Александр БАУНОВ: Раздвоение лояльности. Почему не получается остановить кампанию против "Матильды"

Sep 16, 2017 09:25

Провозгласив для России идеологию, Путин создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, и Поклонская может претендовать на то, что воплощает этот набор не хуже его самого. В точке кристаллизации идеологии возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром




Члены движения «Сорок сорок» во время крестного хода, посвященного Дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, где требовали запретить к показу фильм «Матильда»
Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. Один в Екатеринбурге на машине, нагруженной газовыми баллонами, врезался в витрину кинотеатра; другие возле офиса Константина Добрынина сожгли машины - всё за «Матильду».
Россия привыкла к религиозно мотивированным мусульманским терактам, но, несмотря на часто общее гражданство убийц и жертв, они воспринимались как теракты чужих против своих, меньшинства против большинства. Нынешние нападения - это атаки своих против своих, проводимые от имени большинства. Там была борьба за независимость, здесь - борьба за власть в виде права определять границы дозволенного для всех.
В спектакле (а потом и фильме) «Ученик» Кирилла Серебренникова молодой христианский фанатик спорит с приходским священником: другие религии смеются над христианами, они готовы умирать и убивать за свою веру, а мы нет. Герой пьесы просто не нашел своего правильного священника.
С исламским терроризмом бороться трудно, потому что на десять мулл, которые осуждают насилие, найдется один, который благословляет, и нет верховной инстанции, чтобы сказать, кто из них прав. В христианстве такая инстанция есть: в русском православии это патриарх, но он молчит. А СМИ и сети обычно в таких случаях усиливают голос радикалов, а не осуждение их Екатеринбургской епархией. Традиционный крестный ход в Петербурге, где из всех тем требование отменить прокат «Матильды» оказалось самым заметным, при том, что церковь нападавших не осудила, выглядел как их поддержка.
Русская церковь, чрезвычайно централизованная в административном смысле, оказалась децентрализованной в идеологическом - там, где речь идет об очагах фундаменталистского непослушания. Проблема, известная внутри церкви с 1990-х, когда религиозные националисты по своему почину боролись с неправильными, либеральными священниками, а патриархия не решалась им возразить, теперь распространилась за пределы церкви.
В горящей избе
Российский режим относится к тому типу, где дисциплина важнее согласия, а власть не нуждается в соавторах политической повестки и предпочитает принимать поддержку в пассивной форме подчинения и порядка. Время от времени власть старается ограничить слишком инициативных сторонников - то пытается закрыть сайт «Спутник и погром», то ограничивает гранты байкерам и НОДу, дисциплинирует добровольцев Донбасса, оттирая самых непослушных; по 282-й статье о преступлении словом осуждено больше националистов, чем условных либералов. И то, что власть не способна дисциплинировать неукротимую Поклонскую, свидетельствует не о том, как ее идеи крепнут, а как она слабеет под напором собственных идей.
Восходящий поток «инициатива в обмен на лояльность» (по формуле «мы определяем цель, вы нас ведете») хорошо работает между нижним и средним уровнем, но не всегда или с запозданием доходит до верхнего. Когда кипучая низовая инициатива достигает наконец самого верха, Кремлю приходится иметь дело уже не с экстравагантным одиночкой, который хочет быть святее системы, а с полновесным общественным явлением.
В этом парадокс ситуации с «Матильдой»: верхнее звено, хотя предпочитает статику динамике, не всегда пресекает избыточно деятельный восторг на ранних стадиях - это мелко и не по чину и жаль одергивать полезных энтузиастов. Когда же инициатива разрастается до масштабов, при которых Кремлю незазорно ее замечать, цена ее усмирения растет, теперь оно чревато отчуждением ценных групп поддержки и демонстрацией раскола внутри патриотического большинства. В результате уже не Кремль проверяет низовые движения на лояльность себе, а они проверяют Кремль на лояльность провозглашенной им самим идеологии.
Президент России достаточно силен, чтобы одернуть начинающего депутата Поклонскую и бригаду следователей, которые открыли дело Серебренникова и тем самым осложнили ему отношения с множеством потенциальных доверенных лиц. Но на начальном этапе опускаться на уровень Поклонской или следственной группы - слишком мелко. А когда дело Серебренникова или скандал с «Матильдой» сами поднимаются до уровня Кремля, их не так просто остановить: они уже вбирают некоторую часть кремлевских союзников и единомышленников, которых не хочется одергивать, обижать и противопоставлять себе ради какого-то там театра или фильма. Энтузиасты привыкают измерять равенство всех перед законом в арестованных режиссерах.
Когда вопрос поднимается на уровень, не стыдный для Кремля, участники кампании гораздо более многочисленны и распалены, чем в начале, и в ее рядах уже мелькают влиятельные лица. Одно дело, когда Поклонская нападет на фильм Учителя от своего имени, другое - когда к ней присоединяется епископ Тихон Шевкунов, который много лет считается духовником Путина и некоторых высоких чинов из российских спецслужб.
Один за всех
Одна из проблем персоналистского режима, выстроенного в России, в том, что в нем нет сдержек, кроме самого Путина. Его слово, сказанное ex сathedra, то есть в тронной, управленческой ситуации, все еще принимается всерьез, но именно потому, что слова других высокопоставленных функционеров становятся все менее обязательными к исполнению.
В этом отношении нынешняя верхушка действительно больше похожа на двор, чем на политбюро. Путин не может девальвировать свое царское слово, обращаясь к Поклонской или следственной бригаде, а слово практически любого другого функционера, даже если он претендует на то, что вступает в разговор от имени Кремля, весит слишком мало, чтобы остановить патриотическую кампанию, уже нарастившую мышечную массу. Ни министр культуры Мединский, который наконец выступил с весьма категорическим осуждением «гвалта» Поклонской, ни президентский пресс-секретарь Песков, ни премьер-министр Медведев с замами для этого уже недостаточно авторитетны: для участников национал-патриотических кампаний они сами - потенциальный объект публичной или келейной борьбы и желательной замены на более патриотичных чиновников.
На публичное одергивание со стороны неавторитетных для себя людей они найдут публичное и еще чаще негласное одобрение в кругах более уважаемых в их среде. Именно так надо понимать дерзкий ответ депутата Поклонской министру Мединскому: «Давать оценку должны эксперты, не знаю о том, что Мединский имеет стаж экспертной работы». Министр - никто, найдем на него своих авторитетов.
Для организаторов публичных патриотических кампаний в стране нет идеологов, кроме Путина и их самих. Но Путин отвечает уклончиво, не разменивая высокий сан даже на легкий риск попасть в число оппортунистов, значит, осталось найти «правильного священника» и получить благословение. Русская церковь (как и лидеры мнений из мирян), подобно миру ислама, сейчас достаточно диверсифицирована на среднем уровне. А средний уровень, объединившись с активистами снизу, получает способность навязать волю высшему: и вот на свечных ящиках по приходам лежат подписные листы против «Матильды», и уже неважно, кто их положил, важно, что их не убирают.
Рождение гибрида
Кроме очевидного смешения мученичества как итога жизни и святости, упрощенно понятой как пятерка за поведение, для внешних наблюдателей не всегда понятно, почему именно последний царь, проспавший империю, так почитаем среди имперских националистов. У этой традиции два корня. Еще в советское время подлинность православного духа многими измерялась признанием святости последнего царя: эмигрантская Зарубежная церковь давно почитала его святым, в то время как РПЦ и ее, по общему мнению, завербованные КГБ иерархи под давлением атеистической власти этой святости не признавали. Так что неофиту предлагалось сделать выбор между настоящим и конформистским советским православием. По этой причине культ царя-мученика существовал в русской церкви задолго до того, как Путин в процессе объединения Русской и Зарубежной церкви сделал его официальным.
Тогда же в позднем СССР в спецслужбах стал распространяться культ белогвардейцев как настоящих (не чета большевикам) патриотов, парадоксально совмещаясь с почитанием Сталина и Дзержинского. Проект истинно русского СССР с православием вместо коммунизма уже в 1970-е был таким общим местом, что попал в пародийном виде в «Остров Крым» Аксенова.
Что касается происхождения Поклонской, оно еще более прозрачно. Украина, со всеми оговорками, так и не вышла из постсоветских 90-х - как это и следует из показателей ее социально-экономического развития. И Поклонская вместе с Крымом взята прямо оттуда - не только из другого пространства, где власть не авторитет, но и из другого времени. Депутат Поклонская, сама того не подозревая, возрожденный персонаж из толпы политических проповедников начала 90-х у закрытого музея Ленина, предлагавших фантастические проекты обустройства голодной и обиженной России.
Однако в момент, когда Поклонская со своим экзотическим проектом появилась в Москве, политический центр здесь уже два года сдвигался в сторону бывшего края, примерно туда, где давно трудился философ Дугин, заседало Афонское братство, а православие превращалось в коллективную идентичность, дающую право на превосходство над победителями в холодной войне.
Векторы России и Поклонской совпали и дали умножающий эффект, и теперь трудно отдельно остановить Поклонскую, не ставя под вопрос заданное в последние годы идеологическое движение всей России.
Для тех, кто разработал для страны консервативный маневр, депутат Поклонская - беспокойная, но в целом своя, а ее критики - хоть и более уравновешенные - чужие. Противопоказано бить своих на радость чужим. С патриотическими эксцессами власть считает, что разберется сама: они полностью внутреннее дело, у их инициаторов нет внешней поддержки; слабый Ельцин справился с полным Белым домом Поклонских. Зато немногочисленные диссиденты, имея за спиной Запад, развалили целый Советский Союз.
Кампания Поклонской для консервативной части российского политического класса - способ поставить флажки на дальних подступах, предотвратить сползание России в прагматизм, антиоппортунистическая прививка ее руководству, которое то и дело думает о реформах и возвращении в клуб западных держав. Так пусть имеет в виду: уж если ради таких диковинных предметов, как новый фильм и давний царь, вдруг идет такая битва, отступничество в принципиальных вопросах будет стоить дорого.
Двойная лояльность
Путин оказался в классической ловушке начинающего идеолога. Провозгласив идеологию, он создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, но набор идей связан с лицом опосредованно, и Поклонская может воплощать этот набор не хуже его самого. В прежней, неидеологической России лояльность принадлежала только ему. В новой - еще и набору идей, имеющему независимое существование.
В точке кристаллизации идеологии постепенно возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров, который можно условно назвать союзом ряс и погон. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром. Так, за запрет «Матильды» вдруг начинают высказываться местные руководители, силовики, директора, тем более, что снизу им кажется - такая громкая кампания вряд ли идет без одобрения с самого верха. В результате уже после заявления министра Мединского против кампании и в поддержку проката «Матильды» несколько прокатчиков Камчатки приняли решение не включать фильм в репертуар, уточнив, что это их «гражданская позиция», а местное министерство культуры разместило их манифест на своем сайте: двойная лояльность, верный идеалам средний уровень спорит с представителями более высокого, делая удобный выбор на ярмарке авторитетов.
Удивительно, как долго Кремлем не прочитан содержащийся в кампании против «Матильды» личный упрек. В той же среде, где уверены, что у настоящего святого русского царя не может быть романов, возникают вопросы к нынешнему. В неофициальной, но, по его собственным словам, удачной («все в порядке») личной жизни президента именно в силу ее неофициальности и таинственности романтическое и романическое начало преобладает над суровым иконографическим: императора времен Матильды тут никак не меньше, чем императора времен венценосной семьи. Сообщая, что у великого и святого русского царя не может быть романа, активисты задают жесткую систему координат для любого правителя России, не исключая нынешнего.
Сторонники свободной России давно мечтали, чтобы церковь заговорила независимым от государства голосом, а парламентарии вновь не боялись министров. Это происходит, но разговор идет явно на чужом для них, пугающем языке.
Александр БАУНОВ - филолог, журналист, публицист, автор путеводителя "Греция и Греческие острова". Окончил отделение классической филологии филфака МГУ, специальность - преподаватель древнегреческого и латинского языков и античной литературы. В течение 5 лет был на госслужбе в МИД России, из которых 4,5 года работал пресс-атташе посольства России в Греции. Пять лет работал в русском издании журнала Newsweek, полгода - в Independent Media. С 2009 г. - в Slon.Ru, обозреватель и редактор, старший редактор Slon.ru.
Автор циклов статей на международные и внутренние темы в газете "Ведомости", журнале "Большой город", "Русская жизнь" и др. изданиях. Автор книги "WikiLeaks. Дипломатия с черного хода".
В 2013 г. финалист публицистической премии "ПолитПросвет". В 2014 г. председатель жюри премии "ПолитПросвет".
С 2015 г. - старший научный сотрудник Центра Карнеги в Москве и главный редактор сайта Carnegie.ru.
Фейсбук: https://www.facebook.com/alexander.baunov?fref=ts.


Московский центр Карнеги, 14.09.2017
http://carnegie.ru/commentary/73097
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Иван ДАВЫДОВ: Молитвенное противостояние. Почему в споре с Мединским права Поклонская
https://loxovo.livejournal.com/7975699.html
Олег КАШИН и Антон ОРЕХЪ о скандале вокруг "Матильды"
https://loxovo.livejournal.com/7974463.html
Юлия ЛАТЫНИНА о скандале вокруг "Матильды": Православный терроризм-лайт
https://loxovo.livejournal.com/7974240.html
И.ДАВЫДОВ: Наталья против Матильды. Что эксперты усмотрели в истории любви Николая II к балерине
https://loxovo.livejournal.com/7825035.html
Александр МИНКИН: Порнозвезда и депутат (фев 2017)
https://loxovo.livejournal.com/7751787.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Чиновник, режиссер и пародист спокойно делят кэш
Почему проблема «Матильды» не в атаках Поклонской на искусство
http://loxovo.livejournal.com/7683973.html
О скандале вокруг еще не вышедшего в прокат фильма «Матильда» - А.ПРОШКИН, А.КУРАЕВ и С.БАДАМШИН
http://loxovo.livejournal.com/7680774.html
Алена СОЛНЦЕВА: Связь с последним императором
http://loxovo.livejournal.com/7680675.html
*
«Фильма нет, а чувства уже оскорблены»
Как развивается скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»
https://www.gazeta.ru/culture/2016/11/02/a_10301471.shtml
«Матильду» оценили с позиции патриархата
Учитель назвал недоразумением претензии РПЦ к фильму «Матильда»
https://www.gazeta.ru/culture/2016/12/14/a_10427027.shtml
Поклонская снимает «Матильду»
Поклонская требует проверить сценарий и финансирование «Матильды»
https://www.gazeta.ru/culture/2017/01/30/a_10500719.shtml
Поклонская-Милонов - это новые «Гиви»-«Моторола»
Россия - Хрисламское государство. Мнение Юлии ЛАТЫНИНОЙ
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/14/71513-hrislamskoe-gosudarstvo
$10 млн, Путин и «общак Кремля»
The Insider рассказал о финансировании фильма «Матильда»
"Алексей Учитель вынес $1 млн в сумке". Соавтор «Матильды» рассказал о кремлевском общаке
Фильм Алексея Учителя «Матильда» про связь Николая II с балериной Кшесинской выйдет на экраны только в октябре, но он уже стал самой яркой российской кинопремьерой 2017 года. Сначала православные активисты во главе с экс-прокурором и депутатом Натальей Поклонской потребовали запретить фильм из-за «оскорбления чувств верующих», а пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков призвал их сначала посмотреть фильм. Пока общественность взбудоражена вопросом освещения жизни Николая II и его окружения, The Insider выяснил, что «Матильда» дает повод поговорить и об окружении Владимира Путина: как рассказал изданию один из соавторов этого проекта Владислав Москалев, фильм был снят на деньги, выведенные из подконтрольного «Газпромбанку» офшора в обмен на взятку управляющему делами президента, причем непосредственным участником этих событий оказался пародист Владимир Винокур.
http://theins.ru/korrupciya/44366
Петр ЛИДОВ-ПЕТРОВСКИЙ: Казус Матильды
В России состоялась публичная премьера православного экстремизма
Который месяц не утихают страсти вокруг нового фильма Алексея Учителя «Матильда». Хотя премьера ленты назначена на осень, ее вовсю обсуждают, причем люди, чья профессиональная деятельность далека от киноведения.
В своем видеоблоге на «Ленте.ру» публицист Петр ЛИДОВ-ПЕТРОВСКИЙ рассуждает о том, что из этой суеты вокруг еще не показанного фильма родилось новое и крайне неприятное явление - православный экстремизм.
https://lenta.ru/columns/2017/02/09/lidov_blog/
Восстание «секты царебожников», отец Сергий (в миру Николай Романов) и Поклонская
Почему они так влиятельны, хоть и раздражают РПЦ
Могли ли создатели фильма «Матильда» предполагать, что их творение выйдет далеко за рамки кино и вызовет тектонические сдвиги в церковной жизни России? Понятно, что коммерческий успех фильму обеспечен, но не напугает ли власть разгул страстей вокруг него? Пока, судя по всему, Кремль на стороне фильма, а слишком активным его противникам грозят подозрения в «экстремизме». Но если ближе к премьере произойдет «осеннее обострение», власти могут и пересмотреть свою позицию, привычным движением перейдя на сторону «патриотически настроенных» радикалов.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/15/73480-tsarebozhniki-i-konets-sveta
Помни о смерти, брат
Чего хотят активисты «Христианского государства», угрожающие поджигать кинотеатры из-за фильма «Матильда»
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/14/73834-pomni-o-smerti-brat
«Кто-то готов молиться, а кто-то - жечь». Интервью с лидером «Христианского государства»
Глава организации Александр Калинин рассказал, на что готовы пойти его последователи, чтобы остановить фильм «Матильда»
https://openrussia.org/notes/713684/
Православный ИГИЛ*, пока еще не запрещенный в России
Религиозные экстремисты не успокоятся, исчерпав тему фильма «Матильда»
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/12/73792-pravoslavnyy-halifat
Невинность "Матильды" и мандат Поклонской
Октябрьский суд Петербурга отложил до 30 сентября предметное разбирательство по иску 91-летней вдовы царского племянника о защите чести и достоинства дома Романовых в связи с содержанием фильма Алексея Учителя "Матильда".
https://www.svoboda.org/a/28732899.html
Кинопоказчики дрогнули
Истерия вокруг «Матильды» приобрела угрожающие для зрителей размеры
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/13/73823-kinopokazchiki-drognuli
"Матильда" на минном поле
14 сентября в российских городах продолжились начавшиеся 10 сентября массовые эвакуации людей из общественных мест - школ, торговых центров, гостиниц - из-за анонимных звонков о заложенных бомбах. В числе "заминированных" оказались и несколько кинотеатров, владельцы которых недавно получили письма от организации "Христианское государство - Святая Русь" с требованием отказаться от показа фильма "Матильда" о любовной связи императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Лидер "Христианского государства" Александр Калинин заявил в интервью Радио Свобода, что "неизвестные" предупредили его о намерении "минировать" объекты в российских городах в знак протеста против показа картины Алексея Учителя еще 10 сентября, но отверг свою причастность к звонкам о заложенных бомбах. Получивший письмо владелец кинотеатра, с которым побеседовало Радио Свобода, через час после разговора сообщил, что вынужден закрыть его из-за сообщения о заложенной бомбе.
ДАЛЕЕ https://www.svoboda.org/a/28735571.html
*
Поклонение Матильде
Что дарили любовники балерине Кшесинской
Фильм о балерине Матильде Кшесинской еще не вышел на экраны, а уже вызвал бурное обсуждение на грани скандала. Экранизация общеизвестной еще при жизни фигурантов истории любви наследника престола Николая Александровича (будущего императора Николая II) с танцовщицей якобы может оскорбить память монарха, причисленного к лику святых. Однако роман Николая с Матильдой пришелся на те времена, когда он еще не был ни святым, ни монархом, ни даже супругом (более того: после помолвки с Алисой Гессен-Дармштадтской цесаревич прекратил встречаться с любовницей), а Кшесинская, или Малечка, как ее называли близкие знакомые, была не только очень хороша как балерина, но и просто хороша, что объясняет слабость к ней молодого и еще неженатого Николая Александровича. При том, как выяснила «Лента.ру» из мемуаров самой балерины (изданных в Европе в середине прошлого века), Матильда недурно одевалась и любила украшения.
https://lenta.ru/articles/2017/02/07/kshesi/
Впервые опубликованы откровенные дневники Николая II о Матильде Кшесинской
«Провел лучший с нею вечер - перо трясется в руках!»
Николай II и Матильда Кшесинская: уже более ста лет их взаимоотношения не дают покоя историкам, политикам, писателям, досужим сплетникам, ревнителям нравственности... В Государственном архиве РФ мы ознакомились с дневниками Николая Романова, которые он вел в 1890-1894 годах (основная часть этих записей была известна лишь узкому кругу специалистов). Дневники проливают свет на разгар романа балерины с цесаревичем.
http://www.mk.ru/social/2017/09/08/opublikovany-neizdannye-dnevniki-nikolaya-ii-o-matilde-kshesinskoy.html
*
Лента времени
Когда история не разделяет, а объединяет
Интервью епископа Егорьевского Тихона (ШЕВКУНОВА)
https://rg.ru/2015/11/19/istoriya.html
Царь и Матильда
Епископ Тихон ШЕВКУНОВ и режиссер Алексей УЧИТЕЛЬ об исторической правде и художественном вымысле
https://rg.ru/2016/12/13/tihon-shevkunov-i-aleksej-uchitel-ob-istoricheskoj-pravde-i-hudozhestvennom-vymysle.html
Алексей УЧИТЕЛЬ: «Это продуманная акция, хочется разобраться, что за ней стоит»
Режиссер «Матильды» рассказал о странностях кампании против фильма и о своем нежелании быть фрондой
http://www.colta.ru/articles/society/13888

власть, кино, церковь, культура, скандал, конфликты, идеология, православие, лояльность, пропаганда, кинорежиссер, безумие, режим, патриотизм, аналитика, мракобесие, Баунов, министр, царь, фильм

Previous post Next post
Up