Сергей ШЕЛИН: Невыносимая легкость погрома

Nov 08, 2016 01:10

Мастера культуры не отозвались на призыв Райкина. Но главная беда в другом: перед властью и ее волонтерами заранее пасуют широкие массы потребителей искусства
Отклики на 12-минутную речь Константина Райкина против госцензуры и террора казенных волонтеров, закрывающих выставки и спектакли, делятся на три группы. Во‑первых, отрицательные - отсылающие к биографии оратора, участию его в провластных акциях, увенчанности орденами и премиями. Сегодняшняя его смелость трактуется как следствие материальных бед театра «Сатирикон». Это правда, но не вся. Проблем сейчас полно у многих культурных учреждений, однако их начальники помалкивают. А лоялизм, имеющий хоть какие-то границы, куда симпатичнее, чем лоялизм без берегов. Так или иначе, но чем больше людей узнавало об этой речи, тем чаще в сетях отзывались о ней одобрительно и даже восторженно. Хотя называть это выступление манифестом свободы - явный перебор. В своей хорошо продуманной и довольно осмотрительной речи Райкин, по сути, призвал вернуться на несколько лет назад, когда давление государственных смотрящих не было таким безграмотным и хамским, а погромные активисты и церковники еще не догадывались, как широки их возможности. И, наконец, третья категория отзывов - мысли людей казенных, от президентского мотоциклиста Хирурга и до его же пресс-секретаря Пескова. Причем оба не отошли от привычных ролей ни на миллиметр. Хирург жаловался на российские вольности, из-за которых «в Америке райкины не существуют, а у нас существуют». А Песков, которого по ошибке считают ретранслятором Путина, хотя он для этого недостаточно осведомлен, повторил тезис, который в глазах бюрократии выглядит самоочевидным. Что чиновничество («государство») - собственник всех богатств страны и вправе приказывать, как их потратить, любому, кому оно что-то жалует, будь он танкостроителем или деятелем культурного фронта.
В целом же, несмотря на сетевой резонанс, демарш Райкина своей задачи не решил. Призывы к собратьям проявлять цеховую солидарность, «не ябедничать», не отступать перед «группками оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли», не упрашивать Путина «установить границу трактовки классики» - все они упали на почву, заведомо бесплодную. Люди, которые сотнями - случалось, что и вместе с Райкиным - строились для выражения верноподданнических чувств, глубоко чужды корпоративной взаимовыручки. Слова поддержки были единичны и исходили от людей нетипичных. От знаменитого кинорежиссера Андрея Звягинцева. От главы Эрмитажа Михаила Пиотровского, чей должностной статус уж никак не ниже статуса министра культуры. А рядовая творческая масса безмолвствовала.
Но самое грустное как раз и не в этом. У продукции культурных учреждений миллионы интеллигентных потребителей. Константин Райкин о них не упоминал и защиты у них не просил. Хотя именно их согласие или отказ лишиться любимых зрелищ будет решающим в том, что произойдет дальше.
И особых причин для оптимизма нет. Прихлопнуть спектакль или выставку легко до невероятия. Никаких буйствующих толп вовсе и не нужно. Искусство вместе со своими адептами в панике отступает при первом же окрике. Десятка костюмированных в камуфляж плюгавых «офицеров России» откровенно неофицерского вида вполне хватило для закрытия пропущенной через наши же цензурные фильтры фотовыставки Джока Стерджеса, притом закрытия позорного, с традиционной уже мочой и угодливыми расшаркиваниями устроителей.
Ну ладно. Допустим, своеобразие сюжетов в данном случае помешало любителям изящного сплотиться ради защиты гонимого искусства.
Но прошлогодний разгром выставки Вадима Сидура, казалось, давал для сплочения все возможности. Однако видео, сделанное чьей-то недрогнувшей рукой, изумляет непротивлением, на фоне которого происходили все гнусности. Кучка вбежавших в Манеж «активистов» многократно уступала числом охранникам, администраторам и публике. Съемка крупным планом: гопница не спеша идет вдоль экспозиции, срывает экспонат, швыряет на пол, переходит к следующему. И не нашлось никого, кто просто преградил бы ей дорогу. Этот погром, предельно легкий и безопасный для исполнителей, стал образцом для всех последующих. Волны праведного гнева кипели в сетях, но в реальную жизнь почему-то не прорывались.
Но если кто и способен остановить государственные и инициативные погромы, то это не производители культурной продукции, а только те ее потребители, для которых она стоит того, чтобы из-за нее хоть чем-то рискнуть.
Сергей ШЕЛИН - журналист, политолог. Политический обозреватель и/а Росбалт. По образованию химик, к. х. н. В журналистике - с 1989 г. Работал обозревателем, редактором и заместителем редактора во многих петербургских ("Смена", "Час пик", "Вечерний Петербург", "Дело") и московских ("Московские новости", "Новое время", Газета.Ру) изданиях, а также на петербургском ТВ и радио.
Лауреат конкурса "Золотое перо-2014" в номинации "Журналист года", премии фонда "Либеральная миссия" 2016 года в номинации "Публицистика" за цикл публикаций на портале Rosbalt.ru.
Член Санкт-Петербургского союза журналистов, действительный член Санкт-Петербургской академии журналистики, член Гильдии собкоров Санкт-Петербурга.
http://www.biografija.ru/biography/shelin-sergej-grigorevich.htm
http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/pervyi-laureat-premii-libmissiya


"Профиль", 29.10.2016
http://www.profile.ru/pryamayarech/item/112093-nevynosimaya-legkost-pogroma
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
!!!!!!!!! Режиссер Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Дурной сон госзаказа
http://loxovo.livejournal.com/7561627.html
!! Олег КАШИН: Культура подкупа
http://loxovo.livejournal.com/7562332.html
ВЛАСТЬ - КУЛЬТУРА: Николай ЭППЛЕ - Возвращение госзаказа
http://loxovo.livejournal.com/7562597.html
Интеллигенция на бюджете: "дело Райкина" между личной свободой и государством
http://loxovo.livejournal.com/7563122.html
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: Они абсолютно путают свою шерсть с государственной
http://loxovo.livejournal.com/7564227.html
Артист Евгений МИРОНОВ о выступлении Константина Райкина
http://loxovo.livejournal.com/7568493.html
Режиссер Павел ЛУНГИН: "А мы что, не народ?"
http://loxovo.livejournal.com/7568795.html
Дискуссия о цензуре в искусстве: Почему речь Константина Райкина стала событием
http://loxovo.livejournal.com/7572345.html
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Появился страх сильнее страха
http://loxovo.livejournal.com/7581698.html

ПЕРВОИСТОЧНИК:
ПОЛНОЕ ВИДЕО - Константин РАЙКИН на VII съезде СТД РФ: Клевещем, доносим и хотим в клетку
О цензуре и борьбе государства за нравственность
В своей эмоциональной 10-минутной речи, несколько раз прерывавшейся аплодисментами, Константин Райкин сообщил о том, что особенно тревожит его сегодня, а фактически - выступил против даже такого подвида цензуры, как борьба чиновников за нравственность в искусстве. Позже многие делегаты съезда говорили, что подписываются под словами Райкина, целиком разделяют его позицию.
Опубликовано: 24 октября 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=NgRv4lyd_pU
Константин РАЙКИН: Мы клевещем, доносим и опять хотим в клетку
Райкин о цензуре и нравственности
Руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России (СТД) с большой речью против цензуры и о борьбе государства "за нравственность в искусстве". Руководитель театра "Сатирикон" призвал деятелей культуры и искусства объединиться и вместе противостоять попыткам цензуры. Об этом он заявил в ходе седьмого съезда Союза театральных деятелей России (СТД). Аудиозапись была опубликована в Facebook Ассоциации театральных критиков: https://www.facebook.com/atknewstheatre/
Опубликовано: 24 октября 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=DM1s92DP7dw
Что пресс-секретарь президента ответил Константину Райкину
Дмитрий Песков разделил произведения по их финансированию
Дмитрий Песков заявил, что цензура в России «недопустима», но государство, если финансирует «ту или иную постановку», вправе обозначать ее тему. Константин Райкин в своем выступлении на съезде Союза театральных деятелей указал, что «власть вмешивается в работу деятелей искусства» под предлогом финансирования учреждений культуры.
http://www.kommersant.ru/doc/3125810

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Монолог года
Своего рода документ эпохи - выступление Константина Райкина на Всероссийском театральном форуме. Худрук "Сатирикона" говорил о цензуре, церкви, борьбе за нравственность - и не только сорвал аплодисменты публики, но и, уж простите за такое выражение, "взорвал Интернет".
http://www.svoboda.org/a/28073416.html
Артем КРЕЧЕТНИКОВ - Cоветская цензура: воспоминания о будущем?
Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин не VII съезде Союза театральных деятелей России 24 октября предупредил об опасности возрождения цензуры в России.
О каком прошлом напомнил Райкин? Действительно ли оно возвращается? Чем сегодняшний день на него похож, и в чем разница?
http://www.bbc.com/russian/features-37802585
«Всплывает всякая мразь»
Худрук БДТ Андрей МОГУЧИЙ ответил критикам Константина Райкина
http://www.mk.ru/culture/2016/10/27/vsplyvaet-vsyakaya-mraz-khudruk-bdt-moguchiy-otvetil-kritikam-konstantina-raykina.html
Владимир ПОЗНЕР, журналист: Обращение к Константину Аркадьевичу Райкину
http://pozneronline.ru/2016/10/17291/
Никита МИХАЛКОВ не понял, в чем ущемили Константина Райкина
Режиссер Никита Михалков прокомментировал слова Константина Райкина о цензуре и «наездах» на театры
http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20161105-nikita-mihalkov-ne-ponyal-v-chem-ushchemili-konstantina-rayk

Шелин, потребитель, власть, чиновники, театр, цензура, погромы, страх, культура, финансирование, артист

Previous post Next post
Up