Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Требуете суда над детьми? Вы на себя посмотрите!

Apr 15, 2012 02:55

Кровавые девочки в глазах
Вначале вопиющий случай в Калининграде, где школьницы избивают другую школьницу, причем инвалида, и выкладывают видео в Интернет.
Начинается скандал, полиция открывает дело, журналисты рвут на куски пострадавшую, чтобы приехала на ток-шоу и рассказала смачные подробности.
Тут же новый, свежий скандал - в городе Сельцо тоже бьют школьницу, также выкладывают видео в Интернет. И вот уже туда спешат «сотрудники управления уголовного розыска и подразделения по делам несовершеннолетних областного УМВД. Результаты проводимой полицией работы позволят дать правовую оценку действиям участниц конфликта и работников системы образования», отметили в МВД.
Они все правильно делают, и скоро мы узнаем горячие подробности - кто, куда и чем бил. А герои в ток-шоу будут «радовать» нас взаимными обвинениями.
Я не хочу клеймить современные СМИ за поиск сенсаций - более того, считаю, что насилие детей друг над другом - тема, вполне достойная СМИ. А то, что они поднимают ее в таком жареном виде, ну, что поделать - другие ее вообще не поднимают.
Поэтому давайте поговорим именно об этом. И назовем истинных виновников подобного поведения - виновников, которые стоят в сторонке.
То, что насилие в школах существует, и всегда было - это непреложный факт. Более того, считаю, что оно всегда будет, ибо именно в школе, среди сверстников, как в стае, формируется характер ребенка. В школьных стычках проявляются основные черты характера, испытывается на крепость и здравый смысл, его манера поведения.
Ударил кого-то - получил сдачи! Теперь знаешь, к этому лезть нельзя. А вот к тому, тихоне, можно. Полез с дракой к тихоне, а он в ответ навесил крупных синяков - оказывается, он ходит в какую-то школу тэквондо.
Получаешь первый философский урок: внешнее не всегда соответствует внутреннему.
И эти уроки, эта притирка нового поколения друг к другу - видимо, важнейшая часть социального воспитания ребенка. Более того, она просто необходима, потому что ребенок обязан начать формироваться социально, но по реальным законам его поколения, а не выдуманным его родителями - типа «туда не ходи, с теми не дружи». Защищать ребенка от окружающей школьной среды, определять его в какие-то элитные школы, где на одного школьника десять охранников - это воспитать подростка, который не знает реальную, непростую жизнь, ее теневые стороны. И, самое главное, не имеет опыта поведения, а он, этот опыт, ему очень понадобится, чтобы выжить уже в жизни реальной, когда родители отойдут в сторонку.
Все вышесказанное, безусловно, не оправдывает школьное агрессивное поведение - просто важно понять, что от него нет спасения, его не избежать.
Однако поговорим не только о «жертвах», но и о самих «агрессорах» - это главная тема.
Детская агрессивность иррациональна, и пусть мне возражает кто угодно - всегда была и будет. И главная задача минимизировать ее не потом, когда необходимо вмешательство полиции, а задолго до этого.
И, конечно же, увольнение директора школы и классного руководителя как «недосмотревших» успокоит скандал, но не снимет главную проблему с главного виновного.
А его, этого виновного, давайте назовем прямо - это родители.
Мы на «Эхе Москвы» провели опрос: кто из родителей считает, что он полностью в курсе того, что делает и чем интересуется его ребенок? Результаты голосования не порадовали - только треть аудитории в курсе, остальные признались, что недостаточно знают, что делает и чем живет отпрыск.
Откровенность похвальная, говорят, с самосознания проблемы позитивное движение и начинается, но проблема есть. Казалось бы, родителей трудно осуждать: они ходят на работу, бьются за выживание семьи, стараются - очень стараются! - уделять ребенку максимум внимания, но... все же нужно и отдохнуть, и расслабиться немного. Более того, есть еще одна проблема, с которой не сладить, - Интернет. У ребенка там Фейсбук, Твиттер. Кроме того, у него там почта. И все это запаролено! И черт его знает, о чем они там говорят, какие сайты и картинки смотрят и о чем договариваются!
А может, они договариваются одноклассницу избить и видео выложить. И там, в этом Фейсбуке, сейчас вся эта толпа готовит это издевательство, а вы ничего об этом не знаете, потому что ваша милая дочка с милым взглядом сидит у экрана и чему-то хихикает. Знать бы, чему она хихикает, да не узнаешь - скажет, что это ее пустяковые дела.
А назавтра - вызов в прокуратуру!..
Так что делать?
Сразу скажу, что передо мной стоят те же проблемы. Сыну - 9 лет, дочери - 13. Дело усугубляется тем, что оба они идеально знают английский - мы жили за границей. Дочь общается со всем миром, ее английский - молодежный сленг, в котором я почти ничего не понимаю. Казалось бы - безвыходная ситуация, но...
Однажды я увидел в Москве потрясающую социальную рекламу, на ней был изображен маленький мальчик в круглых возрастных очках и спицами в руках, сосредоточенно вяжущий какой-то носок или шарф. Подпись была приблизительно такая: «Сын похож на бабушку? А сколько времени с ним проводишь ты?!»
Гениальная реклама!
И я подхожу к дочери и завожу с ней разговор, прошу объяснить, что обозначают все эти рисунки и слова на сайтах, куда она ходит. Она вначале говорит, что я не пойму, но потом начинает объяснять и делает это с охотой, потому что ей приятно, что она чему-то может меня научить. И хотя бы таким образом я приподнимаю завесу «тайны ее скрытой жизни». Чаще всего ее тайны оказываются копеечными, а интриги кукольными. Но мне важно не пропустить реальную интригу, и даже при всех моих стараниях я не уверен, что смогу ее разглядеть, если она захочет ее скрыть. Но делаю все, что могу. То есть, мне так кажется, что все делаю.
И другого нам не остается.
Однажды в одной из передач на подобную тему мы попытались сформулировать, как должен вести себя родитель с взрослеющим ребенком. Задача была трудная, ибо с взрослением у ребенка появляется личное пространство, в котором нотации и назидание - не лучший способ нормальной совместной жизни.
Получилась у нас такая фраза: «Держать ребенка возле себя столько, сколько это возможно».
Однако фраза эта не означает исключительно совместное проживание. Она означает, что ты возле себя держишь интересы ребенка, его конфликты и радости, его круг общения, планы и ежедневную жизнь. Не как высокомерный учитель все это держишь, а как друг и советчик.
Все эти добрые советы я даю не столько читателю, сколько самому себе, потому что теоретически я все это понимаю, но, понимаете, то у меня эфир какой-нибудь, то вот эту статью пишу - где на все время найти?
Но вся наша эта оправданная занятость, она не оправдывает главной нашей ошибки. Ибо тезис «хочешь, чтобы твой ребенок был похож на тебя, - будь рядом с ним» никто не отменял.
И никто нам в исполнении этого благого намерения помочь не сможет.
Никому неинтересно, где мы найдем на это время. Просто это надо делать - и все тут.
Потому что сидящая у компьютера с горящими глазами ваша дочь - это страшнейший нам всем приговор, потому что глаза ее горят не от нас с вами.
Не нами она восхищается, а кем-то другим.
Кто-то другой для нее сейчас идеал, а не вы! Может быть, именно тот, кто предложил ей безумную идею избить одноклассницу.
Поэтому пора признать истинного виновника в происшедшем именно в себе.
Поэтому давайте не спешить увольнять учителей.
Возможно, следует в первую очередь уволить себя из родителей.

Московский Комсомолец № 25915 от 12 апреля 2012 г.
http://www.mk.ru/social/article/2012/04/11/692048-krovavyie-devochki-v-glazah.html

общество, семья, дети, насилие, Ганапольский, школа, воспитание, школьники, родители

Previous post Next post
Up