крайней мере.
Что с этим делать, я не понимаю. Но хуже то, что не понимает и Путин. Все эти аресты, что Улюкаева, что Белых, ставят его перед фактом. С ним никто не советуется заранее: взяли и взяли. А что потом можно сделать? Не может же Путин выйти и сказать: а ну-ка отпустите. Он сам все время говорит, что не может влиять на следствие и суд.
В итоге мы имеем дело с инфернальной сущностью, которая действует помимо чьей-либо воли. Не существует конкретных людей, которые могли бы ее остановить, если она начала двигаться.
Сноб, 02.02.2018
https://snob.ru/selected/entry/133964 РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Олег КАШИН: Сосуществование с репрессивной системой. Как жить дальше?
https://loxovo.livejournal.com/8117508.htmlВладимир ПАСТУХОВ: Белых нет. Что должны понять российские элиты, чтобы не стать "лагерной пылью"?
https://loxovo.livejournal.com/8117990.htmlЛеонид ГОЗМАН: Приговор Никите Белых - месть за отказ клеветать на Навального по делу "Кировлеса"
https://loxovo.livejournal.com/8118050.htmlДмитрий ГУДКОВ о приговоре Никите Белых: Не живите в лесу, не войте по-волчьи
https://loxovo.livejournal.com/8126520.htmlПолитолог Глеб ПАВЛОВСКИЙ о приговоре Никите Белых: Зачистка и рывок
https://loxovo.livejournal.com/8126825.html СМ. ТАКЖЕ:
Не худший из российских губернаторов
Илья БАРАБАНОВ рассказывает о губернаторе Кировской области Никите Белых, про которого за 11 лет он написал несколько десятков заметок и с которым успел подружиться
https://snob.ru/selected/entry/110124