Дискуссия о цензуре в искусстве: Почему речь Константина Райкина стала событием

Nov 02, 2016 03:00



Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин и байкер Александр Залдостанов

Хирург и Демиург. Зачем государству мирить байкера с режиссером
Дискуссия о цензуре в искусстве с участием худрука театра «Сатирикон» Константина Райкина, главного байкера страны Хирурга и главного с точки зрения популярности в мире фестивального кино российского кинорежиссера Андрея Звягинцева не просто затмила собой привычную информационную повестку. Эта дискуссия с переходом на личности вновь вынудила государство как-то определяться со своей культурной политикой.
В российском культурном поле (а культура вместе с историей стала в России главным заменителем обычной политики) явно сформировались три основных актора. Или даже, учитывая театральный и постановочный характер происходящего, - три актера: интеллигенция, общественники-охранители и государство. Государство в лице Кремля вынуждено балансировать между двумя первыми. Причем государство периодически стравливает их, но при этом не дает конфликту перейти в тотальную войну новых «патриотических варваров» с «дегенеративным искусством».
С одной стороны, постоянными разговорами о «духовных скрепах» и «правильном патриотическом искусстве», а также порой просто финансированием разных сомнительных провластных НКО государство вроде само натравливает этих активистов на мастеров культуры. С другой, выслушав совершено хамские выпады байкера Хирурга на режиссера Константина Райкина (который до недавнего времени не только много лет публично поддерживал Путина, но является еще и сыном всенародно любимого артиста), государство вынуждено как-то охлаждать пыл «ура-патриотов». Поэтому лично пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал Хирурга извиниться перед Райкиным. Песков также назвал нападение на выставку фотографий Джока Стерджеса в Москве «абсолютно хулиганской выходкой».
Более того, даже Путин на заседании Валдайского клуба пожурил лицо новой российской пропаганды Дмитрия Киселева за обещание превратить США в «радиоактивный пепел». Хотя Киселев всего лишь транслировал в несколько утрированном виде обычную антиамериканскую риторику российских властей.
Несмотря на то, что сама дискуссия о цензуре в искусстве ведется порой в откровенно истерическом ключе с переходом на личности («дурак» - «сам дурак»), тема конфликта действительно важная и принципиальная для всей атмосферы в стране, а не только для культуры.
При этом проблема цензуры в искусстве - одна из немногих, которую любые власти при желании способны решить без больших усилий. Даже делать ничего не надо - просто соблюдать собственные законы. Отвечая на пламенную речь Райкина о вмешательстве толпы в искусство, цензуре и странном нейтралитете государства по отношению к вандалам, тот же Песков пытался оправдать возможность влияния государства на искусство госзаказом. Мол, раз государство дает деньги, оно вправе чего-то требовать взамен от их получателей. Хотя у нас в стране понятие госзаказа для театров не вполне подходит. (Он есть в кино, там происходят государственные питчинги, где решается, на какие сценарии давать госденьги.) В России государством финансируются не конкретные спектакли, а театры. Если это театр государственный, у хозяина есть прекрасный способ определять репертуарную политику - поменять худрука. Что государство и делает. Как, например, в Новосибирской опере после постановки «Тангейзера». Правда, почему-то под нажимом каких-то «православных активистов».
Еще одна важная для прояснения сути этого театрально-политического спектакля, разыгрывающегося на наших глазах, «мелочь»: у государства нет никаких «своих» денег - это деньги налогоплательщиков. Наши с вами, а не министра культуры или даже президента. Как раз об этом написал свой текст в поддержку речи Райкина в газете «Коммерсантъ» кинорежиссер Андрей Звягинцев.
Как ни крути, получается, что государство ни по Конституции, ни по факту происхождения бюджетов не имеет абсолютного права на госзаказ в искусстве. Госзаказ может быть только в оборонной промышленности, поскольку никаких отдельных от государства армий и полиций в нормальных странах не существует.
Если государство не хочет финансировать театр «Сатирикон», если он государству не нравится - на здоровье. Но если существующие на гранты государства «Офицеры России», руководитель которых заседает в Общественной палате, закрывают фотовыставку, за это несут ответственность не только «оскорбленные активисты», но и власти.
Государство на то и существует, чтобы определять государственные границы. Но при этом не границы дозволенного в искусстве.
Если просто регулярно призывать к ответственности осквернителей выставок, глядишь, не надо будет пресс-секретарю президента просить байкера Хирурга извиняться перед уважаемым режиссером и актером. «Охранители» сами все поймут. Государству вполне по силам перестать использовать радикальных общественников в целях защиты «духовных скреп» - буквально щелчком пальца. Это не экономику из кризиса вытаскивать: тут не нужно ни денег, ни реформ.
Полностью встать на сторону «хирургов» и «офицеров», по крайней мере в вопросах отношения к прекрасному, Кремль явно не хочет. Только государство не объясняет этим борцам за чистоту и красоту, где именно пролегает граница (уже с точки зрения Уголовного кодекса), за которую выходить запрещено.
Обливать мочой фотографии на выставке нельзя. Громить скульптуры вроде бы тоже. Тем не менее, выставка фотографий была закрыта. Спектакль, не понравившийся православным активистам, был немедленно снят с репертуара. Никто не пытался наказать уголовно казаков, нападавших на Музей Набокова в Петербурге. Значит, что-то из этого можно? Или все-таки нет?
При этом пока вроде бы не было замечено людей во фраках с дирижерскими палочками, которые пытались бы разгромить, например, ежегодные патриотические новогодние елки, которые устраивают «Ночные волки». Хотя там, как говорят и пишут очевидцы, такие волки и такие елки - что волосы дыбом встают.
В общем, никакой культурной политики и политической культуры без «хирургического вмешательства» государства у нас пока не получается. И художников по-прежнему может обидеть каждый. Особенно если государство не особо возражает.

Газета.Ру, 28.10.2016
https://www.gazeta.ru/comments/2016/10/28_e_10284575.shtml

Все оттенки цензуры
Почему речь Константина Райкина стала событием


Константин Райкин в роли короля Лира, 2006 год
Неожиданно широкий резонанс получило выступление худрука московского театра «Сатирикон» Константина Райкина, который обвинил государство в фактической цензуре культурной жизни. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицает существование цензуры в стране, но заявил о праве на госзаказ. Между тем трудно сомневаться в том, что степень автономии искусства в России сегодня стремительно уменьшается.
Пожалуй, самое впечатляющее в речи Райкина - то, что он не сказал ничего принципиально нового. Сказанное им настолько очевидно и бесспорно по сути, что противники Райкина не придумали ничего лучше, как обсудить сложную финансовую ситуацию в возглавляемом им театре «Сатирикон», которая и подтолкнула режиссера обрушить град критических стрел на культурную политику российских властей. Мол, таким нехитрым образом он выбивает себе дополнительное финансирование, чтобы в случае чего прослыть обиженным властью борцом за творческую свободу.
Даже c учетом того, что это меркантильное объяснение может иметь под собой некоторые основания, оно вряд ли может быть исчерпывающим. Потому что говорил Райкин о тех проблемах, которые реально существуют в сегодняшней России вне зависимости от финансового положения его театра.
О нарастающей угрозе новой цензуры. Об отсутствии на этом фоне цеховой солидарности в творческой среде. О все более активном вмешательстве в культурную жизнь со стороны государства и профессиональных борцов за нравственность.
Да и первый звоночек для самого «Сатирикона» прозвучал еще в феврале, и был он не про деньги, а про намерение Виталия Милонова проверить на гей-пропаганду среди несовершеннолетних райкинский спектакль «Все оттенки голубого». Который в афише, естественно, сопровождается плашкой 18+, но может ли это успокоить таких, как депутат Милонов?
«Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность», - сказал, в частности, Райкин. - Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется».
Удивляет, что констатация очевидных фактов и все более навязчивых тревог, которые возникают у любого, кто следит за российской культурной жизнью, выглядит почти что фрондерством и производит такой сильный эффект.
В прежние времена важнейшим из искусств было для нас, как известно, кино - теперь искусство не замечать очевидное. И когда кто-то из деятелей культуры неожиданно показывает себя недостаточно его освоившим, это способно вызвать целый скандал с комментариями вплоть до пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
Песков, разумеется, заявил, что никакой цензуры в России нет. Но есть госзаказ. «Естественно, если государство дает деньги на ту или иную постановку, государство вправе обозначить ту или иную тему, государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему», - сообщил он журналистам. А если и нет госзаказа, то найдется антиэкстремистское законодательство, о котором Песков тоже не преминул вспомнить.
Проблема в том, что в стране, где доля государства в экономике составляет примерно половину, а по некоторым оценкам, и все 70% (это не говоря о частных лицах, персонально связанных с первыми лицами государства), довольно странно говорить о равнозначных и параллельных культурных мирах. В одном из которых правила задает государство, а в другом процветает свобода творчества на частные деньги.
К сожалению, экономическая эволюция нашей страны не дала сформироваться реально независимым от власти институтам. Сначала это отразилось на политической жизни, параллельно привело к огосударствлению медийной сферы, теперь вот во всей красе проявляется в области культуры. И в последнем случае это будет иметь, пожалуй, самые тяжкие последствия. Потому что искусство без интеллектуальной, творческой автономии угасает.
Сам Райкин заявил: «У власти столько соблазнов, вокруг нее столько искушений, что умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчеты и пороки этой власти».
К сожалению, руководство нашей страны в своей практике пока прекрасно обходится без использования этой азбучной истины. Так что особо надеяться на такие воззвания к ней не приходится. Тем более, что услужливые комментаторы интерпретировали и эти слова незамысловато: дескать, денег хочет.
Хотя это, скорее, вопрос к нашему обществу, которое поразительно быстро приняло самую простую и даже примитивную интерпретацию рыночной логики, навязанную ему сверху: кто платит - тот и заказывает музыку. Хотя платить просто больше некому.
Утверждение этого принципа началось довольно давно, но после присоединения Крыма приобрело совсем уж гротескные формы. Видимо, сыграло свою роль повышенное чувство солидарности с властью, пошедшей на этот популярный шаг: если ей теперь надо наступать на свободу художественной жизни - ну, пусть наступает, Крым-то наш.
Хотя в реальности никакой политической опасности свободные художники, конечно, не представляют. Единственный политический смысл борьбы с ними - в том, чтобы лишний раз мобилизовать свой электорат: мы снова воюем с врагами, поддержите нас. Ну и, где возможно, сэкономить бюджетные деньги, конечно, тоже: оптимизация - святое дело.
Характерно, что особую тревогу у Райкина вызвали группы «оскорбленных граждан», призванные олицетворять собой «большинство» общества. Это новая ситуация, на которую обратил внимание и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, заметивший в интервью НСН по поводу выступления худрука «Сатирикона», что «если с обкомовскими цензорами можно было справиться, что-то прийти, объяснить… а вот диктат толпы - это ужасно».
Такая ситуация действительно новая не только политически, но и исторически. Десятилетиями и веками правительство было «главным европейцем» с точки зрения донесения культурных ценностей. Теперь претендует на то, чтобы стать таковым в плане следования рыночным законам.
Но самой нашей культуре это грозит глобальным кризисом, если не уничтожением, поскольку на нее идет наступление с тех моральных позиций, на которых стоят желтые издания и ток-шоу для домохозяек.
Конечно, в какой-то перспективе такое давление на культуру может дать обществу даже оздоровляющий эффект, поскольку будет учить коллективной солидарности и ценностному самоопределению. Но до того, как это случится, общество может просто не дотянуть, уничтожив само себя в процессе этой самозваной культурной революции. И на выходе это будет уже совсем не та великая русская культура, буквально пронизанная борьбой и противоречиями, которой так гордятся «оскорбленные граждане», как правило, о ней мало что знающие за пределами курса старшей школы.

Газета.Ру, 25.10.2016
https://www.gazeta.ru/comments/2016/10/25_e_10271003.shtml

Примечание: все выделения в текстах - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
!!!!!!!!! Режиссер Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Дурной сон госзаказа
http://loxovo.livejournal.com/7561627.html
!! Олег КАШИН: Культура подкупа
http://loxovo.livejournal.com/7562332.html
ВЛАСТЬ - КУЛЬТУРА: Николай ЭППЛЕ - Возвращение госзаказа
http://loxovo.livejournal.com/7562597.html
Интеллигенция на бюджете: "дело Райкина" между личной свободой и государством
http://loxovo.livejournal.com/7563122.html
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: Они абсолютно путают свою шерсть с государственной
http://loxovo.livejournal.com/7564227.html
Артист Евгений МИРОНОВ о выступлении Константина Райкина
http://loxovo.livejournal.com/7568493.html
Режиссер Павел ЛУНГИН: "А мы что, не народ?"
http://loxovo.livejournal.com/7568795.html

ПЕРВОИСТОЧНИК:
ПОЛНОЕ ВИДЕО - Константин РАЙКИН на VII съезде СТД РФ: Клевещем, доносим и хотим в клетку
О цензуре и борьбе государства за нравственность
В своей эмоциональной 10-минутной речи, несколько раз прерывавшейся аплодисментами, Константин Райкин сообщил о том, что особенно тревожит его сегодня, а фактически - выступил против даже такого подвида цензуры, как борьба чиновников за нравственность в искусстве. Позже многие делегаты съезда говорили, что подписываются под словами Райкина, целиком разделяют его позицию.
Опубликовано: 24 октября 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=NgRv4lyd_pU
Константин РАЙКИН: Мы клевещем, доносим и опять хотим в клетку
Райкин о цензуре и нравственности
Руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России (СТД) с большой речью против цензуры и о борьбе государства "за нравственность в искусстве". Руководитель театра "Сатирикон" призвал деятелей культуры и искусства объединиться и вместе противостоять попыткам цензуры. Об этом он заявил в ходе седьмого съезда Союза театральных деятелей России (СТД). Аудиозапись была опубликована в Facebook Ассоциации театральных критиков: https://www.facebook.com/atknewstheatre/
Опубликовано: 24 октября 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=DM1s92DP7dw
Что пресс-секретарь президента ответил Константину Райкину
Дмитрий Песков разделил произведения по их финансированию
Дмитрий Песков заявил, что цензура в России «недопустима», но государство, если финансирует «ту или иную постановку», вправе обозначать ее тему. Константин Райкин в своем выступлении на съезде Союза театральных деятелей указал, что «власть вмешивается в работу деятелей искусства» под предлогом финансирования учреждений культуры.
http://www.kommersant.ru/doc/3125810

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Монолог года
Своего рода документ эпохи - выступление Константина Райкина на Всероссийском театральном форуме. Худрук "Сатирикона" говорил о цензуре, церкви, борьбе за нравственность - и не только сорвал аплодисменты публики, но и, уж простите за такое выражение, "взорвал Интернет".
http://www.svoboda.org/a/28073416.html
Артем КРЕЧЕТНИКОВ - Cоветская цензура: воспоминания о будущем?
Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин не VII съезде Союза театральных деятелей России 24 октября предупредил об опасности возрождения цензуры в России.
О каком прошлом напомнил Райкин? Действительно ли оно возвращается? Чем сегодняшний день на него похож, и в чем разница?
http://www.bbc.com/russian/features-37802585
«Всплывает всякая мразь»
Худрук БДТ Андрей МОГУЧИЙ ответил критикам Константина Райкина
http://www.mk.ru/culture/2016/10/27/vsplyvaet-vsyakaya-mraz-khudruk-bdt-moguchiy-otvetil-kritikam-konstantina-raykina.html
Владимир ПОЗНЕР, журналист: Обращение к Константину Аркадьевичу Райкину
http://pozneronline.ru/2016/10/17291/
Никита МИХАЛКОВ не понял, в чем ущемили Константина Райкина
Режиссер Никита Михалков прокомментировал слова Константина Райкина о цензуре и «наездах» на театры
http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20161105-nikita-mihalkov-ne-ponyal-v-chem-ushchemili-konstantina-rayk

искусство, власть, дискуссии, театр, цензура, культура, государство, финансирование

Previous post Next post
Up