"Стратегия-2020" может потребовать от власти усилий, на которые она совсем не готова

Apr 15, 2012 02:45

Новая модель для старого хозяина
«Стратегия» может потребовать от власти усилий, на которые она совсем не готова
Кажется, что все идет по плану. Работа над «Стратегией-2020» продолжалась больше года, итоговый доклад опубликован в момент, когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев думают над составом будущего правительства, которому, возможно, и придется воплощать в жизнь предложенные реформы. Они известны и обсуждаются как публично, так и на полузакрытых совещаниях у президента. У команды, созванной Высшей школой экономики и Академией народного хозяйства, получился умеренно либеральный документ, предполагающий смену экономической модели при сохранении политической стабильности.
Считается, что России нужно выбраться из ловушки низкой конкурентоспособности, когда страна слишком богата, чтобы расти за счет дешевой рабочей силы, но недостаточно развита для того, чтобы выйти на мировой рынок с инновационными товарами и услугами. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ОСНОВАННАЯ НА СЫРЬЕВОМ ЭКСПОРТЕ, ОБЕСПЕЧИТ ЛИШЬ ИНЕРЦИОННЫЕ ТЕМПЫ РОСТА. Ее предложено сменить. Вот цитата из документа: «Важнейшей характеристикой предлагаемых изменений является переход от модели, в которой экономический рост сопровождается ростом издержек, к экономическому росту, опирающемуся на снижение издержек». То есть от неэффективных инвестпроектов и раздувания расходов, когда год за годом бюджет все сложнее балансировать, а откаты растут вместе с ценами на нефть, К ПОЛИТИКЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ СКРЫТЫХ В ЭКОНОМИКЕ СИЛ: КОНКУРЕНЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ.
На практике такой маневр связан как раз с РОСТОМ ИЗДЕРЖЕК, ТОЛЬКО НЕ ДЕНЕЖНЫХ, А ПОЛИТИЧЕСКИХ. ПОПУЛЯРНЫХ МЕР В АРСЕНАЛЕ ЭКОНОМИСТОВ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ. Даже если речь идет об увеличении бюджетных инвестиций в образование и здравоохранение, то за счет сокращения расходов на госаппарат и оборону. Причем деньги бюджетникам даются не просто так, а при условии реформ, которые пугают профессиональные сообщества. Ну а повышение пенсионного возраста для властей и вовсе табу.
Чтобы все это сделать, нужен мандат доверия, а с ним не все так просто, как можно подумать, глядя на данные ЦИК по итогам 4 марта. Президент Центра стратегических разработок Михаил ДМИТРИЕВ, который в прошлом году весьма точно предсказал взрыв протестных настроений, недавно в интервью РИА Новости выступил с новыми и тоже неприятными для власти прогнозами. Не стоит думать, что митинги закончились вместе с выборами. Недовольство распространяется за пределы крупных городов. Претензии к власти предъявляются самые разные. Если для среднего класса важна политическая конкуренция, то жителям небольших городов и поселков нужны социальные гарантии и работа. В такой ситуации у нового правительства будет минимальная свобода маневра. Особенно если граждане не увидят в кабинете, который предсказуемо возглавит Дмитрий Медведев, новых лиц - старые уж очень надоели. Вместо обновления кабинета можно получить видимость обновления, недаром СМИ обсуждают почти анекдотические слухи о рокировке Эльвиры Набиуллиной и Татьяны Голиковой.
В итоге «Стратегия» может потребовать от власти усилий, на которые она совсем не готова. Не трудно ради улучшения инвестиционного климата создать институт уполномоченного по делам инвесторов. Совсем другое дело - полностью переписать уголовное законодательство. «Современная уголовная политика формирует правопорядок, который является агрессивным по отношению к собственности и бизнесу», - пишут авторы «Стратегии». В день вынесения приговора по резонансному делу предпринимателя Алексея Козлова это кажется особенно верным. Как и любая констатация факта.

"Московские новости" №237, 16 марта 2012
http://mn.ru/oped/20120316/313578628.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

конкуренция, экономика, власть, сырьевая, стратегия

Previous post Next post
Up