Почему гематолога Елену Мисюрину выпустили из СИЗО и чем дело врача полезно для общества

Feb 09, 2018 14:30

Анастасия МИРОНОВА: Заранее отблагодарить
Почему дело врача Мисюриной полезно для общества
Врача Елену Мисюрину отправили домой. Пока не оправдали, но уже и не держат под арестом. Возможно, приговор Мисюриной действительно был несправедлив. Я в данном случае вообще не берусь давать ему оценку. И я, конечно, понимаю, какую опасность для всего медицинского сообщества может нести это дело. Но я также вижу, какую пользу оно уже дало.
Мы наблюдаем за важным процессом - на наших глазах происходит разгосударствление образа врача. Так сложилось, что в последние почти 100 лет врача в нашей стране боялись, врачу не смели перечить, перед врачом лебезили. Его смиренно ждали, когда он опаздывал, давали взятку, когда вымогал, и сверх того несли конфеты, банки кофе и скотский вопрос: «Чем я могу вас заранее отблагодарить?» Ведь врач имел право работать вполсилы, не стараться, а то и вовсе выставить из кабинета вон. Под его дверью умирали и ничего врачу за это не грозило, потому что на его стороне стояло государство. Раньше врача ничем нельзя было поставить на место: ни жалобой руководству больницы, ни звонком в Комитет по здравоохранению, ни обращением к дежурному прокурору. Потому что жалобы спускались назад в больницу и, стало быть, врач был царь и бог.
Сейчас не так. Народ наконец увидел, что врачи лишились этой безусловной защиты власти. В медицинских кабинетах рассеялась атмосфера безнаказанности. Врачи цивилизовались. Особенно большой рывок в развитии у них произошел в последние пару лет и удивительным образом совпал с интересом правоохранителей к их деятельности.
Конечно, врачи сопротивляются. Они протягивают к государству руки и молят не журить. Впервые в нашей истории врачи так единодушно объединились, потому что очень боятся не только и, вероятно, не столько плановых посадок, сколько перспективы остаться без покровительства государства и инструментов круговой профессиональной поруки.
Они утверждают, что внимание к ним органов в последние годы беспрецедентно. А разве в остальном цивилизованном мире врачам дают уголовный иммунитет? Если обычный гражданин сбил человека и скрылся, его осудят и за ДТП, и за оставление в опасности. А если врач не принял истекающую кровью роженицу потому, что у него кофе стынет, его судят за халатность и то же оставление в опасности. В передовых странах есть понятие врачебной ошибки и оно четко отделено от врачебной халатности или непрофессионализма, за которые врачей еще как судят.
У нас в прошлом году с жалобами на действия врачей только в СК РФ обратились более 6000 человек, а до суда доведено 175 дел. И жалобы-то какие: вкололи роженице окситоцин, чтобы быстрее сдать смену; пока пили в ординаторской чай, диабетик умер в очереди; закрыли отделение на час раньше, чтобы отметить юбилей заведующей. Неужели все те уважаемые люди, что в связи с делом Елены Мисюриной кричат сейчас о новом сталинском терроре, хотят, чтобы такие случаи оставались безнаказанными?
Сейчас, благодаря поднявшемуся скандалу, народ заметит, что у врачей больше нет иммунитета от уголовного преследования и перед лицом закона они стоят теперь по одну сторону с нами, пациентами. Если врач нагрубил нам или оставил дожидаться на улице, то это он будет отвечать перед нами и государством, а не мы перед государством и врачом. Из тройки игроков на рынке медуслуг - пациента, врача и государства - последнего вычеркнули. Отныне отношения в больницах будут выстраиваться, как и в любой другой сфере, где нет злоупотребления властью. Уровень культуры в российском обществе за последние годы в целом резко вырос, однако те сферы, что были своевременно выведены из-под протектората государства, модернизировались быстрее. Медицина же долго оставалась заложником своей дружбы с государством и теперь наконец начинает говорить с пациентами на равных.
Анастасия МИРОНОВА - журналист, филолог.
https://www.gazeta.ru/comments/column/mironova/
http://msps.su/user/6921/


"Новая газета", 06.02.2018
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/06/75408-zaranee-otblagodarit



Аты-баты, пришли халаты
То, что гематолога Елену Мисюрину выпустили из СИЗО под подписку о невыезде, говорит не о вменяемости судей, а о страхе перед бунтом врачей
Практически за неделю, пока Елена Мисюрина сидела в камере, на ее защиту поднялись тысячи врачей. По большому счету, битва началась не за справедливость приговора, а за защиту профессии.
Врачебные коллективы в полном составе (и из ведущих московских клиник, и из районной глубинки) фотографировались с напечатанным на бумаге хэштегом #ЯЕленаМисюрина и выкладывали снимки в интернет. Собственно, именно эти фотографии людей в белых халатах, с достоинством смотрящих в объектив, то есть на всех нас, оказались самым сильным и действенным орудием протеста.
В течение нескольких дней (беспрецедентная скорость!) был решен вопрос о пересмотре меры пресечения. Прокуратура Юго-Западного округа Москвы потребовала отменить приговор и отправить дело на пересмотр.
Медицинское сообщество, в том числе и большое медицинское начальство, оказалось абсолютно единодушно в деле защиты коллеги. Свою позицию публично высказал заместитель мэра по социальным вопросам, врач Леонид Печатников, а президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль лично пришел в суд поручиться за коллегу и выступил с заявлением о необходимости срочно законодательно закрепить независимую медицинскую экспертизу в качестве самостоятельного института.
Несколько комментариев центральным телеканалам дал и самый уважаемый гематолог страны - 90-летний академик Андрей Иванович Воробьев. Еще в начале процесса он нашел в себе силы появиться в суде. В инвалидной коляске. Его мнение в защиту Мисюриной суд не учел, и это, кстати, тоже было расценено врачами как профессиональное оскорбление.
В минувшие выходные протестную акцию планировал провести независимый профсоюз медработников «Действие», но не удалось согласовать с мэрией место проведения митинга: закрытая площадка в парке Сокольники активистов не устроила.
Градус напряжения по делу Мисюриной достиг предела: ему были посвящены ток-шоу Андрея Малахова на канале «Россия 1» и телеканала «Культура», практически никогда не совпадающих в повестке дня.
Возмущение такой амплитуды неизбежно (а так всегда бывает, когда в ход идут сильные эмоции) подменило суть проблемы. В студиях и сетях дискутировали до крика о том, виновата или нет доктор Мисюрина в смерти пациента, а не о том, что любой врач в России становится после этого прецедента уголовно уязвимым. Как верно подметил один из гостей Малахова, теперь «если сделал пункцию и получил осложнение - сядешь, не сделал, опасаясь осложнений, - тоже сядешь за неоказание помощи». Круг замкнулся, врач становится заложником уголовного правоприменения при любом нештатном сценарии. Но этот самый главный месседж медицинского сообщества - сохранения права на ошибку без угрозы уголовного преследования - в пылу дискуссии как-то заиграли.
Леонид Рошаль предложил срочно создать единую базу врачей страны и исключать из нее тех, «кто нарушает профессиональные рекомендации и этические нормы, с потерей права заниматься профессиональной деятельностью в дальнейшем». До тех пор, пока не эта норма, а уголовная ответственность будет определять будущее врача, дело Елены Мисюриной, независимо от его исхода, будет проиграно.

"Новая газета" № 13 от 7 февраля 2018
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/06/75402-aty-baty-prishli-halaty

ИЗ ЯНВАРСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ

"Врачу нельзя связывать руки страхом"
Медики требуют пересмотра уголовного дела гематолога Елены Мисюриной


29 января власти столицы отреагировали на резонансное судебное решение в отношении врача-гематолога Елены Мисюриной, которую Черемушкинский суд приговорил к двум годам лишения свободы. Суд счел, что проведенная ею диагностическая процедура привела к смерти пациента. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о необходимости «максимально корректного рассмотрения дела», вице-мэр Москвы Леонид Печатников назвал происшедшее «чудовищной судебной ошибкой». Опрошенные эксперты заявили о необходимости правовых изменений в рассмотрении дел медработников: переносе их из УК РФ в КоАП.
Глава гематологической службы московской городской клинической больницы №52 Елена Мисюрина была осуждена 22 января 2018 года по ст. 238 УК РФ - «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека». Причиной для возбуждения дела стала проведенная в 2013 году диагностическая процедура - трепанобиопсия (забор образца костного мозга). Спустя четыре дня после процедуры пациент, 55-летний мужчина, страдающий несколькими онкозаболеваниями, скончался. В качестве причины смерти называлось кровотечение, возникшее якобы из-за трепанобиопсии.
Решение Черемушкинского суда, приговорившего гематолога к двум годам колонии общего режима, вызвало волну возмущения среди медицинских работников: петицию на сайте Change.org с требованием пересмотра дела подписали более 64 тыс. человек. Кроме того, медики выражают поддержку Мисюриной, ставя ее фотографию вместо своей на аватары в соцсетях и публикуя сообщения с хештегом #яеленамисюрина.
В защиту осужденного врача выступили ее коллеги из ГКБ №52 и ряда других медучреждений, профсоюзы медработников, Гильдия защиты медицинских работников и «Лига пациентов». А в понедельник 29 января глава департамента здравоохранения Москвы Алексей ХРИПУН на клинико-анатомической конференции зачитал заявление ведомства: «Департамент делает все возможное для пересмотра дела и надеется, что судом будут учтены все дополнительные мнения специалистов». Вице-мэр Москвы Леонид ПЕЧАТНИКОВ заявил, что, «по-видимому, произошла чудовищная судебная ошибка»: «Подана апелляционная жалоба в Мосгорсуд, к нему приложены все экспертизы, которые не были учтены судом первой инстанции». Он назвал «абсурдным» тот факт, что гематолог «осуждена по статье, которая предполагает умысел»: «Это беспрецедентное решение. Даже знаменитое “дело врачей” - оно не такое». При этом он отметил, что «в истории болезни пациента есть некая экспертиза, которая свидетельствует не в пользу нашей коллеги»: «Надо все рассмотреть внимательно, без эмоций, без политиканства». «Безусловно, жизнь и здоровье пациентов важнее всего,- выступил в соцсетях мэр Москвы Сергей СОБЯНИН.- Тем не менее, такие дела должны рассматриваться максимально корректно и объективно».
Главврач Первой градской больницы Алексей СВЕТ в разговоре с “Ъ” отметил, что Елена Мисюрина проводила пациенту рутинную процедуру: «Гематологи, как правило, делают такую процедуру два-три раза в день. А пациент подписывает информированное согласие, где ему объясняют ход процедуры, какие могут быть неприятные ощущения, какая анестезия, обязательно указываются возможные осложнения». Завотделением Национального медицинского исследовательского центра гематологии Вера ТРОИЦКАЯ объяснила, что трепанобиопсия позволяет оценить состояние костномозгового кроветворения и объем опухоли: «Ее результаты влияют на выбор лечения. Процедура инвазивная, так же как и укол в вену или взятие крови из пальца. Любая инвазивная процедура сопряжена с риском. Но здесь он крайне мал - 0,05%». Эксперт добавила, что заболевания системы крови «могут выражаться в том числе в спонтанных кровотечениях, гематомах, тромбозах, без какой-либо механической причины»: «Насколько я знаю, у пациента было два онкозаболевания, одно из которых характеризуется повышенной кровоточивостью». Вера Троицкая отметила, что у нее есть «вопросы к экспертам, проводившим вскрытие» (проводилось в клинике «Медси». Адвокат Мисюриной Мария Зайцева ранее отметила, что у компании не было лицензии на проведение вскрытия, в «Медси» эту информацию не прокомментировали, но выразили надежду на пересмотр приговора). «Если даже гипотетически кровотечение возникло из-за процедуры, нельзя сажать врача за потенциально возможное осложнение,- считает Троицкая.- Врачу нельзя связывать руки страхом, когда он работает. Мы работаем в гематологии - медицине критических решений, у нас крайне тяжелые больные. Если врач будет бояться за свою свободу, он не будет выполнять свою работу в том объеме, в котором он мог бы ее сделать. Это приведет к снижению эффективности».
А.Свет также назвал патологоанатомическое заключение «странным и неубедительным». Он считает, что уточнить правовой режим работы медиков должны юристы: «Нужны специалисты, которые бы выработали нормы права для врачей». «Нельзя сажать за то, чего не написано в законе»,- заявил президент «Лиги пациентов» Александр САВЕРСКИЙ. Он уточнил, что ст. 238 УК РФ говорит о «требованиях безопасности в соответствии с законом о защите прав потребителей»: «Но для трепанобиопсии таких требований не существует». Также «вызывает большие вопросы распространение на врачей именно уголовной, а не административной ответственности» в случаях с неосторожными формами вины: «В КоАП нет вообще составов административных нарушений врачей. Это дикость».

Газета "Коммерсантъ" №16 от 30.01.2018
https://www.kommersant.ru/doc/3534057

Ошибка врача приводит к новым последствиям
Почему дело столичного гематолога просят пересмотреть


Громкое дело врача Елены Мисюриной получило продолжение - московского гематолога, которую приговорили к двум годам колонии после смерти пациента, поддержал столичный Департамент здравоохранения, где пообещали сделать все возможное для пересмотра судебного решения.
Трагический случай произошел больше четырех лет назад: Елена Мисюрина сделала больному трепанобиопсию, но спустя четыре дня мужчина умер. В поддержку доктора ранее выступила Лига защиты врачей - онлайн-петицию с требованием изменить приговор подписали несколько десятков тысяч человек.
Если решение будет оставлено в силе, пострадают пациенты, уверен нейрохирург Алексей КАЩЕЕВ, который также сталкивался с непредвиденной ситуацией во время операции. По его мнению, теперь врачи начнут бояться проводить некоторые процедуры: «Я думаю, что не существует хирургов в частности и инвазивных специалистов в целом, которые бы не знали о подобных историях.
Даже если предположить наличие какого-то компонента врачебной ошибки, то нужно понимать, что они являются нормой во всем мире. Это не преступление, если не делается злонамеренно.
Я думаю, что это дело показательное, которое подводится под предложение главы СКР Александра Бастрыкина, согласно которому нужно ужесточить контроль за преступлениями, связанными с врачебными ошибками. Я считаю, что это абсурдная постановка вопроса. Кроме того, такие дела очень хорошо запоминаются практикующими врачами. Я просто в ужасе думаю о том, что будет, если, опираясь на этот опыт, врачи станут бояться принимать сложные решения. Ведь они будут знать, что за осложнения, произошедшие в результате действий, может грозить реальный тюремный срок».
Во врачебном сообществе подчеркивают, что Елена Мисюрина - опытный гематолог, и никакой ошибки в данном случае не совершила. Пациент скончался в другой больнице спустя продолжительное время после процедуры. На решение суда могло повлиять поведение врача, считает президент Лиги защиты пациентов Александр САВЕРСКИЙ: «Десять лет назад Общественный совет при Росздравнадзоре принял решение о том, что нужно перевести такого рода ответственность из сферы уголовного права в административное. Потому что из-за этого стали возможными такие прецеденты, как в истории Елены Мисюриной, и сейчас врачебное сообщество становится на дыбы и всячески защищает своих коллег. Мы должны думать о том, чтобы ответственность была адекватной и справедливой. Уголовная ответственность делает из врачей убийц, это неправильно.
Что касается конкретного дела, то в нем есть масса нарушений со стороны следствия, это правда. Считаю, что прокуроры должны отозвать свои обвинения и отпустить человека на свободу. Правда, есть информация о том, что Елена Мисюрина вела себя достаточно вызывающе. К большому сожалению, я должен сказать, что зачастую происходит именно так. Это дело как раз дало повод всем врачам задуматься о том, как надо себя вести с пациентами. Мы бы сейчас с вами не обсуждали эту историю, если бы не это вызывающее поведение».
В октябре 2017 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил ввести отдельную статью в Уголовном кодексе об ответственности за врачебные ошибки. В последнее время такие случаи происходят все чаще, заявляли в СК. На прошлой неделе в ведомстве сообщили о расследовании трех уголовных дел, связанных с гибелью пациентов.

"Коммерсантъ FM" от 29.01.2018
https://www.kommersant.ru/doc/3533838

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
!!!!!!!!!!!!! "Охота на ведьм": Абсурдное дело врача-гематолога Елены МИСЮРИНОЙ
https://loxovo.livejournal.com/8110321.html
!!!!!!!!!!!!! "Охота на ведьм": Врачи встали на защиту гематолога Елены МИСЮРИНОЙ
https://loxovo.livejournal.com/8113560.html
!!!!!!!!!!!!! "Охота на ведьм": Дело врача-гематолога Елены МИСЮРИНОЙ
https://loxovo.livejournal.com/8119813.html
Врач Ольга МОВЧАН - к вопросу об ответственности врача
https://loxovo.livejournal.com/8121057.html
!!!!!!!! Врач Елена МИСЮРИНА: Врач всем должен, но сам он никак не защищен (+ комменты врачей)
https://loxovo.livejournal.com/8121424.html
!!!!!!!!!!!! "Охота на ведьм": Подробности громкого дела врача-гематолога Елены МИСЮРИНОЙ
https://loxovo.livejournal.com/8122681.html
*
Право на ошибку. Врач должен сидеть в тюрьме?
Дело гематолога Елены Мисюриной, осужденной за предполагаемую врачебную ошибку, стало знаковым. Корпорация врачей встала на ее защиту, и дело, возможно, будет пересмотрено. Но вопросы остаются: кто должен судить врача, прокуратура или коллеги? И где врачебная этика переходит в уголовные нормы?
Обсуждают: Антон РОДИОНОВ, терапевт, кардиолог, доцент кафедры факультетской терапии Московского университета имени Сеченова, и Полина ГАБАЙ, специалист по медицинскому праву,  генеральный директор  компании «Факультет медицинского права».
Ведет программу Сергей Медведев.
Радио Свобода. Опубликовано: 7 февраля 2018 г.
https://www.youtube.com/watch?v=jDv0XNWIwPM
Программа "Агора": Есть ли у врача право на ошибку?
Телеканал "Культура". Эфир от 03.02.2018
https://www.youtube.com/watch?v=YBmy07v6JuI
*
Медицинский юрист Полина ГАБАЙ - о юридических аспектах медицинских дел
Начало https://loxovo.livejournal.com/8122014.html
Продолжение https://loxovo.livejournal.com/8122188.html
Окончание https://loxovo.livejournal.com/8122613.html

суд, приговор, обвинение, судебная система, дело, беспредел, преступления, ответственность, медицина, право, #ЯЕленаМисюрина, врач, #яеленамисюрина, ошибки

Previous post Next post
Up