Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Игра на понижение: что привело к скандалу с "Матильдой"

Sep 16, 2017 22:45

Управляемый процесс перестройки культуры под «традиционные ценности» в какой-то момент начал выходить из-под контроля
После долгих лет бессистемной модернизации культуры началась ее системная архаизация. Раскаты грома были слышны давно - суд над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, легкие, почти невинные погромы выставок, православное подразделение «Наших», искусственная исламизация Кавказа. Но гром гремел, а гроза никак не начиналась. Можно спорить о том, когда именно все пазлы окончательно сложились, какую роль сыграла «двушечка» для Pussy Riot и прочие (теперь уже далекие) эксцессы. Ясно только, что к 2014 году запрос сформировался.
Управление ценностями
И поначалу всем все нравилось, все было управляемо, все были счастливы. Кроме кучки либеральных отщепенцев.
В 300-тысячном Грозном собирался миллион человек, протестуя против убитых карикатуристов, а не против убийц. По требованию общины, никогда не видевшей спектакля, устранялся «Тангейзер» в Новосибирском оперном. Минкульт устами первого заместителя министра Владимира Аристархова озвучивал программу охранительного подавления искусства. Подведомственный министерству институт имени Лихачева разрабатывал критерии «ценностного регулирования» культуры, где говорилось, что произведение искусства должно соответствовать «духовно-нравственным, моральным, этическим, эстетическим, интеллектуальным (научным) ценностям российской цивилизации», в противном случае допустимы санкции вплоть до правовых. То, что это в некоторых пунктах повторяло культурную политику Муссолини, никого не волновало; подумаешь, тоже проблема.
Резвился депутат Милонов, от имени церкви вещал отец Всеволод Чаплин, смерть за идею представала нормой, агрессия - христианским чувством, ненависть к инакомыслящим - хорошим тоном. Как полагается, в ответ на сформированный запрос из темной глубины вынырнули Верховенские. И неважно, что у Достоевского описан Верховенский - левый, а эти радикально правые. От перемены знака перед скобками суть фундаментализма не меняется. Метался по Москве Энтео, срывая спектакли и выставки; его последователи пытались портить работы великого художника Сидура; блюстители духовного порядка брызгали зеленкой в лица тех, кто проводил организованные «Мемориалом» конкурсы школьных сочинений...
Новая искренность
А потом, как на гребне волны, появилась Наталья Поклонская. Как проекция всех сформированных Минкультом, Милоновым, Мизулиной и Чаплиным ожиданий. Ценностное регулирование? Вот оно. Преследование вплоть до санкций? Получите, распишитесь. Христианство - цензурный таран? Не проблема. Никто не управлял ее порывами - в отличие от хладнокровной Яровой; она сама, по собственному разумению, со страстью юной царебожицы решила постоять за правду. Ну, может быть, сыграл какую-то роль ее своеобразный духовник, но точно что не Кремль, не РПЦ и не подпольное политбюро. Фильм Учителя смотрели иерархи, не одобрили, но и не призвали запрещать; однако Поклонская ринулась в бой. И тут вроде бы пришла пора потирать руки прокатчикам. Совсем, как правило, не архаичным, не обращенным в прошлое и крайне редко - верующим. Без их участия, без дополнительных затрат, сама собой запустилась рекламная кампания «Матильды»; да, было тяжело Учителю, его адвокатам и съемочной группе - отбиваться от проверок, отбрехиваться от наездов. Но прокатчикам заранее было хорошо. То есть это они думали, что хорошо. И поэтому никаких упреждающих действий не предпринимали.
Так, наверное, Мединский полагал, что политика искусственной архаизации приведет не к хаосу и алармизму, а ко всеобщему покою и управляемому хулиганству имени Энтео. Результат никого не устроил. Поклонская, сама того не подозревая, спустила с цепи радикалов, предъявила им понятную и очевидную цель, дала возможность проявить не просто агрессию, а напрямую вторгнуться в политику. Пока политику - культурную. Завтра - экономическую. Послезавтра вторгнуться в борьбу за власть.
И тут прокатчики внезапно протрезвели. Это что же получается, угроза - нам? Тогда мы лучше потеряем прибыль и сами станем органом цензуры, пока не потеряли все. Вслед за прокатчиками вдруг очнулся профильный министр; он совсем не такого хотел, он не желает отвечать за результаты, он внезапно вспомнил, что христианство - это любовь, а не преследование идейных противников, а полиция - орган правопорядка, а не равнодушно наблюдающая за агрессией биомасса. Если так пойдет и дальше, мы увидим, Поклонская возглавит страстную борьбу с насилием. Потому что - как же можно. Вызывали огонь, вызывали, а он возьми да разгорись на самом деле.
Но, дорогие друзья. Вы подталкивали общество вниз. Вы заводили его на агрессию. Вы отказались проводить разумную культурную политику, суть которой принцип автономии: «ты хозяин своей территории, а на чужую не лезь; хочешь быть прогрессистом - изволь, хочешь оставаться консерватором - пожалуйста, главное, в чужом монастыре порядок наводить не надо». Вы поддерживали управляемое хулиганство в области культуры. Вы хотели диктатуры традиционных ценностей. И вы же готовы были зарабатывать на идейных конфликтах. Что же тогда удивляться, что на следующем шаге появились более жестокие бойцы. Которые не очень-то устраивают вас. И которые, кто знает, сами будут недовольны теми, кто придет после них: мол, слишком брутальны, слишком суровы. Как написал публицист Александр Морозов, это как если бы раковые клетки первой стадии вдруг обрушились на раковые клетки стадии второй. Мы же так не договаривались.
Не договаривались, конечно. Но процесс запустили. И получили неизбежный результат. Как написано в другом романе Достоевского (кстати, из школьной программы): а вы и убили-с.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель. С 2000 г. - автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы "Тем временем" (телеканал "Культура"). Автор и ведущий цикла документальных фильмов "Фабрики памяти: Библиотеки мира". Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Автор книг "1962. Послание к Тимофею", "Цена отсечения" и др.
Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Кандидат филологических наук.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский,_Александр_Николаевич


РБК, 15.09.2017
http://www.rbc.ru/opinions/politics/14/09/2017/59ba4d639a79475c59e2a579
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Олег КАШИН: "За Поклонской торчат уши Володина"
https://loxovo.livejournal.com/7976546.html
Александр БАУНОВ: Раздвоение лояльности. Почему не получается остановить кампанию против "Матильды"
https://loxovo.livejournal.com/7976006.html
Иван ДАВЫДОВ: Молитвенное противостояние. Почему в споре с Мединским права Поклонская
https://loxovo.livejournal.com/7975699.html
Олег КАШИН и Антон ОРЕХЪ о скандале вокруг "Матильды"
https://loxovo.livejournal.com/7974463.html
Юлия ЛАТЫНИНА о скандале вокруг "Матильды": Православный терроризм-лайт
https://loxovo.livejournal.com/7974240.html
И.ДАВЫДОВ: Наталья против Матильды. Что эксперты усмотрели в истории любви Николая II к балерине
https://loxovo.livejournal.com/7825035.html
Александр МИНКИН: Порнозвезда и депутат (фев 2017)
https://loxovo.livejournal.com/7751787.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Чиновник, режиссер и пародист спокойно делят кэш
Почему проблема «Матильды» не в атаках Поклонской на искусство
http://loxovo.livejournal.com/7683973.html
О скандале вокруг еще не вышедшего в прокат фильма «Матильда» - А.ПРОШКИН, А.КУРАЕВ и С.БАДАМШИН
http://loxovo.livejournal.com/7680774.html
Алена СОЛНЦЕВА: Связь с последним императором
http://loxovo.livejournal.com/7680675.html
*
«Фильма нет, а чувства уже оскорблены»
Как развивается скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»
https://www.gazeta.ru/culture/2016/11/02/a_10301471.shtml
«Матильду» оценили с позиции патриархата
Учитель назвал недоразумением претензии РПЦ к фильму «Матильда»
https://www.gazeta.ru/culture/2016/12/14/a_10427027.shtml
Поклонская снимает «Матильду»
Поклонская требует проверить сценарий и финансирование «Матильды»
https://www.gazeta.ru/culture/2017/01/30/a_10500719.shtml
Поклонская-Милонов - это новые «Гиви»-«Моторола»
Россия - Хрисламское государство. Мнение Юлии ЛАТЫНИНОЙ
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/14/71513-hrislamskoe-gosudarstvo
$10 млн, Путин и «общак Кремля»
The Insider рассказал о финансировании фильма «Матильда»
"Алексей Учитель вынес $1 млн в сумке". Соавтор «Матильды» рассказал о кремлевском общаке
Фильм Алексея Учителя «Матильда» про связь Николая II с балериной Кшесинской выйдет на экраны только в октябре, но он уже стал самой яркой российской кинопремьерой 2017 года. Сначала православные активисты во главе с экс-прокурором и депутатом Натальей Поклонской потребовали запретить фильм из-за «оскорбления чувств верующих», а пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков призвал их сначала посмотреть фильм. Пока общественность взбудоражена вопросом освещения жизни Николая II и его окружения, The Insider выяснил, что «Матильда» дает повод поговорить и об окружении Владимира Путина: как рассказал изданию один из соавторов этого проекта Владислав Москалев, фильм был снят на деньги, выведенные из подконтрольного «Газпромбанку» офшора в обмен на взятку управляющему делами президента, причем непосредственным участником этих событий оказался пародист Владимир Винокур.
http://theins.ru/korrupciya/44366
Петр ЛИДОВ-ПЕТРОВСКИЙ: Казус Матильды
В России состоялась публичная премьера православного экстремизма
Который месяц не утихают страсти вокруг нового фильма Алексея Учителя «Матильда». Хотя премьера ленты назначена на осень, ее вовсю обсуждают, причем люди, чья профессиональная деятельность далека от киноведения.
В своем видеоблоге на «Ленте.ру» публицист Петр ЛИДОВ-ПЕТРОВСКИЙ рассуждает о том, что из этой суеты вокруг еще не показанного фильма родилось новое и крайне неприятное явление - православный экстремизм.
https://lenta.ru/columns/2017/02/09/lidov_blog/
Восстание «секты царебожников», отец Сергий (в миру Николай Романов) и Поклонская
Почему они так влиятельны, хоть и раздражают РПЦ
Могли ли создатели фильма «Матильда» предполагать, что их творение выйдет далеко за рамки кино и вызовет тектонические сдвиги в церковной жизни России? Понятно, что коммерческий успех фильму обеспечен, но не напугает ли власть разгул страстей вокруг него? Пока, судя по всему, Кремль на стороне фильма, а слишком активным его противникам грозят подозрения в «экстремизме». Но если ближе к премьере произойдет «осеннее обострение», власти могут и пересмотреть свою позицию, привычным движением перейдя на сторону «патриотически настроенных» радикалов.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/15/73480-tsarebozhniki-i-konets-sveta
Помни о смерти, брат
Чего хотят активисты «Христианского государства», угрожающие поджигать кинотеатры из-за фильма «Матильда»
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/14/73834-pomni-o-smerti-brat
«Кто-то готов молиться, а кто-то - жечь». Интервью с лидером «Христианского государства»
Глава организации Александр Калинин рассказал, на что готовы пойти его последователи, чтобы остановить фильм «Матильда»
https://openrussia.org/notes/713684/
Православный ИГИЛ*, пока еще не запрещенный в России
Религиозные экстремисты не успокоятся, исчерпав тему фильма «Матильда»
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/12/73792-pravoslavnyy-halifat
Невинность "Матильды" и мандат Поклонской
Октябрьский суд Петербурга отложил до 30 сентября предметное разбирательство по иску 91-летней вдовы царского племянника о защите чести и достоинства дома Романовых в связи с содержанием фильма Алексея Учителя "Матильда".
https://www.svoboda.org/a/28732899.html
Кинопоказчики дрогнули
Истерия вокруг «Матильды» приобрела угрожающие для зрителей размеры
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/13/73823-kinopokazchiki-drognuli
"Матильда" на минном поле
14 сентября в российских городах продолжились начавшиеся 10 сентября массовые эвакуации людей из общественных мест - школ, торговых центров, гостиниц - из-за анонимных звонков о заложенных бомбах. В числе "заминированных" оказались и несколько кинотеатров, владельцы которых недавно получили письма от организации "Христианское государство - Святая Русь" с требованием отказаться от показа фильма "Матильда" о любовной связи императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Лидер "Христианского государства" Александр Калинин заявил в интервью Радио Свобода, что "неизвестные" предупредили его о намерении "минировать" объекты в российских городах в знак протеста против показа картины Алексея Учителя еще 10 сентября, но отверг свою причастность к звонкам о заложенных бомбах. Получивший письмо владелец кинотеатра, с которым побеседовало Радио Свобода, через час после разговора сообщил, что вынужден закрыть его из-за сообщения о заложенной бомбе.
ДАЛЕЕ https://www.svoboda.org/a/28735571.html
*
Поклонение Матильде
Что дарили любовники балерине Кшесинской
Фильм о балерине Матильде Кшесинской еще не вышел на экраны, а уже вызвал бурное обсуждение на грани скандала. Экранизация общеизвестной еще при жизни фигурантов истории любви наследника престола Николая Александровича (будущего императора Николая II) с танцовщицей якобы может оскорбить память монарха, причисленного к лику святых. Однако роман Николая с Матильдой пришелся на те времена, когда он еще не был ни святым, ни монархом, ни даже супругом (более того: после помолвки с Алисой Гессен-Дармштадтской цесаревич прекратил встречаться с любовницей), а Кшесинская, или Малечка, как ее называли близкие знакомые, была не только очень хороша как балерина, но и просто хороша, что объясняет слабость к ней молодого и еще неженатого Николая Александровича. При том, как выяснила «Лента.ру» из мемуаров самой балерины (изданных в Европе в середине прошлого века), Матильда недурно одевалась и любила украшения.
https://lenta.ru/articles/2017/02/07/kshesi/
Впервые опубликованы откровенные дневники Николая II о Матильде Кшесинской
«Провел лучший с нею вечер - перо трясется в руках!»
Николай II и Матильда Кшесинская: уже более ста лет их взаимоотношения не дают покоя историкам, политикам, писателям, досужим сплетникам, ревнителям нравственности... В Государственном архиве РФ мы ознакомились с дневниками Николая Романова, которые он вел в 1890-1894 годах (основная часть этих записей была известна лишь узкому кругу специалистов). Дневники проливают свет на разгар романа балерины с цесаревичем.
http://www.mk.ru/social/2017/09/08/opublikovany-neizdannye-dnevniki-nikolaya-ii-o-matilde-kshesinskoy.html
*
Лента времени
Когда история не разделяет, а объединяет
Интервью епископа Егорьевского Тихона (ШЕВКУНОВА)
https://rg.ru/2015/11/19/istoriya.html
Царь и Матильда
Епископ Тихон ШЕВКУНОВ и режиссер Алексей УЧИТЕЛЬ об исторической правде и художественном вымысле
https://rg.ru/2016/12/13/tihon-shevkunov-i-aleksej-uchitel-ob-istoricheskoj-pravde-i-hudozhestvennom-vymysle.html
Алексей УЧИТЕЛЬ: «Это продуманная акция, хочется разобраться, что за ней стоит»
Режиссер «Матильды» рассказал о странностях кампании против фильма и о своем нежелании быть фрондой
http://www.colta.ru/articles/society/13888

власть, кино, церковь, культура, скандал, конфликты, православие, пропаганда, кинорежиссер, Архангельский, безумие, патриотизм, мракобесие, министр, царь, фильм

Previous post Next post
Up